УИД 03RS0003-01-2022-005168-74
Дело № 2-5496/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 20 сентября 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием представителя ответчика Насибуллиной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Салавата Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Узелковой ФИО8 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,
установил:
прокурор г. Салавата Республики Башкортостан в интересах Узелковой Л.М. обратился с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Салавата РБ проведена проверка по обращению Узелковой Л.М. о нарушении законодательства об охране здоровья граждан в необеспечении лекарственным препаратом ее сына Ахмадеева Д.М. В ходе проведения проверки, прокуратурой установлено, что сын Узелковой Л.М. - Ахмадеев Д.М., 07.08.2002 года рождения является инвалидом третьей группы, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Городская больница г.Салават с диагнозом <данные изъяты> по жизненным показаниям нуждается в обеспечении лекарственным препаратом. Согласно заключению главного внештатного ревматолога Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Еникеевой Г.Р. от 17.07.2020 Ахмадееву Д.М. рекомендовано продолжить в 2021 году лечение лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Этанерцепт», потребность в котором составляет 48 флаконов на 2021 год. Согласно заключению комиссии по контролю за лечением генно-инженерными биологическими препаратами от 22.07.2021г. потребность Ахмадеева Д.М. в лечении лекарственным препаратом «Этанерцепт» до конца 2021 года составляет 5 упаковок (20 флаконов) и 12 упаковок (48 флаконов) на 2022г. Лекарственный препарат «Этанерцепт» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р. Выписанные Ахмадееву Д.М. рецепты от 07.12.2021, 04.02.2022 года не отоварены, поставлены на отсроченное обслуживание. В связи с длительным необеспечением указанным лекарственным препаратом Узелкова Л.М., мать Ахмадеева Д.М., осуществила 24.03.2022 перевод денежных средств на банковскую карту Ахмадеева Д.М. на номер счета 40817810506007851453 в размере 50 000 рублей для приобретения лекарственного препарата «Этанерцепт». Ахмадеевым Д.М. приобретен указанный лекарственный препарат, что подтверждается товарным чеком № 3570 от 24.03.2022. Ответчиком нарушено право Ахмадеева Д.М. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Узелковой Л.М. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Этанерцепт» по торговому наименованию «Энбрел» в размере 49 762,50 рублей.
Процессуальный истец прокурор г. Салават РБ, истец Узелкова Л.М. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Третье лицо Ахмадеев Д.М. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, которым просит рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований прокурора города Салават в интересах его матери Узелковой Л.М. не возражает.
Представители третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан, Государственного казённого учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ по доверенности Насибуллина М.Г. исковые требования не признала, просила отказать в иске по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п. 2.3).
Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Судом установлено, что сын Узелковой Л.М. - Ахмадеев Д.М., 07.08.2002 года рождения является инвалидом третьей группы, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Городская больница г.Салават с диагнозом «<данные изъяты> по жизненным показаниям нуждается в обеспечении лекарственным препаратом.
Согласно заключению главного внештатного ревматолога Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Еникеевой Г.Р. от 17.07.2020 Ахмадееву Д.М. рекомендовано продолжить в 2021 году лечение лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Этанерцепт», потребность в котором составляет 48 флаконов на 2021 год.
Согласно заключению комиссии по контролю за лечением генно-инженерными биологическими препаратами от 22.07.2021г. потребность Ахмадеева Д.М. в лечении лекарственным препаратом «Этанерцепт» до конца 2021 года составляет 5 упаковок (20 флаконов) и 12 упаковок (48 флаконов) на 2022г.
Лекарственный препарат «Этанерцепт» входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р.
В связи с длительным необеспечением указанным лекарственным препаратом Ахмадеева Д.М., его мать - Узелкова Л.М., осуществила 24.03.2022 перевод денежных средств на банковскую карту Ахмадеева Д.М. на номер счета № в размере 50 000 рублей для приобретения лекарственного препарата «Этанерцепт».
Ахмадеевым Д.М. приобретен указанный лекарственный препарат, что подтверждается товарным чеком № 3570 от 24.03.2022.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан выступает главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета.
Разделом 5.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются: обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу положений пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Судом установлено, что Узелкова Л.М. была вынуждена периодически приобретать для своего сына лекарственный препарат «Этанерцепт» также за свой счет, так как данный препарат необходим Ахмадееву Д.М. по жизненным показаниям.
Из представленного в материалы дела товарного чека следует, что Ахмадеевым Д.М. самостоятельно приобретался лекарственный препарат «Этанерцепт» на сумму 49 762,50 рублей в количестве 1 упаковки, на денежные средства, которые ему перечислила на банковскую карту Узелкова Л.М.
Анализируя изложенное выше, учитывая, что необеспечение Ахмадеева Д.М. необходимым лекарственным препаратом «Этанерцепт» нарушает его право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо, в настоящее время обеспечение лекарственным препаратом возложено на Министерство здравоохранения РБ, который необходим Ахмадееву Д.М. по жизненным показаниям, суд находит исковые требования прокурора г.Салавата Республики Башкортостан в интересах Узелковой Л.М. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Самостоятельное приобретение Узелковой Л.М. лекарственного препарата в аптечном пункте подтверждено документально на сумму 49 762,50 рублей, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для взыскания с ответчика Министерства здравоохранения РБ расходов в указанном размере.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Салавата Республики Башкортостан в интересах Узелковой ФИО9 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата – удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019) в пользу Узелковой ФИО10 (паспорт №) денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Этанерцепт» по торговому наименованию «Энбрел» в размере 49 762,50 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда составлено 27 сентября 2022 года.