Судья: Акименко Н.Н. (УИД) 61RS0010-01-2023-000847-77
дело № 33-18021/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.
судей Владимирова Д.А., Сотниковой Е.В.
при секретаре Шипулиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1270/2023 по иску Ермоленко Александра Владимировича, Журавлева Давида Денисовича, Ермоленко Софии Александровны, Ермоленко Александры Олеговны к Администрации города Батайска о признании жилого дома непригодным для проживания, по апелляционным жалобам Администрации города Ростова-на-Дону и Администрации г. Батайска на решение Батайского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2023 года,
Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А., судебная коллегия,
установила:
Ермоленко А.В., Журавлев Д.Д., Ермоленко С.А., Ермоленко А.О. обратились в суд с иском к Администрации города Батайска о признании жилого дома непригодным для проживания, указав на то, что 21.08.2017 возникла чрезвычайная ситуация, вызванная крупным пожаром в городе Ростове-на-Дону. В результате пожара уничтожено принадлежащее истцам жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В соответствии с Постановлением города Ростова-на-Дону от 8 сентября 2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН данный жилой дом признан непригодным для проживания, в связи с чем истцы обратились в Департамент координации строительства о перспективе развития города Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, однако истцам в предоставлении социальной выплаты было отказано, ввиду того, что за истцами зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН площадью 48 кв.м.
Постановлением Администрации города БатайскаНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.05.2018 истцам отказано в признании указанного объекта незавершенного строительства, непригодным для проживания со ссылкой на заключение об оценке соответствия помещения требованиям о признании помещения непригодным для проживания от 16.04.2018.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 7.11. 2018 дело №2-2840/2018 истцам было отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации города Ростова-на-Дону, Комиссии по рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара о признании права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, обязании включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан получателей социальной выплаты на приобретение жилья. Апелляционным определением Ростовского областного суда от 13.02.2019 по делу №33-2435/2019 было указано на необходимость истцам для защиты нарушенного права обратиться в суд с требованием о признании жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодным для проживания, так как именно этот вопрос находится в неразрывной связи с правом истцов на получение социальной выплаты. В рамках досудебной подготовки истцами была проведена независимая экспертиза ООО "Полиэксперт", согласно заключению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1.02.2023 которой, жилой дом литер А по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН являлся непригодным к проживанию и по состоянию на 21.08.2017. Приведение жилого дома в состояние пригодное к проживанию невозможно путем окончания строительства, требует разработки мероприятий по замене несущих и ограждающих конструкций.
На основании изложенного истцы просили признать жилой дом с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодным для постоянного проживания.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 12.09.2024 исковые требования Ермоленко А.В., Журавлева Д.Д., Ермоленко С.А., Ермоленко А.О. удовлетворены.
Суд признал жилой дом с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодным для постоянного проживания.
В пользу ООО «Прайм» с Администрации города Батайска суд взыскал расходы на экспертизу в размере 56 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрации города Батайска, Администрация г. Ростова-на-Дону подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Администрации г. Батайска указывает на то, что истцы обратились в суд с заявленными требованиями в порядке гражданского судопроизводства, что не предусмотрено действующим законодательством, поскольку в настоящем деле спор о праве связан с проверкой законности и обоснованности принятия решений о признании жилого помещения пригодным для проживания, в связи с чем истцы должны обжаловать постановление Межведомственной комиссии г. Батайска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым отказано в признании жилого помещения непригодным для проживания в порядке КАС РФ. Также апеллянт указывает на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям. По мнению апеллянта, поскольку отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований соответственно нет оснований для взыскания с Администрации г. Батайска расходов по оплате экспертизы.
Администрация г. Ростова-на-Дону в своей апелляционной жалобе ссылалась на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Установлен административный порядок признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания. При этом, суд не может подменять своим решением действия органов публичной власти. Также указывает на пропуск срока исковой давности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.03.2024 решение Батайского городского суда Ростовской области от 12.09.2023 отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ермоленко А.В., Журавлева Д.Д., Ермоленко С.А., Ермоленко А.О. к Администрации города Батайска о признании жилого дома непригодным для проживания отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20.03.2024 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно ч. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми (абз. 2 п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17).
Отменяя апелляционное определение, кассационная инстанция указала, об отсутствии у истцов иного способа защиты принадлежащего им права, а выводы суда апелляционной инстанции о неправильном способе защиты являются необоснованными.
Суд кассационной инстанции указал на то, что судом апелляционной инстанции, при наличии по делу соответствующих доказательств, не дана оценка состоянию жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пригодности либо непригодности его для проживания с учётом того, что пригодное для проживания жилое помещение в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН сгорело при пожаре 21.08.2017.
Также не было учтено, что согласно положениям п. 2, 3. Раздела 1 Положения N 47, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года пригодность либо непригодность жилого дома для проживания определяется комиссией органа местного самоуправления– только в отношении находящихся в эксплуатации жилых помещений, принятых в эксплуатацию соответствующим актом, и не может быть установлена указанным органом в отношении помещений, расположенных в объектах капитального строительства и не сданных в эксплуатацию в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, связи с чем, рассмотрение вопроса о пригодности либо непригодности жилого помещения по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находящиеся в собственности истцов не относится к компетенции межведомственной комиссии, а указанный вопрос последней разрешён быть не может.
Суд кассационной инстанции указал на то, что истцами было представлено заключение о признании помещения непригодным для проживания от 16.04.2018, в соответствии с которым сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН не соответствуют действительности, так как объект недвижимого имущества фактически является объектом незавершенного строительства, степень готовности 52 процента, на момент исследования эксплуатация в виде жилого дома невозможна, что подтверждается выводами ООО "Судебная экспертиза "ЮФОСЭО", техпаспортом 12.03.2018.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и их представителей, в том числе апеллянта, администрации г. Батайска, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к ст. 167 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Ермоленко А.В. и представителя администрации г. Ростова-на-Дону, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 18 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
В силу п.2 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с абзацем третьим п. 2 Правил утраченные жилые помещения - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо утрачены (разрушены).
В п.5 Правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты, среди них - предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.
В пункте 6 Правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами.
В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт "а" пункта 6 Правил).
Пунктом 8 Правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Областным законом Ростовской области от 06.12.2017 № 1245-ЗС "О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону" исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Ростов-на-Дону" (местная администрация) на неограниченный срок наделен государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в виде единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (государственные полномочия).
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областным законом от 06.12.2017 N 1245-ЗС "О наделении органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону государственными полномочиями Ростовской области в сфере социальной поддержки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону", в целях реализации переданных государственных полномочий Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки гражданам; пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.12.2017 № 1254 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону (Положение).
В соответствий с п. 2.2 Положения социальная выплата предоставляется гражданам, постоянно проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в результате чрезвычайной ситуации в установленном порядке непригодным для проживания.
Согласно п. 2.3 Положения социальная выплата предоставляется гражданам, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения, при отсутствии у них, а также у членов их семьи определенных в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, должны иметь место в период со дня введения режима чрезвычайной ситуации по день принятия правового акта Администрации города Ростова-на-Дону, указанного в пункте 3.3 настоящего Положения.
В силу п. 2.4 Положения социальная выплата предоставляется каждой отдельной семье на основании заявления о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению N 4 к постановлению (заявление), подаваемого одним из членов семьи, в котором должны быть указаны все члены его семьи в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения.
В соответствии с п. 1.3 Положения решение о соответствии граждан условиям предоставления мер социальной поддержки принимается комиссией по рассмотрению заявлении граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21 августа 2017 года в городе Ростове-на-Дону, на получение мер социальной поддержки (комиссия).
