Дело № 2а-268/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Сунтар                             12 ноября 2021 года

Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тарабукина А.П., при ведении протокола помощником судьи Степановой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акимовой Светланы Анатольевны к Администрации муниципального образования «Сунтарский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу и возложении обязанности устранить допущенное нарушение ее прав и законных интересов,

у с т а н о в и л:

Акимова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование, что она является собственником квартиры, находящейся по адресу <.....>, которую приобрела на основании договора мены от 22 сентября 2016 года и право собственности было зарегистрировано 11 января 2017 года. Распоряжением Администрации МО «Сунтарский наслег» №02-06/77/1 от 23 мая 2014 года многоквартирный дом по адресу <.....> был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства РС(Я) №50 от 27.03.2019 г. была утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», согласно которому собственники квартир многоквартирных домов, признанных аварийными с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г., должны быть переселены из таких домов. 24 июня 2021 года ей было вручено уведомление Администрации МО «Сунтарский наслег» МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) об отказе в предоставлении жилого помещения по адресной программе переселения на основании ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ и выплате возмещения за изымаемое жилье. Данная квартира является ее единственным жильем, одна воспитывает двоих несовершеннолетних детей, не имеет дополнительного дохода для приобретения или строительства жилья для своей семьи. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Квартира была приобретена ею до введения в действие данной нормы закона, в связи с чем, ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ не может применяться в ее отношении. В связи с этим, просила признать незаконным уведомление от ../../.... администрации МО «Сунтарский наслег» о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, а также признать законным её право на предоставление равнозначного жилого помещения на праве собственности общей площадью не менее 53,8 кв.м. взамен изымаемой аварийной и подлежащей сносу квартиры, находящейся по адресу <.....>), <.....>, в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

В судебное заседание истица Акимова С.А. не явилась, ходатайством просила рассмотреть дело в её отсутствие. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истица уточнила заявленные требования и просила признать незаконным решение главы Администрации МО«Сунтарский наслег», изложенное в уведомлении от 04 июня 2021 года № 256/02-26 об отказе в предоставлении жилого помещения по программе переселения из аварийного жилья и возложить обязанность устранить допущенное нарушение ее прав и законных интересов.

Представитель административного ответчика на судебное разбирательство дела также не явился, врио главы Администрации МО «Сунтарский наслег» направлено заявление о рассмотрении дела без их участия. В предоставленном суду возражении на административный иск просил отказать в удовлетворении заявленных требований, считая, что в соответствии с ч. 8.2 ст.32 ЖК РФ Акимова С.А. имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, заключением межведомственной комиссии № 166 от 22.05.2014 г. назначенным распоряжением главы МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) от 07.04.2014 г. № 209, 12-квартирный жилой дом, расположенный по адресу <.....> <.....>) в связи с физическим износом в процессе эксплуатации признан аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 85-87).

Распоряжением главы МО «Сунтарский наслег» № 02-06/77/1 от 23 мая 2014 года утвержден перечень аварийных многоквартирных жилых домов признанных аварийными после 01.01.2012 года на территории МО «Сунтарский наслег» в количестве 123 МКД по адресам согласно приложению, в том числе <.....> (л.д. 88-90).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу включен в республиканскую программу с указанием о признании его аварийным 23 мая 2014 года, планируемая дата окончания переселения 31.12.2022 г.

Согласно выписки из ЕГРН Акимова С.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: РС(Я) Сунтарский улус, <.....>, основанием государственной регистрации является договор мены квартир от 22.09.2016 г., регистрация перехода права собственности произведена 11.01.2017 г. (л.д. 10-17).

Из кадастрового паспорта на квартиру следует, что спорная квартира имеет общую площадь 59,8 кв.м. (л.д. 18-19).

Распоряжением № 02-07/209 от 21.07.2021 года, во исполнение Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 № 50, у собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащему сносу, в том числе и <.....>, земельные участки изъяты для муниципальных нужд. (л.д. 91-101).

04 июня 2021 года главой администрации МО «Сунтарский наслег» в адрес Акимовой С.А. направлено уведомление за исходящим № 256/02-26 о выплате возмещения за изымаемое жилье и отказе в предоставлении жилого помещения на основании ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку жилое помещение ею приобретено после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 9).

При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд установлено, что вышеуказанное уведомление от 04.06.2021 года за исходящим № 256/02-26 было получено Акимовой С.А. 24 июля 2021 года. Данный факт стороной административного ответчика не оспаривается и подтверждается письмом администрации МО «Сунтарский наслег» в адрес суда от 08.11.2021 года, а также уточнением административного иска. Согласно почтового штемпеля Акимова С.А. подала настоящее административное исковое заявление в суд 12.10.2021 года, следовательно, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд ею не пропущен.

Исследованными в судебном заседании доказательствами устанавливается, что вышеуказанный многоквартирный жилой дом, в которой расположена квартира истицы, признан аварийным и включен в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.

Органом местного самоуправления требование собственнику жилого помещения, то есть истице, о сносе или реконструкции многоквартирного дома не предъявлялось, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом и каждого жилого помещения, находящегося в этом доме, истице не направлялось и она не обращалась в администрацию наслега с заявлением о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого жилья.

Эти обстоятельства подтверждаются письмом врио главы администрации МО «Сунтарский наслег» в адрес суда от 21.10.2021 года и административным истцом не оспариваются.

Доказательств того, что в настоящее время жилое помещение фактически изъято из собственности Акимовой С.А., либо того, что дальнейшее проживание в аварийном многоквартирном жилом доме создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья для проживающих в нем лиц, административным истцом суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст.32 ЖК РФ).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32. В частности, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Отказывая Акимовой С.А. в реализации указанного права, глава администрации МО «Сунтарский наслег» сослался на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. Иных оснований отказа в оспариваемом решении не приведено.

В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1). Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым в частности в статью 32 ЖК РФ введена часть 8.2, вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Таким образом, положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ к жилищным правам Акимовой С.А. в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку её право собственности на жилое помещение возникло до введения в действие данной нормы.

В связи с этим, отказ в предоставлении истице другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, исключительно на основании ст.8.2 ст.32 ЖК РФ является незаконным.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из разъяснений, содержащихся в п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"(Постановление Пленума) следует, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и приведенных разъяснений Постановления Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Между тем, в судебном заседании установлено, что указанная процедура, которая должна предшествовать заключению с собственником помещения в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу соглашения, административным ответчиком не соблюдена.

Право Акимовой С.А. на обеспечение её жилищных прав в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <.....>), <.....>, в котором ей на праве собственности на основании договора мены квартир от 22 сентября 2016 года принадлежит <.....> (регистрация перехода права собственности произведена 11.01.2017 г.), путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов, возникло в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 27 марта 2019 года № 50, которым утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

При таких обстоятельствах, уточненные исковые требования Акимовой С.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.ст. 226, 227 КАС РФ, так как оспариваемое решение было принято единолично главой администрации МО «Сунтарский наслег», обязанность устранения нарушений прав и законных интересов истицы подлежит возложению на главу наслега.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░(░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░ 2021 ░░░░ № 256/02-26.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░(░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░(░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

     ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2а-268/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Акимова Светлана Анатольевна
Ответчики
Администрация МО "Сунтарский наслег"
Суд
Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Тарабукин А. П.
Дело на сайте суда
suntar.jak.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2021Подготовка дела (собеседование)
02.11.2021Подготовка дела (собеседование)
09.11.2021Подготовка дела (собеседование)
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее