Дело № 2-1957/2021
УИД: 92RS0003-01-2021-002624-33
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 октября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Лукуша А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд указанным выше иском и с учетом уточнений указал, что военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих, а также членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны РФ, отделения надзорной деятельности по г.Сиферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым здания общежития № военного городка №, расположенного по адресу: <адрес> Б установлено, что данное здание находиться в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.
Установлено, что общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается.
Согласно выводов осмотра объектов казарменно-жилищного фонда здание общежития требует проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Проведенной 309 военной прокуратурой гарнизона с участием специалиста Симферопольской КЭЧ осмотр показал, что общежитие представляет 5 этажное с цоколем и подвалом строение 1975 года постройки, общей площадью 5 608,8 кв.м. Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено.
Фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала и имеет место разрушение стен бетонной отмостки. Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя.
Железобетонные перекрытия перового и пятого этажей также находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с намоканием плит, частичным разрушением защитного бетонного слоя и наличием оголенной коррозийной арматуры.
Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы, в связи с протеканием воды. Также в перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Деревянные окна и двери подлежат замене.
Элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии. Также требуется ревизия теплового обеспечения здания, по фактам определения наличия подлежащих замене металлических труб, радиаторов отопления и запорной арматуры. Водопроводно-канализационная система также находится в неудовлетворительном состоянии в связи с подлежащими замене металлическими трубами, запорной арматурой и сантехническим оборудованием. Внутреннее электроснабжение, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная и охранная сигнализация отсутствуют.
Результаты проведенного осмотра свидетельствует, что Общежитие требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Согласно результатам проверки 637 ЦГСЭН (информационное сообщение о фактах нарушения санитарного законодательства от 01.06.2021 № 58) установлено, что здание Общежития находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что привело к ускоренному разрушению конструктивных элементов здания.
Теплоснабжение Общежития централизованное, газоснабжение отсутствует. Здание обеспечено централизованным энергоснабжением, централизованной подачей холодной воды от сетей г. Симферополя и системой водоотведения в коллектор муниципального образования. Вентиляция естественная, через оконные проемы и канальная вентиляция в санитарных узлах. Горячее водоснабжение от электрических бойлеров, установленных жильцами в каждом помещении для проживания. Система электроснабжения общежития требует ревизии поскольку в нарушение требований п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 в коридорах на всех этажах под потолком проложены пучки проводов, на этажах имеются вскрытые электрощитовые коробки распределительных щитов, в коридорах и на лестничных клетках работает не более 20% плафонов с лампочками (остальные выкручены), не все светильники оборудованы плафонами или другими защитными элементами.
Стены и перегородки помещений находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют износ отделочного покрытия (износ и отслаивание обоев, отшелушивание штукатурки, грибковое поражение), следы протекания атмосферных осадков.
Потолок покрыт известковой побелкой, со следами шелушения и отслаивания, имеет наличие и проявление трещин, грибковое поражение, следы протекания атмосферных осадков.
В Общежитии на этажах из помещений общего пользования имеется только туалетные комнаты и умывальники, их санитарно-техническое состояние, а также состояние санитарно-технического оборудования неудовлетворительное, с крайней степенью износа и не пригодно к эксплуатации. Система холодного водопровода и канализации требует ревизии и ремонта; электроосветительные приборы не оборудованы защитными плафонами, лампочки отсутствуют.
В нарушение требований п. 140 СанПиН 2.1.3684-21 в Общежитии мужская и женская душевые, стиральная, детская игровая комната, буфетная, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, бельевые, комнаты для сушки белья отсутствуют.
Наружные фасады, элементы отделки, балконные железобетонные блоки нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлены следы значительных разрушений покрытий фасадов, балконных плит, отделочных слоев балконов и пр. Часть навесных балконных блоков обрушена. Обрушающиеся элементы фасада представляют непосредственную угрозу ЖИЗНР^ и здоровья проживающих, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ.
Входы в подвальные помещения общежития (парапеты и ступени) частично разрушены.
На момент проверки общее санитарно-техническое состояние зданий общежития (наружного штукатурного покрытия стен, внутренних отделочных покрытий лестничных пролетов и клеток) неудовлетворительное. Отмечены значительные участки разрушений на наружных стенах, балконах, внутренних поверхностях.
Согласно вышеуказанному информационному письму специалистов в нарушение требований ст. ст. 21 и 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 3,126, 130,140 СанПиН 2.1.3684-21 здание и места общего пользования Общежития, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, что не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания.
Кроме того, специальная площадка для установки контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов оборудована на расстоянии менее 20 м от здания общежития и детской площадки. Площадка не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, 2 металлических контейнера, установленные на ней не оборудованы крышками, ограждение обеспечивающее предупреждение распространения отходов за территорию контейнерной площадки отсутствует, что является нарушением требований п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), ч. 3 п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», ст. 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения (далее - Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ).
Помимо этого, проверкой, проведенной с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, в Общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.
Так, помещения не оборудованы системой пожарной сигнализации (приложение А таб. А.1 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования).
Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (раздел 7 таб.2. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности).
Коридоры длинною более 15 метров без естественного проветривания не оборудованы вытяжной противодымной вентиляцией (ст. 4, ст. 6, ст. 56, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 7.2 СП 7.13130.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»).
На путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п.37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденнное Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (далее - Правила).
Отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (п. 5. Правил).
Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состояний (п. 48 Правил).
Пожарные краны, на каждом этаже здания, не укомплектованы пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (п. 50 Правил).
Эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 36 Правил).
Эксплуатация эвакуационных путей и выходов не обеспечена соблюдением проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов). Допускается перепланировка путем пристройки помещений в общих коридорах здания, что препятствует свободной эвакуации людей при пожаре, также допускается размещение мебели, и других предметов на путях эвакуации (п. 16 п/п (е); п/п (ж) Правил).
Отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнение в притворах поэтажных дверей ведущих на лестничные клетки здания (п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»)
Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс» каких-либо мер, направленных на проведение текущего и капитального ремонта и устранения нарушений санитарно- эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности Общежития не принято.
Кроме того, проверкой установлено, что в соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 04.10.2019 на основании протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 20.11.2019 № 25, полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и в городе Севастополе переданы командующему Черноморским флотом.
Общежитие используется ФКУ Управление Черноморского флота» для размещения военнослужащих воинских частей и иных воинских формировании Черноморского флота, дислоцированных на территории Симферопольского территориального гарнизона.
Вместе с тем ФКУ «Управление Черноморского флота» действенных мер, направленных на проведение капитального ремонта и устранения нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности Общежития не принято.
В связи с изложенным на ФКУ «Управление Черноморского флота», ФГАУ «Росжилкомплекс» и Министерство обороны Российской Федерации необходимо возложить обязанность провести капитальный ремонт всех конструктивных элементов и инженерных сетей Общежития, а также устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм и требований пожарной безопасности.
Кроме того, с учетом ненадлежащего состояния Общежития, а также несоблюдение в нем санитарно-эпидемиологических норм и требований пожарной безопасности, имеется необходимость признания Общежития непригодным для проживания.
Прокурор просит:
-признать незаконным бездействие ФКУ «Управление Черноморского флота», Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №).
-возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
-возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
-возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота», Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
-запретить ФКУ «Управление Черноморского флота», Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации эксплуатацию здания общежития по адресу <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
-запретить Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
-обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление Черноморского флота» Галанцев Г.В., представитель ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Пивоварова В.Е., представитель третьего лица – КЭУ Черноморского флота – Шуст Н.М. просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 309 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенной проверкой с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны РФ, отделения надзорной деятельности по г.Сиферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым здания общежития № военого городка №, расположенного по адресу: <адрес> Б установлено, что данное здание находиться в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности.
Установлено, что общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается.
Согласно выводов осмотра объектов казарменно-жилищного фонда здание общежития требует проведения капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Проведенной 309 военной прокуратурой гарнизона с участием специалиста Симферопольской КЭЧ осмотр показал, что общежитие представляет 5 этажное с цоколем и подвалом строение 1975 года постройки, общей площадью 5 608,8 кв.м. Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено.
Фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала и имеет место разрушение стен бетонной отмостки. Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя.
Железобетонные перекрытия перового и пятого этажей также находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с намоканием плит, частичным разрушением защитного бетонного слоя и наличием оголенной коррозийной арматуры.
Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы, в связи с протеканием воды. Также в перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Деревянные окна и двери подлежат замене.
Элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии. Также требуется ревизия теплового обеспечения здания, по фактам определения наличия подлежащих замене металлических труб, радиаторов отопления и запорной арматуры. Водопроводно-канализационная система также находится в неудовлетворительном состоянии в связи с подлежащими замене металлическими трубами, запорной арматурой и сантехническим оборудованием. Внутреннее электроснабжение, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная и охранная сигнализация отсутствуют.
Результаты проведенного осмотра свидетельствует, что Общежитие требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Согласно результатам проверки 637 ЦГСЭН (информационное сообщение о фактах нарушения санитарного законодательства от 01.06.2021 № 58) установлено, что здание Общежития находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что привело к ускоренному разрушению конструктивных элементов здания.
Теплоснабжение Общежития централизованное, газоснабжение отсутствует. Здание обеспечено централизованным энергоснабжением, централизованной подачей холодной воды от сетей г. Симферополя и системой водоотведения в коллектор муниципального образования. Вентиляция естественная, через оконные проемы и канальная вентиляция в санитарных узлах. Горячее водоснабжение от электрических бойлеров, установленных жильцами в каждом помещении для проживания. Система электроснабжения общежития требует ревизии поскольку в нарушение требований п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 в коридорах на всех этажах под потолком проложены пучки проводов, на этажах имеются вскрытые электрощитовые коробки распределительных щитов, в коридорах и на лестничных клетках работает не более 20% плафонов с лампочками (остальные выкручены), не все светильники оборудованы плафонами или другими защитными элементами.
Стены и перегородки помещений находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют износ отделочного покрытия (износ и отслаивание обоев, отшелушивание штукатурки, грибковое поражение), следы протекания атмосферных осадков.
Потолок покрыт известковой побелкой, со следами шелушения и отслаивания, имеет наличие и проявление трещин, грибковое поражение, следы протекания атмосферных осадков.
В Общежитии на этажах из помещений общего пользования имеется только туалетные комнаты и умывальники, их санитарно-техническое состояние, а также состояние санитарно-технического оборудования неудовлетворительное, с крайней степенью износа и не пригодно к эксплуатации. Система холодного водопровода и канализации требует ревизии и ремонта; электроосветительные приборы не оборудованы защитными плафонами, лампочки отсутствуют.
В нарушение требований п. 140 СанПиН 2.1.3684-21 в Общежитии мужская и женская душевые, стиральная, детская игровая комната, буфетная, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, бельевые, комнаты для сушки белья отсутствуют.
Наружные фасады, элементы отделки, балконные железобетонные блоки нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлены следы значительных разрушений покрытий фасадов, балконных плит, отделочных слоев балконов и пр. Часть навесных балконных блоков обрушена. Обрушающиеся элементы фасада представляют непосредственную угрозу ЖИЗНР^ и здоровья проживающих, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ.
Входы в подвальные помещения общежития (парапеты и ступени) частично разрушены.
На момент проверки общее санитарно-техническое состояние зданий общежития (наружного штукатурного покрытия стен, внутренних отделочных покрытий лестничных пролетов и клеток) неудовлетворительное. Отмечены значительные участки разрушений на наружных стенах, балконах, внутренних поверхностях.
Согласно вышеуказанному информационному письму специалистов в нарушение требований ст. ст. 21 и 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 3,126, 130,140 СанПиН 2.1.3684-21 здание и места общего пользования Общежития, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, что не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания.
Кроме того, специальная площадка для установки контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов оборудована на расстоянии менее 20 м от здания общежития и детской площадки. Площадка не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, 2 металлических контейнера, установленные на ней не оборудованы крышками, ограждение обеспечивающее предупреждение распространения отходов за территорию контейнерной площадки отсутствует, что является нарушением требований п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), ч. 3 п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», ст. 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения (далее - Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ).
Помимо этого, проверкой, проведенной с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, в Общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.
Так, помещения не оборудованы системой пожарной сигнализации (приложение А таб. А.1 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования).
Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (раздел 7 таб.2. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности).
Коридоры длинною более 15 метров без естественного проветривания не оборудованы вытяжной противодымной вентиляцией (ст. 4, ст. 6, ст. 56, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 7.2 СП 7.13130.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»).
На путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п.37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденнное Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 (далее - Правила).
Отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (п. 5. Правил).
Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состояний (п. 48 Правил).
Пожарные краны, на каждом этаже здания, не укомплектованы пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (п. 50 Правил).
Эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 36 Правил).
Эксплуатация эвакуационных путей и выходов не обеспечена соблюдением проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов). Допускается перепланировка путем пристройки помещений в общих коридорах здания, что препятствует свободной эвакуации людей при пожаре, также допускается размещение мебели, и других предметов на путях эвакуации (п. 16 п/п (е); п/п (ж) Правил).
Отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнение в притворах поэтажных дверей ведущих на лестничные клетки здания (п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, учреждение обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что собственником спорного объекта недвижимости является Министерство обороны Российской Федерации.
Также судом установлено, что организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, однако за нею общежитие по адресу: <адрес> Б (№ военного городка №), собственником не закреплено и в пользование не передавалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации не закрепило спорное общежитие за подчиненной ему организацией, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
На основании приказа директора Департамента военного имущества МО РФФ от 26.11.2020 г. № и акта приема-передачи от ФИО5 г. общежитие было передано на праве оперативного управления в ФГАУ «Росжилкомплекс».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс», и принимая во внимание установленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии, факт наличия которых не оспорен, заявленные требования в части обязания Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс» устранить допущенные нарушения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку проверкой установлено неудовлетворительное состояние помещений общежития и существенные нарушения норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в целях соблюдения прав военнослужащих на безопасные и достойные жилищные условия, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс», как организацию на которую возложены обязанности по планированию работ по капитальному ремонту либо реконструкции спорного объекта, запрета эксплуатации указанного здания общежития.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2018 года № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», Положением о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 (с изменениями и дополнениями), вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществление работы по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда, ведение учета военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо специализированного жилищного фонда военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, перспективное и текущее планирование формирования специализированного жилищного фонда и его учет, возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс».
Согласно положениям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Таким образом, в целях соблюдения прав и законных интересов проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>Б, (здание по ГП № военного городка №) до устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм суд полагает требования истца о наложении запрета на распределение жилых помещений в данном общежитии и возложении обязанности произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в помещения, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с нормами действующего законодательства прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом исковое заявление заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (проживающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>Б, (здание по ГП № военного городка №), а также лиц, которые могут находиться в данном общежитии).
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» поскольку указанное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в его компетенцию, в соответствии Положением и Уставом входит поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности ЧФ, функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №).
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Запретить Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации эксплуатацию здания общежития по адресу <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Запретить Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития по адресу: <адрес>Б (здание по ГП № военного городска №) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 8 октября 2021 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова