Решение по делу № 3а-105/2015 от 02.12.2015

№ 3а-105/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2015 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Рочевой Е.А.,

с участием представителей административного истца Горяновой Е.В., представителей административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусовой А.И., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Минина А.А., администрации Прионежского муниципального района Тихомировой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прионежского районного потребительского общества Республики Карелия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Прионежское районное потребительское общество Республики Карелия (далее – Прионежское райпо РК) обратилось в суд административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), юго-западная часть кадастрового квартала (...), которым оно владеет на праве собственности, равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Горянова Е.В. просила удовлетворить требования, установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере (...) руб. по состоянию на 01 января 2010 г.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусова А.И. не оспаривала результаты отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, считала Кадастровую палату ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Минин А.А., не оспаривая отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, считал учреждение ненадлежащим ответчиком.

Представитель администрации Прионежского муниципального района Тихомирова А.С. не возражала против представленного истцом отчета оценке рыночной стоимости земельного участка.

Представители Правительства Республики Карелия, администрации Деревянского сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Прионежского райпо РК является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), юго-западная часть кадастрового квартала (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выпиской из кадастрового паспорта земельного участка.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.п.2,5 ст.65 названного Кодекса порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога, в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, Прионежское райпо РК, являющееся в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в государственный реестр земель кадастрового района внесены в 1995 г. Кадастровая стоимость земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в размере (...) руб. (...) коп. в результате проведения на основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. №169Д работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в 2010-2011 годах. По результатам проведения работ составлен отчет №22-22К/10-10 от 17 июля 2012 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Таким образом, Прионежское райпо РК обоснованно представило отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2010 г.

Из представленного отчета № (...) от 25 февраля 2015 г. об оценке рыночной стоимости права собственности на земельный участок, выполненный ООО «(...)» следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м, расположенного в (...), юго-западная часть кадастрового квартала (...), по состоянию на 01 января 2010г. составляет (...) руб.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Правильность и обоснованность отчета № (...) от 25 февраля 2015 г. подтверждена экспертизой, которую провело (...) 03 августа 2015 г., что подтверждается экспертным заключением № (...), из которого следует, что отчет № (...) соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

Суд подверг изучению и анализу представленные отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества и экспертное заключение на отчет. Выслушал мнения административных ответчиков, не оспоривших представленные документы.

Совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости позволяет сделать вывод о том, что определение рыночной стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд не находит оснований ставить их под сомнение.

Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прионежского районного потребительского общества Республики Карелия удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), юго-западная часть кадастрового квартала (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.

Кадастровую стоимость земельного участка установить на период с 01 января 2015г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 11 сентября 2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2015 г.

3а-105/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Администрация Прионежского муниципального района
Администрация Деревянского сельского поселения
Управление Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
02.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2015[Адм.] Судебное заседание
25.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2016[Адм.] Дело оформлено
27.01.2016[Адм.] Дело передано в архив
23.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее