Решение по делу № 2-6181/2023 от 04.08.2023

10RS0011-01-2023-008935-24 2-6181/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Давиденковой Л.А., при секретаре Быковой М.Н., с участием истца Борухсона А.Н., представителя истца - адвоката Флеганова Н.А., представителя ответчика Каратай М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борухсона А. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов в стаж работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Борухсону А.Н. решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости с мотивировкой недостаточности стража работы на должностях государственной противопожарной службы. С данным решением истец не согласен, полагает его незаконным и не обоснованным, поскольку в специальный стаж работы не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении ГО и ЧС г. Петрозаводска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Отряд противопожарной службы по г. Петрозаводску, так как сведения персонифицированного учета предоставлены страхователем без подтверждения факта работы в соответствии с п. 18 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ. Таким образом, по мнению ответчика, стаж работы на должностях государственной противопожарной службы составляет 18 лет 10 месяцев 2 дня, стаж работы в МКС составляет 23 года 4 месяца 26 дней, страховой стаж 30 лет 02 месяца 29 дней. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит включить в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное Управление МЧС России по Республике Карелия.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Истец, представитель истца – адвокат Флеганов Н.А., действующий на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении иска по изложенным доводам.

Представитель ответчика – Каратай М.Н., действующая по доверенности, иск не признала.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему выводу.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на досрочную страховую пенсию по старости, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.1995 № 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Аналогичное право для работников службы субъектов РФ не предусмотрено.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 Постановления № 665).

Судом установлено, что решением ответчика ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным стажем работы на должностях Государственной противопожарной службы на основании решения ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об отказе в установлении пенсии.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии № стаж работы Борухсона А.Н. на должностях Государственной противопожарной службы составляет 18 лет 10 месяцев 02 дня, что меньше требуемого стажа 25 лет.

Ответчик не учел в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника пожарной команды в войсковой части ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по делам ГО и ЧС г. Петрозаводска Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ РК Отряд Государственной противопожарной службы по г. Петрозаводску.

Как следует из материалов дела, истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника пожарной команды в войсковую часть , ДД.ММ.ГГГГ по 31ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял деятельности на должности пожарного УЧС г. Петрозаводска Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по г. Петрозаводску.

Из системного толкования ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 КонституцииРФ и ст.12ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст.55 ГПК РФдоказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

По общему правилу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Как следует из пояснений представителя истца, трудоустройство Борухсон А.Н. имело место в одной и той же пожарной части, в период реформирования часть переводилась на муниципальный и региональный бюджет, ранее отряд противопожарной службы находился в подчинении администрации и Республики Карелия.

Согласно ответу Центрального Архива Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Борухсон А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника пожарной команды по 5 т.р. в войсковую часть (п. <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ, в связи с переводом с его согласия на работу в 51-ю пожарную часть Тындинского отряда УГПС УВД.

Частью 10 статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудников).

Таким образом, поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил в воинской части, соответственно он не может быть засчитан в стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 30.04.1997 Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30 апреля 1997 г. № 234 образован Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

27.01.2004 приказом № 22 Председателя Государственного комитета Республики Карелия по делам ГО и ЧС, изданным на основании приказа МЧС России от 18.06.2003 года № 317, Государственное учреждение Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Карелия присоединено к Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

15.03.2004 приказом №64 Председателя Государственного комитета, изданного во исполнение приказа МЧС России от 02.07.2003 года №336 и директивы МЧС России от 29.12.2003 года № 31-36-21, отряды ГПС реорганизованы в Управления по делам ГО и ЧС при муниципальных образованиях Республики Карелия.

06.08.2004 приказом МЧС России № 372 создано Главное управление МЧС России по Республике Карелия.

28.12.2004 Распоряжением Правительства Республики Карелия №551р-П предусмотрено создание государственных учреждений Республики Карелия (отряды ГПС по районам республики), подведомственных Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

27.01.2005 Указом Главы Республики Карелия № 7 Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

01.08.2005 и 05.08.2005 распоряжениями Правительства Республики Карелия № 220р-П,221р-Л Управления по делам ГО и ЧС при МО районов реорганизованы в государственные учреждения ОПС городов и районов РК, подведомственные Управлению Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С 01.01.2008 Указом Главы Республики Карелия от 15.10.2007 № 135 Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций преобразовано в Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Главы Республики Карелия от 05.05.2009 № 35 Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций переименован в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Таким образом, спорный период работы истца в специальный стаж не подлежит учету, поскольку работа истца осуществлялась в организациях, которые не входили в систему федеральной противопожарной службы, а относились к противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Республики Карелия.

С учетом изложенного, решение об отказе в установлении истцу пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», заявленных периодов работы и производного требования о назначении досрочно страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением - 10.01.2023 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.

Судья                                               Л.А. Давиденкова

Мотивированное решение составлено 19.01.2024

10RS0011-01-2023-008935-24 2-6181/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Давиденковой Л.А., при секретаре Быковой М.Н., с участием истца Борухсона А.Н., представителя истца - адвоката Флеганова Н.А., представителя ответчика Каратай М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борухсона А. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов в стаж работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Борухсону А.Н. решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости с мотивировкой недостаточности стража работы на должностях государственной противопожарной службы. С данным решением истец не согласен, полагает его незаконным и не обоснованным, поскольку в специальный стаж работы не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении ГО и ЧС г. Петрозаводска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Отряд противопожарной службы по г. Петрозаводску, так как сведения персонифицированного учета предоставлены страхователем без подтверждения факта работы в соответствии с п. 18 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ. Таким образом, по мнению ответчика, стаж работы на должностях государственной противопожарной службы составляет 18 лет 10 месяцев 2 дня, стаж работы в МКС составляет 23 года 4 месяца 26 дней, страховой стаж 30 лет 02 месяца 29 дней. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит включить в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное Управление МЧС России по Республике Карелия.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Истец, представитель истца – адвокат Флеганов Н.А., действующий на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении иска по изложенным доводам.

Представитель ответчика – Каратай М.Н., действующая по доверенности, иск не признала.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему выводу.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на досрочную страховую пенсию по старости, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.1995 № 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Аналогичное право для работников службы субъектов РФ не предусмотрено.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 Постановления № 665).

Судом установлено, что решением ответчика ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным стажем работы на должностях Государственной противопожарной службы на основании решения ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия об отказе в установлении пенсии.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии № стаж работы Борухсона А.Н. на должностях Государственной противопожарной службы составляет 18 лет 10 месяцев 02 дня, что меньше требуемого стажа 25 лет.

Ответчик не учел в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника пожарной команды в войсковой части ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по делам ГО и ЧС г. Петрозаводска Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ РК Отряд Государственной противопожарной службы по г. Петрозаводску.

Как следует из материалов дела, истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника пожарной команды в войсковую часть , ДД.ММ.ГГГГ по 31ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял деятельности на должности пожарного УЧС г. Петрозаводска Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по г. Петрозаводску.

Из системного толкования ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 КонституцииРФ и ст.12ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст.55 ГПК РФдоказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

По общему правилу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Как следует из пояснений представителя истца, трудоустройство Борухсон А.Н. имело место в одной и той же пожарной части, в период реформирования часть переводилась на муниципальный и региональный бюджет, ранее отряд противопожарной службы находился в подчинении администрации и Республики Карелия.

Согласно ответу Центрального Архива Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Борухсон А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника пожарной команды по 5 т.р. в войсковую часть (п. <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ уволен по п. 5 ст. 29 КЗОТ РФ, в связи с переводом с его согласия на работу в 51-ю пожарную часть Тындинского отряда УГПС УВД.

Частью 10 статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудников).

Таким образом, поскольку период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил в воинской части, соответственно он не может быть засчитан в стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 30.04.1997 Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30 апреля 1997 г. № 234 образован Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

27.01.2004 приказом № 22 Председателя Государственного комитета Республики Карелия по делам ГО и ЧС, изданным на основании приказа МЧС России от 18.06.2003 года № 317, Государственное учреждение Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Карелия присоединено к Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

15.03.2004 приказом №64 Председателя Государственного комитета, изданного во исполнение приказа МЧС России от 02.07.2003 года №336 и директивы МЧС России от 29.12.2003 года № 31-36-21, отряды ГПС реорганизованы в Управления по делам ГО и ЧС при муниципальных образованиях Республики Карелия.

06.08.2004 приказом МЧС России № 372 создано Главное управление МЧС России по Республике Карелия.

28.12.2004 Распоряжением Правительства Республики Карелия №551р-П предусмотрено создание государственных учреждений Республики Карелия (отряды ГПС по районам республики), подведомственных Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

27.01.2005 Указом Главы Республики Карелия № 7 Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

01.08.2005 и 05.08.2005 распоряжениями Правительства Республики Карелия № 220р-П,221р-Л Управления по делам ГО и ЧС при МО районов реорганизованы в государственные учреждения ОПС городов и районов РК, подведомственные Управлению Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С 01.01.2008 Указом Главы Республики Карелия от 15.10.2007 № 135 Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций преобразовано в Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Главы Республики Карелия от 05.05.2009 № 35 Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций переименован в Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

Таким образом, спорный период работы истца в специальный стаж не подлежит учету, поскольку работа истца осуществлялась в организациях, которые не входили в систему федеральной противопожарной службы, а относились к противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Республики Карелия.

С учетом изложенного, решение об отказе в установлении истцу пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», заявленных периодов работы и производного требования о назначении досрочно страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением - 10.01.2023 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.

Судья                                               Л.А. Давиденкова

Мотивированное решение составлено 19.01.2024

2-6181/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Борухсон Андрей Николаевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения
Главное управление МЧС России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.08.2023Предварительное судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее