Дело № 2а-4795/2021
УИД 21RS0023-01-2021-007408-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Ивановой О.С.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Максимова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке ст.39 КАС РФ. В обоснование заявления указано, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии правонарушениям в финансовой сфере, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлен факт свободного доступа на Интернет-страницу по адресам:
------
------
предлагающих услуги по изготовлению и продаже фальшивых купюр.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, что представляет возможность доступа к нему неограниченного числа лиц.
Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от дата № 86-ФЗ, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от дата № 115-ФЗ, и является незаконной, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, может повлечь за собой привлечение к административной и уголовной ответственности.
На основании изложенного, просит признать информацию размещенную на вышеуказанных Интернет – страницах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Обязать Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Роскомнадзор по Приволжскому федеральному округу, внести соответствующие сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Роскомнадзор по Приволжскому федеральному округу, представил позицию на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Роскомнадзор по Приволжскому федеральному округу ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии их представителя
Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и частью 6 статьи 10 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с абз. 3 ст. 3 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, что возможно, в том числе, путем обналичивания денежных средств и их вывода за пределы территории Российской Федерации.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрены меры административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Также ст. 174.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.
В силу п. 2 ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России выполняет функции по монопольному осуществлению эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения.
На основании ч. 1 ст. 186 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации.
Частью 1 ст. 187 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.
Следовательно, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о предоставлении услуг по изготовлению и продаже фальшивых купюр; обналичиванию, транзиту и выводу денежных средств, в том числе за пределы Российской Федерации.
Нарушение указанных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию страны, создает условия для финансирования террористической и экстремистской деятельности.
Из представленного акта проверки от дата следует, что проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в частности проверка интернет ресурсов, содержащих запрещенную информацию, в том числе сведения о продаже фальшивых денежных средств. При этом выявлены интернет-страницы (указаны в иске) на которых размещена информация о покупке фальшивых денежных средств.
К материалам дела приложены скриншоты Интернет-страниц, откуда следует, что на них представлена вышеуказанная информация.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На день вынесения решения суда данная интернет страница в едином реестре отсутствовала (http://eais.rkn.gov.ru /).
В силу ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, нарушающей права граждан, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л :
Признать информацию размещенную на Интернет – страницах:
------
------
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Роскомнадзор по Приволжскому федеральному округу, для внесения соответствующих сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение на основании 188 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 22.11.2021