11RS0016-01-2023-000243-08 дело №21-155/2023 (12-44/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., рассмотрев 3 мая 2023 года в городе Сыктывкаре жалобу защитника администрации муниципального района «Сыктывдинский» Сёминой О.В. на постановление врио начальника ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 13 февраля 2023 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский»,
установил:
постановлением врио начальника ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 13 февраля 2023 года №<Номер обезличен>, оставленным без изменения решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года, администрация муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Защитник администрации муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить принятые акты и прекратить производство по административному делу.
Законный представитель или защитник администрации муниципального района «Сыктывдинский», а также должностное лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 16 января 2019 года возбуждено исполнительное производство №<Номер обезличен> на основании исполнительного листа серии ФС №<Номер обезличен>, выданного Сыктывдинским районным судом 24 декабря 2018 года, согласно которому администрация сельского поселения «Пажга» обязана предоставить Третьяк О.В. жилое помещение по договору социального найма.
Постановлением от 2 декабря 2019 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
На основании определения Сыктывдинского районного суда от 23 января 2020 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 апреля 2020 года по исполнительному производству произведена замена должника на администрацию муниципального района «Сыктывдинский».
23 декабря 2022 года должнику поступило требование судебного пристава-исполнителя, которым установлен срок исполнения решения суда до 20 января 2023 года.
В установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы деяние, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда проверены доводы защитника, им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных обстоятельств, не согласиться с которой оснований не имеется.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года №2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жильем определенных категорий граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Вопреки доводам жалобы уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П).
Наличие таких уважительных причин из материалов дела не усматривается. С 2018 года решение не исполнено.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора установлен должностным лицом и судьей районного суда.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса, является обоснованным.
Несогласие с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление врио начальника ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 13 февраля 2023 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский» оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья А.Г. Пешкин