Дело № 12-938/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 сентября 2019 года г. Чита
Судья Центрального районного суда города Читы Епифанцева С.Ю., при секретаре Вашуриной О.В., с участием представителя ГУЗ «Читинская центральная районная больница» Селивановой Т.Э., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного учреждения здравоохранения «Читинская центральная районная больница» Селивановой Т.Э. на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «Читинская центральная районная больница»,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Полтавского Д.В. №-ПВ/12-9585-И/73-268о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ГУЗ «Читинская центральная районная больница» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Селивановой Т.Э. была подана жалоба с требованием отменить постановление и прекратить производство по делу вследствие малозначительности и при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. ГУЗ «Читинская ЦРБ» в полном объеме выполнена предусмотренная законом обязанность по проведению специальной оценки труда с привлечением ООО «Забайкальское агентство технической экспертизы» на основании государственного контракта №Ф.2018.626626 от 18.12.2018г. В заключении государственной экспертизы условий труда, проведенной Министерством труда и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ указано на нарушения качества проведения специальной оценки условий труда, проведенной ООО «ЗабТехЭксперт» касаемо различных вредных и опасных факторов производственной среды, подлежащих оценке. В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного электронного аукциона ГУЗ «Читинская ЦРБ» заключен государственный контракт с ООО «ЗабТехЭксперт» на оказание услуг по специальной оценке условий труда № Ф.2018.626626. Для утверждения перечня рабочих мест и факторов создана комиссия по проведению СОУТ. Перечень и факторы утверждены Протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ Результаты проведенной оценки были приняты на основании акта№ от ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо нарушений. Учитывая нарушения, выявленные уже в результате проведенной государственной экспертизы Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Читинская ЦРБ» в ООО «ЗабТехЭксперт» была направлена претензия с требованием об устранении выявленных нарушений. В ответ на требование от ООО «ЗабТехЭксперт» пришло письмо - ответ на решение госэкспертизы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края и претензию ГУЗ «Читинская ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ в ООО «ЗабТехЭксперт» направлено письмо с просьбой указать временные рамки повторного проведения СОУТ. До настоящего времени ответ не получен. В ходе телефонного разговора, сторона Исполнителя пояснила, что повторное проведение СОУТ планируется на сентябрь 2019 г. Таким образом, ГУЗ «Читинская ЦРБ» добросовестно выполнены все установленные законом требования к проведению (организации и финансированию) специальной оценки условий труда. Привлечение к административной ответственности ГУЗ «Читинская ЦРБ» на основании некачественного проведения специальной оценки условий труда заявитель считает недоказанным, необоснованным и незаконным.
В судебном заседании представитель ГУЗ «Читинская центральная районная больница» Селиванова Т.Э. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебное заседание Государственная инспекция труда в Забайкальском крае представителя не направили, о времени и мете судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и материалы проверки, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, могут быть установлены протоколом oб административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа уполномоченного рассматривать указанное дело в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, протоколом о применении меры обеспечения производства по делу об административное правонарушении, а также протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемыми при рассмотрении дела коллегиальным органом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из материалов дела следует, что при проведении внеплановой документарной проверки ГУЗ «Читинская центральная районная больница» на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 17.07.2019г. были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов).
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-И было установлено в том числе, что нарушены ст. 212 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013№ 426-ФЗ "О специальной оценю условий труда", согласно которой специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Должностным лицом, ответственным за выявленное нарушение, является председатель комиссии по проведению СОУТ главный врач ГУЗ "Читинская ЦРБ" Емельянов Геннадий Константинович.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 421-ФЗ, при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Законные основания для изменения (отмены) работникам Домнинской участковой больницы ГУЗ «Читинская центральная районная больница» гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями постановлением от 23 августа 2019 года ГУЗ «Читинская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Основанием для привлечения ГУЗ «Читинская ЦРБ» к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 421-ФЗ законные основания для изменения (отмены) работникам Домнинской участковой больницы ГУЗ «Читинская центральная районная больница» гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда отсутствовали. В связи с чем, довод представителя ГУЗ «Читинская ЦРБ» о том, что в полном объеме выполнена предусмотренная законом обязанность по проведению специальной оценки труда с привлечением ООО «Забайкальское агентство технической экспертизы» на основании государственного контракта №Ф.2018.626626 от 18.12.2018г., что исключает вину в совершении административного правонарушения, судом приняты быть не могут.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 ТК РФ может самостоятельно по результатам специальной оценки условий труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении работников, занятых на работах с вредными и (опасными) условиями труда, компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Таким образом, действия ГУЗ «Читинская ЦРБ» выразившееся в изменении (отмены) работникам Домнинской участковой больницы ГУЗ «Читинская центральная районная больница» гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда в отсутствие законных оснований, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены принятого постановления по делу не имеется.
Назначенное ГУЗ «Читинская ЦРБ» административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения. При определении юридическому лицу вида и размера административного наказания начальник отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае верно установил обстоятельства совершения административного правонарушения, учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, и применил административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 60000 рублей, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оснований для признания назначенного ГУЗ «Читинская ЦРБ» наказания излишне суровым не имеется. При этом надо иметь в виду, что данное правонарушение посягает на гарантированное Конституцией право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и получение оплаты за свой труд (статья 37 Конституции РФ), поэтому назначенное наказание не подлежит изменению на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Полтавского Д.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении государственного учреждения здравоохранения «Читинская центральная районная больница» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя ГУЗ «Читинская ЦРБ» Селивановой Т.Э. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти суток со дня получения копии
Судья Епифанцева С.Ю.