Дело № 3а-259/2020
УИД 21OS0000-01-2020-000179-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ЛенковскогоС.В.,
с участием представителей:
административного истца акционерного общества «Промвентиляция» Старикова И.Г.,
административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Александровым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Промвентиляция» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Акционерное общество «Промвентиляция» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 9036 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 5893825,40 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью общей площадью 9036 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 9290815,20 рублей, значительно превышает его рыночную стоимость, составившую согласно отчету ООО «Институт оценки и консалтинга» - 5893825,40 копеек. Ссылаясь на то, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, и, указывая на нарушение его прав внесением в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости несоответствующей его рыночной стоимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Стариков И.Г. административный иск поддержал.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. не возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил отзыв в письменном виде, подписанный представителем Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Артемьева А.В. также не возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила отзыв в письменном виде.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и сведения, изложенные в отзывах, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из материалов дела следует, что акционерное общество «Промвентиляция» является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 9036 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.I Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, поскольку истец является собственником указанного выше земельного участка и размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости, результаты кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования административным истцом представлен отчет №20-068 от 28 сентября 2020 года, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года составляет 5893825,40 рублей.
Данный отчет об оценке подготовлен ООО «Институт оценки и консалтинга», оценщиком Старостиным В.М., обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. При установлении рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом-оценщиком проведен анализ как сравнительного подхода, так и затратного подхода.
В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, также приведено обоснование методов оценки.
В названном отчете об оценке оценщиком проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов, исходя из положений пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 Закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Эксперт Старостин В.М., проводивший оценку, является членом саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована, то есть указанные требования закона соблюдены. Отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Оценив отчет №20-068 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 сентября 2020 года, подготовленный оценщиком Старостиным В.М., суд приходит к выводу о том, что отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611 и др.
В соответствии с пунктом 5 ФСО №3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Отчет №20-068 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 28 сентября 2020 года отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости сделан оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 36,56 %.
Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Поскольку предметом доказывания по данному делу является определение действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, то суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9036 кв.м. равной его рыночной стоимости в размере 5893825,40 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Согласно разъяснениям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 12 октября 2020 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Представитель административного истца не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины и денежные средства, потраченные на оплату проведения отчетов.
С учетом изложенного, суд не разрешает вопрос о судебных расходах.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Акционерного общества «Промвентиляция» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 5893825,40 рублей удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 5893 825 (пять миллионов восемьсот девяносто три тысячи восемьсот двадцать пять) рублей 40 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ЛенковскийС.В.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2020 года.