РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2022 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Колесниковой Д. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-543/2022 по исковому заявлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Слюдянского городского поселения об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Слюдянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к администрации Слюдянского городского поселения об обязании совершить действия. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки установлено, что администрация Слюдянского городского поселения является собственником котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС", котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС", котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС". Указанные котельные на основании концессионного соглашения от "ДАТА" № *** переданы ООО «Управление коммунальными системами. В ходе проведения проверки установлено, что при работе котельных выбрасываются в атмосферный воздух углерод (сажа), азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, бензапирен, пыль неорганическая с содержанием кремния от 20 до 70%, пыль неорганическая с содержанием кремния не менее 20%. Котельные предназначены для отапливания производственных сооружений и жилых зданий. Пылеулавливающее и газоочистное оборудование на указанных котельных отсутствует. Таким образом, установлено, что администрация Слюдянского городского поселения до настоящего времени ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее федеральным законодательством полномочия, бездействует в части установки на вышеуказанных котельных » пылеулавливающего (газоочистного) оборудования, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Прокурор Слюдянского района Иркутской области просил возложить на администрацию Слюдянского городского поселения обязанность оборудовать котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании – помощник прокурора Слюдянского района Иркутской области Колесникова Д.Ю. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Слюдянского городского поселения Галыгина Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, указав, что администрация Слюдянского городского поселения признает исковые требования. В муниципальной программе «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Слюдянского муниципального образования на 2019-2024 годы» мероприятие по оборудованию котельных пылеулавливающего (газоочистного) оборудования в настоящее время отсутствует. В дальнейшем администрация намерена предусмотреть в целях реализации вышеуказанные мероприятия в перечень основного мероприятия «Модернизация объектов теплоснабжения коммунальной инфраструктуры» муниципальной программы. При формировании бюджета Слюдянского муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов администрация запланирует данные расходы в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Слюдянского муниципального образования на 2019-2024 годы».
Представитель третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие. Также указала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, с учетом согласия помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Колесниковой Д.Ю., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Колесниковой Д.Ю., проанализировав в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус эти органов. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим, в том числе, функции по управлению федеральным имущество в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в том числе, в границах бассейнов рек южной, средней и северной части озера Байкал.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Избранный прокурором способ защиты гражданских прав соответствует требованиям закона.
Непринятие ответчиком мер по организации установки на котельных «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» пылеулавливающего (газоочистного) оборудования нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, обращение в суд прокурора с настоящим иском суд признает соответствующим требованиям ст.45 ГПК РФ.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В ч. 1 ст. 23 этого же федерального закона указано, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 8 Правил эксплуатации установок очистки газа, утв. Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498), запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняюпщх) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (абз. 4 п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ).
Часть 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обязанность соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
На основании п. 2 ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ, п. 10 Правил в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В п. 9 Правил указано, что газоочистная установка должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик газоочистной установки, содержащихся в паспорте газоочистной установки.
Исходя из вышеприведенных норм Закона № 131-ФЗ, Закона о теплоснабжении и Закона № 96-ФЗ, организация в границах городского поселения теплоснабжения с соблюдением требований к охране окружающей среды и атмосферного воздуха и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование котельной и обеспечивающих предотвращение причинения вреда окружающей среде, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из п.4 ч.1 ст.10 устава Слюдянского городского поселения Слюдянского района Иркутской области следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (л.д.97-99).
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что администрация Слюдянского городского поселения является собственником котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС", котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС", котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенной по адресу: "АДРЕС", что подтверждается представленными суду свидетельством о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.9, л.д.10-15, л.д.104-110, л.д.124-138).
Указанные котельные на основании концессионного соглашения от "ДАТА" № *** переданы ООО «Управление коммунальными системами (л.д.16-41).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» оборудованы 2 водогрейных котла, в котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» оборудованы 4 водогрейных котла, в котельной «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» оборудованы 2 водогрейных котла.
В ходе проведения проверки из экспертного заключения ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» по проекту ПДВ № *** от "ДАТА" установлено, что при работе котельных выбрасываются в атмосферный воздух углерод (сажа), азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, бензапирен, пыль неорганическая с содержанием кремния от 20 до 70%, пыль неорганическая с содержанием кремния не менее 20%. Суммарный выброс загрязняющих веществ по указанным котельным составляет 69,639021 т/год загрязняющих веществ, из них 36,153884 т/год-твердые частицы и 33,485137 т/год-газообразные и жидкие вещества (л.д.42-70).
Котельные предназначены для отапливания производственных сооружений и жилых зданий. Пылеулавливающее и газоочистное оборудование на указанных котельных отсутствует.
Таким образом, законодательством установлена обязанность администрации Слюдянского городского поселения как органа местного самоуправления и собственника зданий организовать деятельность по оборудованию котельных пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием
В концессионном соглашении от "ДАТА" № *** не установлена обязанность ООО "Комплекс коммунальных систем" по оборудованию котельных пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, необходимо установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступлению в силу, который будет являться разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором Слюдянского района Иркутской области являются обоснованными, законными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Слюдянского городского поселения об обязании совершить действия, удовлетворить.
Возложить на администрацию Слюдянского городского поселения обязанность оборудовать котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", котельную «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"», расположенную по адресу: "АДРЕС", пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 22 апреля 2022 года 16 часов 00 минут.
Судья: