Верховный Суд Республики Бурятия
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
04RS0018-01-2022-002287-40
Судья Цыденова Н.М., № 5-922/2022
Дело № 12-260, пост. 05.07.2022г.
РЕШЕНИЕ
г.Улан-Удэ 5 июля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина <...> Махмудова У.,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Уд от 23 марта 2022 года гражданин <...> Махмудов У. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В протесте, поданном в Верховный Суд Республики Бурятия, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ Ивахинов Б.В. просит постановление по делу об административном правонарушении изменить, исключив из него указание на назначение Махмудову У. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Одновременно прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом положений частей 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ ходатайство прокурора подлежит удовлетворению, поскольку о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принесения протеста на судебное постановление, прокурору стало известно 24 июня 2022 года.
В судебном заседании прокурор Сметанина И.Г. доводы протеста поддержала по изложенным в ней основаниям.
Махмудов У. и старший инспектор ОВМ ОП № 2 УМВД России по г.Улан-Удэ, составивший протокол об административном правонарушении, в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), который устанавливает основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 23 марта 2022 года по адресу: <...>, выявлен гражданин <...> Махмудов ФИО9, который прибыл в Российскую Федерацию 19 июня 2007 года, встал на миграционный учет. 12 апреля 2017 года указанный гражданин привлечен к административной ответственности по статье 6.1 КоАП РФ, 11 января 2009 года - по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, 23 ноября 2018 года - по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в связи с чем ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа с выдворением за пределы Российской Федерации.
Несмотря на это, Махмудов У. не предпринял действий выезда за пределы Российской Федерации, нарушив требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Махмудова У. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
Вместе с тем в ходе исполнения постановления суда о принудительном выдворении Махмудова У. за пределы Российской Федерации из Генерального консульства Республики Узбекистан получены сведения о том, что Махмудов У. утратил гражданство Республики <...> на основании Указа Президента Республики Узбекистан № ПФ-4754 от 4 сентября 2015 года, реадмиссии не подлежит, в связи с чем 27 мая 2022 года ему выдано временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5.2 Федерального закона № 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, является временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 35.1 Федерального закона № 115-ФЗ содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или отмены соответствующего решения, до передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прекращения процедуры реадмиссии, до его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Учитывая указанные выше обстоятельства, руководствуясь приведенными требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствуют основания для исполнения назначенного Махмудову У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
протест прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Изменить постановление судьи Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 23 марта 2022 года путем исключения из его резолютивной части указания на назначение Махмудову У. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья П.С. Назимова