В соответствии с пунктами 2.2 - 2.4, 4.8 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 07.12.2017 № 1254 при принятии решения Комиссия признает имеющие значение для рассмотрения заявления обстоятельства подтвержденными либо не подтвержденными исходя из представленных документов о регистрации граждан по месту жительства, о составе семьи, о наличии иных жилых помещений в собственности или в пользовании на ином праве, а в случае их отсутствия - на основании судебного постановления об установлении соответствующего факта.
По результатам рассмотрения заявлений граждан комиссией принимается протокол о включении граждан в списки на предоставление мер социальной поддержки или об отказе. На основании положительного решения комиссии выносится Постановление Администрации города Ростова-на-Дону "О пофамильном распределении бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону".
Таким образом, истцам для получения права на получение социальной выплаты необходимо представить достоверные сведения, что на день введения режима чрезвычайной ситуации отсутствовали пригодные для проживания жилые помещения, занимаемых ими по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21.08.2017 в г. Ростове-на-Дону произошел пожар, в результате которого жилые дома и хозяйственные постройки на территориях Пролетарского и Кировского районов г. Ростова-на-Дону были уничтожены, в том числе, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Данный факт подтверждается решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 01.11.2017 по делу № 2-9832/2017.
Решением также был установлен факт постоянного проживания Ермоленко А.О., Журавлева Д.Д. в жилом помещении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 21.08.2017.
Ермоленко А.О. обратилась в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате крупного пожара, произошедшего 21.08.2017 в городе Ростове-на-Дону, на получение мер социальной поддержки с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на состав семьи из четырёх человек: Ермоленко А.О., Ермоленко А.В., Журавлев Д.Д., Ермоленко С.А.
При рассмотрении заявления Ермоленко А.О. Комиссией было установлено, что у истцов на момент введения режима чрезвычайной ситуации имелся на праве собственности жилой дом общей площадью 48 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Установив данное обстоятельство, комиссия постановила решение, оформленное протоколом № 8 от 26.02.2018, о несоответствии заявителя условиям необходимым для предоставления мер социальной поддержки.
В ходе рассмотрения дела на основании определения от 14.06.2023 по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено специалистам ООО "Прайм".
В соответствии с заключением ООО "Прайм" НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.08. 2023 исходя из архитектурно-планировочного решения спорный объект незавершённого строительства по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не обладает признаками индивидуального жилого дома. Глубина заложения фундамента не соответствует строительным требованиям предъявляемым к жилым строениям. Отсутствуют отмостка и горизонтальная гидроизоляция. Несущие и ограждающие конструкции находятся в аварийном состоянии, характеризующимся в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и об опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Объект незавершенного строительства не соответствует требованиям, предъявляемым к надежности и безопасности, установленным п.2 ст.5 "Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации требованиям настоящего Федерального закона". Как указано в заключении, причиной образования имеющихся дефектов и деформаций объекта незавершенного строительством литер А является неравномерная повсеместная осадка основания фундамента и перекос стен, возникшие в результате возведения здания без соблюдения требований строительных правил, предъявляемых к зданиям одноквартирных жилых домов.
Обстоятельства технического состояния жилого дома подтверждаются заключением ООО "Полиэксперт" НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1.02.2023 а, представленным истцом в обоснование исковых требований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу о том, что техническое состояние основных конструктивных элементов (фундамента, наружных стен, перекрытий, крыши) не оконченного строительством жилого дома истцов обуславливает их отнесение к категории недопустимого и аварийного технического состояния. При дальнейшей эксплуатации сохраняется опасность разрушения, а также угроза утраты работоспособности, отказа основных конструкций или отдельных элементов, то есть существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. С учетом изложенного, имеются основания для признания не оконченного строительством жилого дома в целом аварийным, а также не пригодным к проживанию. Эксплуатация жилого дома с учетом возможности доведения строительства до завершения не представляется возможной, так как изначально строительство жилого дома велось без соблюдения строительных правил, предъявляемых к зданиям одноквартирных жилых домов, на всех этапах строительства, в результате чего конструктивные элементы строящегося объекта не обеспечивают надежность и долговечность строящегося здания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев заявление ответчиков о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям, суд пришел к выводу о том, что истцы совершали действия, направленные на защиту нарушенных жилищных прав, в связи с чем утверждение о пропуске истцом установленного ст.196 ГК РФ срока на обращение в суд без уважительной причины, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
На основании ст.ст. 85,98 ГПК РФ суд разрешил вопрос о взыскании судебных расходов по оплате судебной экспертизы, взыскав с Администрации г. Батайска в пользу ООО "Прайм" расходы по оплате судебной экспертизы в размере 56 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы апеллянтов о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку установлен специальный административный порядок признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания, подлежат отклонению, поскольку противоречат выводам Апелляционного определения Ростовского областного суда от 13.02.2019 года по гражданскому делу N 33-2435/2019 по иску Ермоленко А.О.и других истцов к Администрации г. Ростова-на-Дону, Комиссии по рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от ЧС. возникшей в результате крупного пожара 21.08.2017 о признании права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, согласно которому судом апелляционной инстанции была дана оценка Постановлению межведомственной комиссии г. Батайска от 14.05.2018 N716, которым истцам отказано в признании жилого дома непригодным для проживания ввиду того, что выходом на место установлено, что жилой дом по указанному адресу фактически является объектом незавершенного строительства - степень готовности 52% на момент проведения обследования эксплуатация в качестве жилого дома невозможна, В то же время апелляционное определение содержало разъяснение о том, что требование о признании жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН непригодным для проживания в рамках судебного спора истцы не заявляли, решение суда по этому вопросу по существу не постанавливалось, а между тем, именно этот вопрос, находясь в неразрывной связи с правом истцов на получение социальной выплаты, и подлежит судебному разрешению.
Таким образом, ранее Ростовским областным судом уже была дана оценка постановлению межведомственной комиссии г. Батайска от 14.05.2018 N716 и было разъяснено истцам, что верным способом защиты их права будет являться обращение в суд с требованием о признании жилого помещения непригодным для проживания на момент пожара, что и было реализовано истцами путем обращения в суд с требованием о признании жилого помещения непригодным для проживания. В то же время ссылка апеллянта на то, что вопрос о пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания может быть решён лишь постановлением соответствующей комиссии органа местного самоуправления основанием для признания выводов суда первой инстанции ошибочными являться не может, поскольку в соответствии с положениями п. 2,3 Раздела 1 Положения № 47, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2018г. деятельность комиссионному обследованию подлежат только находящиеся в эксплуатации жилые помещения, а не помещения, расположенные в объектах капитального строительства не сданных в эксплуатацию. Поэтому, исходя из установленных по делу обстоятельств того, что спорный объект недвижимости не завершён строительством и не сдан в эксплуатацию, рассмотрение вопроса о его пригодности либо непригодности для проживания к компетенции межведомственной комиссии относиться не может.
Доводы жалоб о пропуске срока исковой давности, также подлежат отклонению, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд верно указал на то, что начиная с 2017 года принимали меры по защите своих прав на жилище, неоднократно обращались в судебные органы, предпринимали действия по защите нарушенных прав, в связи с чем доводы о пропуске срока исковой давности несостоятельны.
Ссылка Администрации г. Батайска на то, что оснований для взыскания с ответчика расходов по оплате экспертизы у суда не имелось, отклоняется судебной коллегией, поскольку суд правомерно взыскал с Администрации г. Батайска расходы по оплате судебной экспертизы в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, как с проигравшей стороны.
Доводы апеллянта о том, что двое из истцов не имели регистрации в сгоревшем жилом помещении в г. Ростове-на-Дону основанием для отмены решения предметом которого были разрешены правоотношения сторон относительно иного предмета спора являться также не могут.
Иных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Батайска, Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 15 ноября 2024г.