РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2018 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Наумовой Е. А.
при секретаре Верзилиной М.И.
с участием представителя истца Будник Н.Ю., полномочия которой выражены в доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Опалева Владимира Николаевича к администрации Назаровского района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Опалев В.Н. обратился в суд с иском к администрации Назаровского района о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке приватизации.
Требования мотивировал тем, что с 2002 года на основании ордера, выданного АО Крутоярское как работнику, был вселен в жилое помещение по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, однако при обращении его в администрацию Назаровского района по вопросу приватизации, получил отказ по причине того, что жилое помещение не находится в собственности ответчика, не включено в реестр.
Истец считает, что поскольку жилое помещение не включено в реестр по причинам, не зависящим от истца, жилое помещение должно быть ранее передано в собственность Назаровского района, он имеет право приватизировать жилье, за ним подлежит признанию право собственности на квартиру в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Опалев В.Н. не явился, извещен.
Представитель истца настаивает на требованиях по доводам заявления. Дополнила, что приватизация не произведена в связи с отсутствием жилья в реестре муниципальной собственности, однако указанное жилье построено еще в период действия ЖК РСФСР, не состоит на балансе АО Крутоярское, статус служебного не имеет, следовательно, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Назаровского района в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в информации указано, что квартира в муниципальной собственности не находится.
Представитель третьего лица НАО «Крутоярское» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлялись, о причинах неявки суд не уведомили. Арбитражный управляющий направил отзыв на иск, в котором не возражает относительно требований.
Суд, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, считает, что исковое заявление не обосновано.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права…»
Исходя из анализа исследованных доказательств, характеризующие правоотношения, подлежащие защите, при вынесении настоящего решения, суд применяет нормы материального закона, регулирующие отношения по возникновению права собственности в целом, специфику возникновения права собственности на недвижимое имущество, нормы гражданского законодательства.
Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции охраняется законом.
В силу ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.
Статьей 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закреплено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного выше Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
В силу ст. 7 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).
Анализ действующих норм позволяет суду сделать вывод, что приватизации, то есть бесплатной передаче жилья в собственность граждан, подлежат жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Судом установлено, что истцу ордер на занятие данной квартиры муниципальным образованием не выдавался, указанный в иске ордер в материалы дела не представлен.
Из выписки из финансового лицевого счета за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Опалев В.Н. зарегистрирован с 12.09.2017 (л.д.5).
Право собственности на спорную квартиру по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> ни за кем не зарегистрировано, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ представленной Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Назаровское отделение, уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6,8).
Из информации ответчика, объект недвижимости по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> реестре муниципального имущества муниципального образования Назаровский район не учтен, сведения о зарегистрированных правах на объект отсутствуют (л.д.80).
Согласно ответа администрации Красносопкинского сельсовета, объект недвижимости по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> реестр муниципальной собственности Красносопкинского сельсовета не включался и из него не исключался, администрацией Красносопкинского сельсовета квартира Опалеву В.Н. не предоставлялась, согласно выписки из домовой книги Опалев В.Н. по адресу зарегистрирован с 12.09.2017 (л.д. 75-76)
Согласно выписки из технического паспорта следует, что <адрес> в д. <адрес> представляет собой квартиру общей площадью 37,8 кв.м, год постройки 1958 г( л.д.8-9, 77).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно ст.18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 (в ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» положения ст.18 указанного Закона РФ о праве на приватизацию не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.) (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6).
Согласно ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность, в том числе граждан. В рассматриваемом случае указанным законом является Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», устанавливающий порядок приватизации граждан занимаемых ими жилых помещений.
По смыслу данных норм обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления. Только с момента передачи жилого помещения в ведение органов местного самоуправления у граждан, проживающих в данных жилых помещениях, возникает право пользования по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению 3 к данному Постановлению Верховного Совета РФ объектами, относящимися к муниципальной собственности являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
На основании Указа Президента РФ от 10.01.1993 №8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты, передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Судом не установлено, истцом, его представителем в материалы дела не представлено доказательств принадлежности жилого помещения АО Крутоярское, как до его акционирования, на средства совхоза, а также начало строительства до его реорганизации, так и после, не подтверждено строительство АО Крутоярское данного жилого помещения, его постановку на баланс, а также передачу его от АО Крутоярское в муниципальную собственность.
От конкурсного управляющего информация о наличии на балансе предприятия указанного жилья не поступила (л.д.74).
В судебном заседании не нашло подтверждения заключение договора социального найма МО Назаровский район с Опалевым В.Н., наличие такого договора не установлено, в материалы дела не представлено.
Доводы о предоставлении жилого помещения Опалеву АО Крутоярское на период трудовых отношений также не нашли подтверждение в судебном заседании.
Судом не установлено предоставление жилого помещения Опалеву В.Н. на период трудовых отношений с АО Крутоярское, истцом не представлено договора найма служебного жилья, не представлено доказательств периода трудовых отношений с АО Крутоярское.
Длительность проживания в жилом помещении истца не подтверждает правовых оснований приобретения жилого помещения в порядке приватизации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение Опалева В.Н. отсутствуют, поскольку договор социального найма в силу положений гл. 7 Жилищного кодекса РФ не заключался, достоверных доказательств, подтверждающих соблюдение порядка предоставления спорного жилого помещения, как помещения, предоставляемого по договору социального найма Опалеву В.Н., истцом, представителем не представлено (на момент предоставления спорного жилого помещения Опалев В.Н. не состоял на учете нуждающихся в жилье).
Представителем истца, истцом не представлено в материалы дела доказательств, достоверно подтверждающих законность вселения в жилое помещение, ордер на спорное жилое помещение истцу не выдавался, какой-либо договор не заключался, факт регистрации в жилом помещении произведен 12.09.2017. Также истцом не доказано, что жилое помещение являлось государственной собственностью, подлежащей передаче в муниципальную собственность в связи с реорганизацией совхоза. То обстоятельство, что ответчик, арбитражный управляющий не высказали возражений относительно предъявленных требований, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку условий, предусмотренных законом для реализации права на приватизацию истца не имеется.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что право на приватизацию спорной квартиры в соответствии с требованиями ст.ст.2,7,18 Закона РФ « о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» у истца не возникло, в связи с чем в иске следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Опалева Владимира Николаевича к администрации Назаровского района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Назаровский городской суд.
Председательствующий <данные изъяты> Наумова Е.А.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>