Решение по делу № 3а-52/2018 от 09.01.2018

Дело № 3а-52/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Виноградове В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Газпромнефть-Новосибирск» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

установил:

Акционерное общество «Газпромнефть-Новосибирск» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости. В обоснование требований указав, что данный земельный участок использовался административным истцом на основании Договора аренды земельного участка №154 от 30 декабря 2011 года с приложением (л.д. 9-19). Срок договора устанавливался с 30 декабря 2011 года по 29 декабря 2016 года (5 лет). Согласно приложению №1 к Протоколу разногласий, составленному к договору аренды земельного участка №154 от 30 декабря 2011 года, расчет размера арендной платы участка исчислялся исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 16).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет 5570691,49 рублей.

Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости – 3356000 рублей, поскольку установлением кадастровой стоимости земельного участка затронуты его права и обязанности: спорный земельный участок предоставлялся Акционерному обществу «Газпромнефть-Новосибирск» для эксплуатации автозаправочной станции, расположенной на участке объект недвижимости – здание, назначение: нежилое, общей площадью 75 кв.м., с кадастровым номером №, этажность: 1, адрес (местоположение): <адрес>, принадлежит административному истцу на праве собственности (л.д. 57, оборотная сторона).

В судебном заседании представитель административного истца Опарин М.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 103-106).

Представители Управления Росреестра по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.

Неявка сторон не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела (статья 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508), кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Из приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» методом массовой оценки.

Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Газпромнефть-Новосибирск» на основании Договора аренды земельного участка №154 от 30 декабря 2011 года (срок договора с 30 декабря 2011 года по 29 декабря 2016 года (5 лет)) вместе с Протоколом разногласий с приложением, осуществляло пользование спорным земельным участком площадью 2639,13 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, местоположение: <адрес>

Спорный земельный участок был предоставлен административному истцу для эксплуатации автозаправочной станции. На участке расположен объект недвижимости: здание АЗС, нежилое, этажность 1.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3.3 указанного Договора, расчет арендной платы определен в приложении к договору и установлен на основании Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 21 января 2008 года №5-па, и на основании Решения 24-ой сессии Совета депутатов Чулымского района Новосибирской области от 28 марта 2008 года №24/22 (л.д. 9). Согласно приложению № 1 к Протоколу разногласий, составленному к договору аренды земельного участка №154 от 30 декабря 2011 года, расчет размера арендной платы участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 16).

В соответствии с представленными в материалы дела документами, административный истец является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое, общей площадью 75 кв.м., с кадастровым номером , этажность: 1, адрес (местоположение): <адрес> (л.д. 57, оборотная сторона).

В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены 19 ноября 2002 года (кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 16 ноября 2011 года №54/201/11-120439, л.д. 17-19).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составляет 5570691,49 рублей (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 октября 2017 года №54/ИСХ/17-716338, л.д. 8).

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснений содержащихся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», и утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области».

Поскольку по истечение пяти лет в государственный кадастр недвижимости (до 1 января 2017 года) / ЕГРН (с 1 января 2017 года) не внесены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, и учитывая, что постановление Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п является действующим и применятся к спорным правоотношениям, поэтому суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом был соблюден, 25 октября 2017 года Акционерное общество «Газпромнефть-Новосибирск» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области. Однако заявление было возвращено Обществу с указанием о необходимости разрешения вопроса в судебном порядке (л.д. 77-79).

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 8 пункта 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Поскольку Общество продолжает использовать данный земельный участок в настоящее время, поскольку на нем расположен объект недвижимости, собственником которого является административный истец, соответственно, определением кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагиваются его права и обязанности.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (статья 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В подтверждение заявленной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года, административный истец представил суду Отчет №171901/4 от 26 июня 2017 года Об определении рыночной стоимости, подготовленный оценщиком ООО «Независимая экспертиза «Флагман».

Согласно данному отчету, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2010 года составила 3356000 рублей (л.д. 41).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Административным истцом представлено подготовленное в соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Положительное экспертное заключение №ЭП-260617-Н/1 от 22 сентября 2017 года на отчет №171901/4 от 26 июня 2017 года, подписанное экспертом Ассоциации «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» (л.д. 67-75).

Вышеуказанный отчет №171901/4 от 26 июня 2017 года Об определении рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают его неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Суд, оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности приходит к выводу, что Отчет № 171901/4 от 26 июня 2017 года Об определении рыночной стоимости соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, является допустимым доказательством по делу, в связи с чем, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области 25 октября 2017 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Газпромнефть-Новосибирск» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2639,13 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автозаправочной станции, местоположение: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 3356000 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.

Дата обращения Акционерного общества «Газпромнефть-Новосибирск» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области – 25 октября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.

3а-52/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Газпромнефть-Новосибирск"
Ответчики
Управление Росреестра по Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
Другие
Администрация г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области
ФГБУ "ФКП Росреестра по НСО"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
09.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.02.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2018[Адм.] Дело оформлено
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее