Решение по делу № 2-3406/2024 от 03.09.2024

Дело № 2-3406/2024

УИД № 33RS0011-01-2024-005482-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 6 ноября 2024 г.

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,

при секретаре Тихомировой О.В.,

с участием представителя истца адвоката Фоминой Е.Ю., представителя ответчика по доверенности Лозьяновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курдадзе Ф. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Курдадзе Ф.А. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, с учетом уточнения, о включении в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, периодов работы: с <дата> по <дата> в Мех. Колонне <№> треста «Кавказэлектросетьстрой» в должности <данные изъяты>, а с <дата><данные изъяты>; с <дата> по <дата> в Ковровском филиале «Грузподстанциястрой» в должности <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в ООО «Электросетьстрой» в должности <данные изъяты>; назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с <дата>.

В обоснование указал, что согласно записям в трудовой книжке, он имеет страховой стаж: с <дата> по <дата> – служба <данные изъяты>; с <дата> по <дата><данные изъяты> в Мех.колонне <№> треста «<данные изъяты>»; с <дата> по <дата><данные изъяты>, <дата> организация переименована в фирму «<данные изъяты>; с <дата> по <дата> переведен в Ковровский филиал «Грузподстанциястрой» <данные изъяты>; с <дата> по <дата><данные изъяты>», с <дата> по настоящее время – <данные изъяты>. Всего, его специальный страховой стаж составляет около <данные изъяты> лет, <дата> ему исполнилось <данные изъяты> лет. <дата> он обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением ОСФР <№> от <дата> в назначении пенсии ему отказано, в специальный страховой стаж не включены периоды работы: с <дата> по <дата> в Мех. Колонне <№> треста «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, а с <дата><данные изъяты>; с <дата> по <дата> в <адрес> «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> С решением ОСФР он не согласен. Период с <дата> по <дата> исключен из специального страхового стажа, в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов за указанный период, поскольку работа протекала в <данные изъяты>. Вместе с тем, ответчик включил в его стаж период с <дата> по <дата>, когда он работал в той же организации, и его должность не изменялась. В связи с отсутствием возможности предоставить сведения об уплате страховых взносов, полагает, что указанный период работы может быть принят ответчиком исходя из записей в трудовой книжке, являющейся основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность. В период с <дата> по <дата> он работал в Ковровском филиале «<данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Указанный период работы не включен в его специальный страховой стаж в связи с тем, что наименование его должности «<данные изъяты>» не предусмотрено Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, справок, подтверждающих льготный характер работы, не представлено. Вместе с тем, указанная организация занималась строительством энергетических сооружений и коммуникаций, что следует из ее наименования. Фактически он работал в должности <данные изъяты> поскольку действовавшими в спорный период Едиными тарифно-квалификационными справочниками отдельной профессии с наименованием <данные изъяты>» не предусматривалось, и такое наименование является сокращенным наименованием профессии «<данные изъяты>». Также, считает, что работник не должен нести ответственность за недостатки в работе работодателя, обязанного сдавать индивидуальные сведения на работника с кодом особых условий труда. В период с <дата> по <дата> он работал в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> Указанный период работы также не включен в его специальный страховой стаж, в связи с тем, что наименование профессии <данные изъяты>» не предусмотрено Списками, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, а также по причине указания работодателем в пенсионный орган сведений о его работе в обычных условиях. Поскольку ООО «<данные изъяты>» ликвидировано, после ликвидации документов по личному составу в архив не сдано, подтвердить льготный характер работы он может только своей трудовой книжкой, также считая, что наименование профессии «<данные изъяты>» является сокращенным вариантом наименования профессии <данные изъяты>», дающей право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с тяжелыми условиями труда.

В судебное заседание истец Курдадзе Ф.А., будучи извещенным о дате и времени судебного разбирательства не явился, для представления своих интересов направил представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью.

Представитель истца адвокат Фомина Е.Ю. уточненные исковые требования Курдадзе Ф.А. поддержала по указанным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика – отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ОСФР по <адрес>) по доверенности Лозьянова М.А. иск Курдадзе Ф.А. не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в установлении пенсии от <дата> <№>. Пояснила, что досрочное пенсионное обеспечение по Списку <№> установлено <данные изъяты> Ссылаясь на заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством <адрес> <дата> Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, указала на то, что период работы истца с <дата> по <дата> в Мех.колонне <№> треста «<данные изъяты>» на территории Республики <данные изъяты>, может быть включен в специальный страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку <№> только при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование в компетентные органы <данные изъяты> Вместе с тем, такие сведения об уплате страховых вносов отсутствуют, на запросы ОСФР по <адрес>, неоднократно направленные в Агентство социального обслуживания Министерства труда, здоровья и социальной защиты Грузии, ответы не поступили. В отсутствие таких сведений основания для включения указанного периода работы в специальный страховой стаж истца отсутствуют. Не включены в специальный страховой стаж и периоды работы истца с <дата> по <дата> в Ковровском филиале «<данные изъяты>» в должности «<данные изъяты>», и с <дата> по <дата> в ООО «Элетросетьстрой» в должности «<данные изъяты>», поскольку наименования таких должностей не предусмотрены Списками, дающими право на пенсионное обеспечение. Справки, подтверждающие льготный характер работы за указанные периоды работы не представлены. С <дата> истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. По сведениям персонифицированного учета работа истца в ООО «Элетросетьстрой» протекала в обычных условиях, сведения об особых условиях труда отсутствуют. Также указала на отсутствие доказательств, подтверждающих полную занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда. Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии истцу было включено в специальный страховой стаж <данные изъяты> право на назначение ему досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда у него не возникло. В связи с этим, просила в удовлетворении заявленных требований Курдадзе Ф.А. отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ООО «Владимирская механизированная колонна», извещенное о дате и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении не ходатайствовало.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, извещенного о дате и времени судебного разбирательства.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. До указанной даты трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список №2 от 26.01.1991 г.);

Список №2 производство, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее Список №2 от 22.08.1956) – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда определяется в соответствии со Списком №2, который расширенному толкованию не подлежит и по характеру выполняемой работы право на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, не определяется.

Вышеуказанные Списки составлены по производственному (отраслевому) признаку, каждый раздел и подраздел Списка соответствует определенному производству или определенной отрасли народного хозяйства (в настоящее время – виду экономической деятельности). В Списки <№> включены промышленные производства и отрасли народного хозяйства, условия труда на рабочих местах в которых характеризуется вредными факторами производственной среды и трудового процесса.

Согласно Списку <№> от <дата> <№>, раздел ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», подраздел <данные изъяты> правом на страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются <данные изъяты>. Из наименования раздела усматривается, что для включения в подсчет специального стажа работы в указанных должностях, в соответствии со Списком <№> от <дата> требуется подтвердить, что работа протекала на новом строительстве.

Списком <№> от <дата>, раздел ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», подраздел «<данные изъяты>», предусмотрены профессии «<данные изъяты>» (<№>).

Пунктом 2 Постановления Кабинета Министров СССР от <дата> <№> «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» установлено, что списки применяются с учетом аттестации рабочих мест.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона №400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №516).

В силу пункта 4 Правил №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается страховая пенсия по старости, не включаются.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 №5, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 №1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 01.01.1992 №235.

Требование о подтверждении постоянной в течение полного рабочего дня занятости на соответствующих видах работ имело место и в пенсионном законодательстве, действовавшем до 1 января 1992 г.

Так, согласно разъяснениям Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 №5/8, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые полный рабочий день выполнением работ, связанных с особыми условиями труда. Под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списком №2, в течение всего рабочего дня, то есть 100% рабочего времени.

Постоянная занятость на работах подтверждается соответствующими документами, по которым можно установить, что работник постоянно выполнял те работы, которые дают ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2.

Согласно п.п. «а» п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н, с 01.01.2022 – Приказом Минтруда России от 04.08.2021 №538н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Закона №400-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №257н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с указанным Порядком, подтверждению подлежат, в частности, работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункта 2), в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ, лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы – справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочной назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона №400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2).

Согласно записям в трудовой книжке истца Курдадзе Ф.А., он имеет страховой стаж: с <дата> по <дата> – служба <данные изъяты>; с <дата> по <дата><данные изъяты> <№> треста «<данные изъяты>»; с <дата> по <дата><данные изъяты>, <дата> организация переименована в фирму «<данные изъяты>» многоотраслевого производства; с <дата> по <дата> переведен в <адрес> «<данные изъяты>; с <дата> по <дата><данные изъяты> с <дата> по настоящее время – <данные изъяты>

Согласно представленных в материалы дела сведений, истец Курдадзе Ф.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <дата>.

<дата> истцу исполнилось <данные изъяты>, на период рассмотрения дела в суде – <данные изъяты>

<дата> он обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку <№>.

Решением ОСФР <№> от <дата> в назначении пенсии ему отказано, в специальный страховой стаж не включены периоды работы: с <дата> по <дата> в Мех. Колонне <№> треста «<данные изъяты>, а с <дата><данные изъяты>; с <дата> по <дата> в Ковровском филиале «<данные изъяты>; <дата> по <дата> в ООО «Электросетьстрой» в должности <данные изъяты> В его специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии включено <данные изъяты> В связи с отсутствием необходимого специального страхового стажа, в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано.

Таким образом, оспариваемые истцом периоды работы, которые не были зачтены территориальным органом СФР при определении права Курдадзе Ф.А. на назначение досрочной страховой пенсии по старости приходятся как на период до, так и после регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ), индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Из положений статьи 3 Закона №27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В силу статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователи предоставляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и налоговые органы сведения о начисленных страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона №27-ФЗ).

В соответствии со ст.28 Закона №27-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых СФР вносит эти сведения с индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом, страхователи несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы, и как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем предоставления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59,60 ГПК РФ.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, бремя доказывания юридически значимых обстоятельств является обязанностью лица, претендующего при достижении соответствующего возраста на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Истец, оспаривая законность отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда, просит включить в его специальный страховой стаж период работы: с <дата> по <дата> в Мех. Колонне <№> треста «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, а с <дата><данные изъяты>, ссылаясь на запись в его трудовой книжке. Как установлено судом, указанный период работы протекал на территории иностранного государства - Республики Грузия.

Пенсионное обеспечение граждан Грузии регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от <дата>.

Согласно статье 2 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данное соглашение определяет трудовой (страховой) стаж как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве такой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

В соответствии с пунктом 6 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от <дата> <№> "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от <дата> и Соглашения от <дата>, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или <адрес> или <адрес> том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по <дата> (абзац первый пункта 6 Распоряжения).

Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г. и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение (абзац второй пункта 6 Распоряжения).

Указанные периоды работы на территории <адрес> и <адрес> подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики <адрес> или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики <адрес> (абзац третий пункта 6 Распоряжения).

Таким образом, периоды работы на территории Республики <адрес> после <дата> могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение; указанные периоды работы на территории Республики <адрес> подтверждаются справкой компетентного органа государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, а именно Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики <адрес>

Как следует из трудовой книжки истца, в период с <дата> по <дата> он работал в Мех. Колонне <№> треста «Кавказэлектросетьстрой» в должности <данные изъяты>, а с <дата><данные изъяты>

Действовавшим в указанный период работы истца Списком N 2 от <дата>, раздел ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», подраздел <данные изъяты>», предусмотрена профессия «<данные изъяты>» (<№>).

С учетом этого, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством <адрес> о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от <дата>, территориальным отделением СФР в специальный страховой стаж истца включены периоды его работы в указанной должности с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.

Для включения следующего периода работы истца с <дата> по <дата> необходимо наличие сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Между тем, сведения об уплате страховых взносов за указанный период работы истцом в материалы дела не представлены.

Отделением СФР <дата> и <дата> были направлены запросы в компетентные органы Республики <адрес> о представлении сведений о стаже и факте уплаты страховых взносов, ответ о факте уплаты страховых взносов не поступал.

Поскольку наличие таких сведений является обязательным условием для учета периода работы на территории Республики <адрес> после <дата> для назначения страховой пенсии на территории Российской Федерации, оснований для включения периода работы истца с <дата> по <дата> в Мех. Колонне <№> треста «Кавказэлектросетьстрой» в должности <данные изъяты>, у суда не имеется.

Согласно записям в трудовой книжке истца, он с <дата> по <дата> работал в должности <данные изъяты> куда был переведен из фирмы «Саккве-садгурмшени» многоотраслевого производства (до переименования - Мех.колонны <№> «Кавказэлектросетьстрой», а с <дата> по <дата> работал в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>

По данным налоговой службы, в Едином государственном реестре юридических лиц <адрес> «<данные изъяты>» зарегистрированным не значится.

ООО «<данные изъяты>», согласно выписки из ЕГРЮЛ от <дата>, было зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, основным видом его деятельности указан ремонт машин и оборудования, дополнительными видами деятельности – ремонт электрического оборудования, монтаж промышленных машин и оборудования. <дата> внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации.

Согласно сведениям, представленным ответчиком, организация - <адрес> «<данные изъяты>» (номер страхователя <№>) была зарегистрирована в качестве страхователя в УПФР в <адрес> <дата>, снята с учета в связи с ликвидацией <дата>.

ООО «Электросетьстрой» было зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ <дата>, снято с учета <дата> в связи с ликвидацией.

В периоды с <дата>. начисление и уплата взносов за работников <адрес> филиала «<данные изъяты>» производилась (кроме иностранных граждан). Индивидуальные сведения были представлены с реестрами, но Курдадзе Ф.А. в них не показан.

По данным архивных учреждений – архивного отдела администрации <адрес> архива, ГБУ ВО «Государственный архив <адрес>» документы <адрес> «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» на хранение не поступали.

По данным МО МВД России «Ковровский» от <дата>, решение о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении Курдадзе Ф.А. принято <дата>. До этой даты он являлся гражданином Республики <адрес>

С учетом исследованных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец Курдадзе Ф.А., являясь до <дата> гражданином Республики <адрес>, в период с <дата> по <дата> работал в <адрес> «Грузподстанциястрой», являвшейся иностранной организацией, осуществлявшей свою деятельность на территории Российской Федерации. Страховые взносы в пенсионный орган Российской Федерации работодатель за истца в указанный период не уплачивал.

С учетом изложенного, а также наименования занимаемой истцом должности «электролинейщик верхолаз», не поименованной в Списке <№> <дата>, отсутствия сведений, подтверждающих полную занятость (не менее 80 процентов рабочего времени) в выполнении работ, предусмотренных Списком, оснований для включения указанного периода работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, не имеется.

Правомерным суд также признает решение территориального отделения ОСФ в части отказа во включении в специальный страховой стаж истца периода работы в ООО «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты>

При этом, суд учитывает, что профессия с наименованием «<данные изъяты>» не предусмотрена ни действовавшим в период работы истца, так и в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Постановлением Минтруда РФ от <дата> <№> «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками <№> и <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> <№>, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников, разъяснено, что <данные изъяты> следует назначать досрочную страховую пенсию по старости как электромонтерам-линейщикам по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.

С учетом этого, суд соглашается с доводами истца и его представителя о том, что запись в трудовой книжке истца в наименовании его должности в период работы в ООО «<данные изъяты> была сделана некорректно, и фактически он работал в должности <данные изъяты>

Вместе с этим, одной лишь записи в трудовой книжке о периоде работы и занимаемой должности, без подтверждения полной занятости в выполнении работ, предусмотренных Списком, сведений об оплате страховых взносов, недостаточно для включения такого периода работы в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

<дата> истец Курдадзе Ф.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

По сведениям персонифицированного учета периоды работы истца в ООО «<данные изъяты>» отражены только начиная с <дата> и по <дата>, и как работа в обычных условиях, сведения об особых условиях отсутствуют. Уточняющие справки, которые бы подтверждали, что в данный период истцом в режиме полной занятости (не менее 80 % рабочего времени) выполнялась работа в должностях и в производствах, предусмотренных Списком <№>, имеющая льготный характер и дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Курдадзе Ф.А. не представлены.

При этом, в период с <дата> по <дата> истец находился в административном отпуске без сохранения заработной платы, который в соответствии с Правилами <№> не подлежит включению в специальный страховой стаж.

Отсутствие сведений о начислении и оплате страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в отношении периода работы, в силу ч.1 ст.11, ст.14 Закона №400-ФЗ является основанием для отказа в зачете такого периода не только в специальный стаж по Списку <№>, но и в обычный страховой стаж истца (период с <дата> по <дата>).

Каких-либо письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59,60 ГПК РФ, опровергающих достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета истцом не представлено.

Кроме того, в соответствии с ч.6 ст.30 Закона №400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

При наличии на предприятиях рабочих мест с особыми условиями труда работодатели в силу положений ч.6 ст.30 Закона №400-ФЗ обязаны начислять страховые взносы по дополнительному тарифу. В случае неисполнения работодателем указанной обязанности, периоды работы в специальный стаж включению не подлежат.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> <№>-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ивасенко Ю. В. на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» утверждена правовая позиция о возможности включения в специальный стаж граждан периодов работы после <дата> исключительно в случае начисления работодателями дополнительных тарифов страховых взносов.

Сведения о начислении страхователем ООО «<данные изъяты>» с <дата> страховых взносов на работника Курдадзе Ф.А. по дополнительным тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, оснований для включения в специальный страховой стаж истца периода работы в ООО «Электросеть строй» с <дата> по <дата> также не имеется.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5,6,6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Возраст назначения досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ для мужчин составляет: <данные изъяты> лет при специальном стаже <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, <данные изъяты> лет при специальном стаже <данные изъяты> лет; <данные изъяты> лет при специальном стаже <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, <данные изъяты> лет при специальном стаже <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца.

На дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в ОСФ истец достиг возраста <данные изъяты> лет. С учетом оценки пенсионных прав истца ответчиком в специальный стаж по Списку <№> включены периоды работы общей продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, что не дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии.

С учетом этого, исковые требования Курдадзе Ф.А. о назначении ему досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда с <дата> также подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Курдадзе Ф. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Одинцова Н.В.

Справка: резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06.11.2024, мотивированное решение составлено 20.11.2024.

2-3406/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Курдадзе Фридон Амбросиевич
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Владимирской области
Другие
ГБУ ВО "Государственный архив Владимирской области" (исключен при принятии иска)
Фомина Евгения Юрьевна
ООО "Владимирская механизированная колонна"
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Одинцова Надежда Владимировна
Дело на странице суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
03.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2024Передача материалов судье
10.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее