Петрозаводский городской суд 10RS0011-01-2021-019290-64
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33) (Дело № 12-1134/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
27 декабря 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобы законного представителя ГУП РК «Карелавтотранс» Г. на постановление государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.11.33 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, постановление государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации в отношении
Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс», (далее – ГУП РК «Карелавтотранс», Предприятие, привлекаемое лицо), <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Карелавтотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей по тем основаниям, что ГУП РК «Карелавтотранс» ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. по адресу: <адрес> при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному междугороднему маршруту № <данные изъяты>, в нарушение требований п.14 ч.3, ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допустило использование автобуса <данные изъяты>, государственный номер № с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, а именно: использован автобус среднего класса, тогда как картой маршрута регулярных перевозок предусмотрено использование автобуса большого класса.
Постановлением государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Карелавтотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей по тем основаниям, что ГУП РК «Карелавтотранс» ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. по адресу: <адрес> при осуществлении перевозки пассажиров по регулярному междугороднему маршруту № <данные изъяты>, в нарушение требований ч.3 ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» допустило осуществление регулярной перевозки пассажиров на автобусе <данные изъяты>, государственный номер № в отсутствие карты маршрута регулярных перевозок, а именно: водителем указанного транспортного средства представлена карта маршрута регулярных перевозок сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии у водителя действующей карты маршрута регулярных перевозок.
Генеральный директор ГУП РК «Карелавтотранс» Г. не согласен с указанными постановлениями, обратился в суд с жалобами, просит постановления отменить, производство по делам прекратить за отсутствием в действиях Предприятия состава вменяемого правонарушения. В обоснование доводов жалоб указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. регулярная перевозка пассажиров и багажа по автобусному маршруту № <данные изъяты> не осуществлялась, согласно расписанию движения автобусов междугородного сообщения рейс № <данные изъяты> отправляется из Петрозаводска в 16 час. 45 мин., посадка начинается с перрона у ж/д вокзала не ранее чем за 10 мин. до отправления рейса. Класс автобуса указан в 4 разделе карты маршрута и не относится к разделу 6 карты, то есть не является характеристикой транспортного средства. ГУП РК «Карелавтотранс» имеет карту маршрута регулярных перевозок на маршрут № <данные изъяты> сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданную Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия. Протоколы об административных правонарушениях были составлены с нарушением процессуального срока, установленного ст.28.5 КоАП РФ.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ материалы дел по жалобам ГУП РК «Карелавтотранс» на постановления государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.4,5 ст.11.33 КоАП РФ в отношении ГУП РК «Карелавтотранс» объединены для рассмотрения в одном производстве в виду наличия оснований для применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Законный представитель ГУП РК «Карелавтотранс» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, защитник К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалоб поддержал по основаниям в них изложенным, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. автобус <данные изъяты>, государственный номер №, стоял у железнодорожного вокзала в ожидании пассажиров, водитель находился в автобусе, пассажиров в автобусе не было, водитель предъявил проверяющему карту маршрута регулярных перевозок, которая имелась в автобусе, действующая карта была у диспетчера, находящегося в помещении железнодорожного вокзала.
Должностное лицо административного органа О., составивший протоколы об административных правонарушениях и вынесший оспариваемые постановления, в судебном заседании пояснил, что при проверке документов ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. водитель автобуса <данные изъяты>, государственный номер № предъявил просроченную карту маршрута регулярных перевозок, в связи с чем в отношении ГУП РК «Карелавтотранс» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении по ч.5 ст.11.33 КоАП РФ руководствовался сведениями о классе автобуса, содержащимися в общедоступном реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Карелия.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом» (далее – Федерального закона № 220-ФЗ) установлено, что в карте маршрута регулярных перевозок указываются, в т.ч. характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров).
Частью 6 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ установлена обязанность по переоформлению карты маршрута регулярных перевозок, выданной юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или одному из участников договора простого товарищества в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ установлена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ картой маршрута регулярных перевозок является документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения: 1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок; 2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок; 3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; 4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; 5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; 7) вид транспортного средства и класс транспортного средства; 8) экологические характеристики транспортного средства; 9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок; 10) характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 35 Федерального закона №220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Северного МУГАДН № от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН проведен осмотр транспортных средств и документов в процессе их эксплуатации, в рамках которого в 15 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> произведен осмотр автобуса <данные изъяты>, государственный номер №, под управлением Б., осуществляющего на основании задания по путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГУП РК «Карелавтотранс», перевозку пассажиров по регулярному междугороднему маршруту № <данные изъяты>.
По результатам проверки вышеуказанного транспортного средства и документов, имеющихся у водителя, составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров и багажа от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отражено, что данное транспортное средство используются с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута перевозок, перевозка осуществляется при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении ГУП РК «Карелавтотранс».
Из представленного в копии в материалы дела свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что транспортное средство марки <данные изъяты>, модели №, государственный регистрационный знак № принадлежит Предприятию на праве собственности.
В карте маршрута регулярных перевозок серия №, выданной ГУП РК «Карелавтотранс» на перевозку пассажиров по регулярному междугороднему маршруту №, указан класс транспортного средства - большой (длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно).
Фактически длина вышеуказанного автобуса марки Неман, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров по междугороднему маршруту № составляет 8,7 м, таким образом, данный автобус относится к среднему классу транспортных средств (длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно), что свидетельствует о нарушении Предприятием требований п.14 ст.3, ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представленная ДД.ММ.ГГГГ водителем Б. при проверке транспортного средства карта маршрута регулярных перевозок серии № сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлась недействительной.
Событие административного правонарушения и вина ГУП РК «Карелавтотранс» в его совершении подтверждается совокупностью доказательств по делу: протоколами об административных правонарушениях, которые существенных недостатков не имеют и соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ, актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров и багажа, от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной к нему фотографией, копией путевого листа, копией карты маршрута регулярных перевозок, копией СОР, сведениями о технических характеристиках автобуса, иными материалами дела.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии составов административных правонарушений в действиях ГУП РК «Карелавтотранс» и квалификация его действий по ч.4 и ч.5 ст.11.33 КоАП РФ являются правильными.
В связи с чем, применительно к требованиям статьи 2.1 КоАП РФ установлена вина юридического лица в осуществлении регулярной перевозки пассажиров по междугороднему маршруту автобусом, имеющим иные характеристики, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, при отсутствии у водителя карты маршрута регулярных перевозок.
То обстоятельство, что действующая карта маршрута регулярных перевозок находилась у диспетчера, не может повлечь освобождение предприятия от административной ответственности, учитывая установленную частью 3 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Доводы автора жалобы о том, что во время осмотра автобуса ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 45 мин. перевозка пассажиров не осуществлялась, автобус отправляется из Петрозаводска в 16 час. 45 мин., также не является основанием для освобождения Предприятия от административной ответственности, предусмотренной ч.ч.4, 5 ст.11.33 КоАП РФ, поскольку использование автобуса для осуществления регулярных перевозок по маршруту № <данные изъяты> подтверждается путевым листом № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Карелия.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае картой маршрута регулярных перевозок предусмотрен класс используемого транспортного средства – большой (раздел 4), судьей не могут быть учтены, как излишне формализованные, доводы заявителя жалобы о том, что класс автобуса не относится к его характеристикам.
Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протоколов об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Совершенные правонарушения посягают на правила и порядок, предписанные федеральным законодательством в рамках отношений, связанных с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в связи с чем основания для применения малозначительности судьей не усматриваются.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Материалами дела не подтверждены и судьей не установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, позволяющие освободить лицо от административной ответственности.
Вместе с тем, отраженные в акте обследования и протоколах об административных правонарушениях нарушения требования законодательства со стороны ГУП РК «Карелавтотранс» имеют общий родовой объект, выявлены в ходе проведения одного планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства, в один промежуток времени, в рамках одного контрольного мероприятия, обусловлены незаконным действием (бездействием) одного привлекаемого к административной ответственности лица.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г № 5, если из протоколов об административных правонарушениях, усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления, в связи с чем согласиться с выводом должностного лица о том, что ГУП РК «Карелавтотранс» подлежит административному наказанию, как по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, так и по ч.5 ст.11.33 КоАП РФ, согласиться нельзя, поскольку из материалов дела усматривается идеальная совокупность административных правонарушений, позволяющая применить положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Следовательно, ГУП РК «Карелавтотранс» подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.3 ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, оспариваемые постановления подлежат изменению в части назначенного привлекаемому лицу административного наказания.
Вместе с тем, судья считает, что наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Принимая во внимание изложенное, судья приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа до 150000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановления государственного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.5 и ч.4 ст.11.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» изменить, назначив одно административное наказание по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, в остальной части - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен