Дело № 2а-1439/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 02 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Мещерякова А.А. к федеральному казённому учреждению исправительная колония
№ 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России» и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Мещеряков А.А. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казённому учреждению здравоохранения «МСЧ-11 ФСИН России» (далее также – МСЧ) о взыскании денежной компенсации, в обоснование заявленных требований указав, что ему на базе ФКЛПУБ-18 УФСИН России было проведено оперативное вмешательство, так как указанное лечебное учреждение такого рода манипуляции проводить не могло, в его пользу подлежит взысканию денежная компенсация.
Определениями суда от 25.03.2022 и от 21.04.2022 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, ФКЛПУ Больница 18 УФСИН России по РК и в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по РК.
Стороны и заинтересованное лицо в суд не прибыли, своих представителей не направили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд определил, провести судебное заседание в отсутствие сторон.
Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Мещеряков А.А. отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК вплоть до 14.12.2021, откуда для лечения переведён в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК, где ему 14.07.2015 была проведена операция «ф.». Послеоперационный период прошел без осложнений, выписан в удовлетворительном состоянии (л.д. 7).
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ч. 2 и 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании норм Конституции Российской Федерации, а также ГК РФ, Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).
Статьи 18 и 19 ФЗ № 323 предусматривают, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ст.ст. 4 – 5 ФЗ № 323 основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Статьёй 6 названного Федерального закона установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который обеспечивается путём соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента.
В статье 19 ФЗ № 323 перечислены права пациента, включая право на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (подпункт 2); облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (подпункт 4); возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи (подпункт 9).
В числе обязанностей медицинских организаций, предусмотренных ст. 79 ФЗ № 323, указаны: обязанность оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи; вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения.
Некачественное оказание медицинской помощи – оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.
Одним из видов оказания медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).
Согласно статье 98 ФЗ № 323 медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 70 ФЗ № 323 лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно пояснительной записке от 10.02.2022 предоставленной лечащим врачом административного истца (л.д. 46) следует, что пациент поступил в отделение с намерением провести операцию по удалению вен нижних конечностей. 14.07.2015 дал письменное согласие на проведение операции. В связи с отсутствием осложнений отсутствовали основания для направления пациента к узкому специалисту, врачу сосудистому хирургу. Послеоперационный период протекал без осложнений, пациент выписан с выздоровлением.
Таким образом, в данном случае лечащим врачом, при определении тактики лечения не была усмотрена необходимость проведения оперативного вмешательства узким специалистом – сосудистым хирургом. Какие либо дефекты оказания медицинской помощи материалами дела не подтверждены. Доказательств того, что действия медицинского персонала ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК привели к ухудшению здоровья административного истца, не имеется, более того он выразил добровольное согласие на операцию, в противном случае она бы вовсе не была проведена.
В силу ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Обстоятельства, указанные административным истцом не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, материалы дела не содержат данных о том, что административному истцу оказана медицинская помощь ненадлежащего качества, поэтому права на получение денежной компенсации у него также не возникло.
Кроме того, в силу ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Так операция была проведена административному истцу 14.07.2015, из ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК он был выписан 08.09.2015. По вопросу проведения операции в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК, а не на базе «Областной больницы» при ИК № 9 ГУФСИН России по Ростовской области административный истец вел переписку с МСЧ (ответы от 26.12.2019 и от 17.04.2020), поэтому срок для обращения с такого рода исковым заявлением истек в 2020 году, административное исковое заявление направлено в суд в декабре 2021, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления по мотивам пропуска срока для обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Мещерякова А.А. к федеральному казённому учреждению исправительная колония
№ 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России» и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 02 июня 2022 года.
11RS0001-01-2021-021378-28