2-4864/2021
УИД 22RS0068-01-2021-006366-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синеева .... к КГКУ «Управление социальной защиты по ....» о признании решения незаконным, обязании начислить компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Синеев А.В. обратился в суд с иском, просит признать решение КГКУ «Управление социальной защиты по ....» (далее – Управление, УСЗН) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика начислить компенсацию с момента обращения.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является ветераном труда и имеет право на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» отказало в компенсации расходов по коммунальным услугам, поскольку имеется задолженность перед региональным оператором по вывозу ТКО.
Отказ ответчика считает незаконным, поскольку он не соответствует требованиям ч. 10 ст. 3 Закона №156-ЗС от 27 декабря 2007 года, которая устанавливает, что компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании Синеев А.В. на требованиях настаивал по доводам иска, пояснил, что договор с АО «Экокомплекс» не заключал, никакие услуги они не оказывали.
Представитель Управления в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам письменного отзыва.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, истец является собственником 1/2 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: .....
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УСЗН по .... с заявлением о предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготному основанию «ветеран труда».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало в назначении компенсации, в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг.
Согласно выписки из финансового лицевого счета АО «Эко-комплекс» у истца имеется задолженность по услуге «обращение с твердыми отходами» в размере 3212,22 руб. Соглашение о погашении задолженности истцом не было представлено.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.3 ст.160 ЖК РФ).
В силу ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
.... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлены на территории .... меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24 июля 2012 года), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» в редакции на момент разрешения спора, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, которым осуществляется и ее выплата. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно- коммунальных услуг.
Условия предоставления компенсации регламентированы ст.3 данного закона, частью 10 которой предусмотрено, что компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Данное основание отказа в предоставлении компенсации предусмотрено и п.13.1 Правил №126.
Верховным Судом Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утвержденном Президиумом от 17 июня 2020 года, высказана правовая позиция о невозможности отказа в предоставлении мер социальной поддержки при возникновении задолженности по оплате коммунальных услуг по уважительной причине.
Как установлено судом задолженность истца образовалась в связи с неоплатой услуги за вывоз мусора.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как указывает Синеев А.В. договор с АО «Эко-комплекс» он не заключал, услуги по вывозу мусора они не оказывали.
Позиция истца о том, что задолженность перед АО «Эко-комплекс» отсутствует, начислена незаконно, не имеет правового значения для существа заявленного спора, поскольку к полномочиям сотрудников УСЗН при обращении граждан за мерами социальной поддержки не относится проверка обоснованности предъявления задолженности гражданам. На момент обращения проверяется факт наличия задолженности, который был установлен у Синеева А.В.
Истцом задолженность не оспорена, доказательств не законности при рассмотрении настоящего спора так же не представлено.
Оценка незаконности действий АО «Эко-комплекс» не относится к обстоятельству, подлежащему проверке по требованиям к УСЗН. Данный спор подлежит самостоятельному рассмотрению к надлежащему ответчику.
Истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что задолженность по оплате за коммунальные услуги образовалась в результате незаконных действий АО «Эко-комплекс».
Ссылка истца на ч.10 ст. 3 Закона №-ЗС .... от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ....», которая устанавливает, что компенсация не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является неверной.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №-ЗС .... от ДД.ММ.ГГГГ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, компенсации предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Редакция, на которую ссылается истец, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании .... №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законы ....» (принят Постановлением АКЗС от ДД.ММ.ГГГГ №).
При таких обстоятельствах, решение Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» об отказе истцу в назначении компенсации по льготному основанию «ветеран труда» принято правомерно.
На основании изложенного, требования Синеева А.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Синеева .... к КГКУ «Управление социальной защиты по ....» о признании решения незаконным, обязании начислить компенсацию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....