УИД 61RS0011-01-2024-001584-60
Судья Малова Т.В. дело № 33-18211/2024
дело № 2-1277/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей Джагрунова А.А., Максимова Е.А.
при секретаре Сухомлиновой П.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белокалитвинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области об обязании принятии мер, препятствующих несанкционированному доступу людей, сносу многоквартирных домов, по апелляционной жалобе Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 19 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Татуриной С.В., судебная коллегия
установила:
Белокалитвинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Синегорского сельского поселения об обязании принятии мер, препятствующих несанкционированному доступу людей, сносу многоквартирных домов, указав на то, что Белокалитвинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного и подлежащего сносу жилья.
Проверкой установлено, что в рамках реализации программных мероприятий в Белокалитвинском районе в 2014-2022 году переселены граждане из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Указанные дома в настоящее время не используются, находятся в заброшенном состоянии, что представляет собой угрозу обрушения частей строительных конструкций, что может повлечь нарушение прав как рядом проживающих граждан, так и лиц, проходящих мимо зданий.
Администрация Синегорского сельского поселения, возложенные на нее законом обязанности по предупреждению причинения вреда населению, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания в период, когда они не эксплуатируется, не исполняет. Мер к их сносу администрацией не принято, что в свою очередь может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания по адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, путем установки защитного ограждения в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, высотой не менее 2,2 м с защитным козырьком в соответствии с требованиями п.5.1.2.2 ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 18.08.2020 №504-ст. Обязать администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу снести расселенные дома аварийного жилищного фонда по вышеуказанным адресам.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 19 августа 2024 года суд обязал Администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания по адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, путем установки защитного ограждения в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, высотой не менее 2,2 м с защитным козырьком в соответствии с требованиями п.5.1.2.2 ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 18.08.2020 №504-ст.
Обязал Администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу снести расселенные дома аварийного жилищного фонда по адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В апелляционной жалобе Администрация Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области просит решение отменить, принять новое решение, которым обязать Администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в течение 1 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания по вышеуказанным адресам, а также обязать Администрацию Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области со дня вступления решения суда в законную силу снести расселенные дома аварийного жилищного фонда по вышеуказанным адресам в срок до 31 декабря 2026 года.
Апеллянт указывает на то, что в настоящее время администрация не располагает возможностью снести расселенные дома, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на указанные цели. Предусмотренные в бюджете поселения расходы на 2024 год не позволяют провести перераспределение ассигнований, поскольку данные расходы являются социально-значимыми и сами не в полной мере обеспечены бюджетным финансированием.
Для изготовления технической документации и выделения денежных средств и на сам снос, установленного судом срока, по мнению апеллянта, недостаточно.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст. 56.11 ЗК РФ, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исходил из того, что орган местного самоуправления, изъявший аварийные жилые дома обязан осуществить их снос. Длительное бездействие администрации по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия с выводами суда соглашается.
В силу п.7 п.1 ст. 56.11 ЗК РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.02.2018 Администрацией Синегорского сельского поселения принято постановление №43, которым утверждена муниципальная программа Синегорского сельского поселения «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2018 -2025 годах.
Многоквартирные дома в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признаны аварийными и подлежащим сносу.
Как следует из ответа Главы Администрации Синегорского сельского поселения от 24 мая 2024 года в рамках программных мероприятий с 2011 по 2023 год переселены граждане из 13 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
До настоящего времени дома не снесены, защитные ограждения в границах земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, не установлены, что может повлечь нарушение прав как рядом проживающих граждан, так и лиц, проходящих мимо здания, что подтверждается проведенной прокурорской проверкой и не оспаривалось представителем ответчика.
С учетом изложенных обстоятельств, а так же того, что спорные жилые дома были расселены именно как аварийные, угрожающие жизни и здоровью людей, однако, до настоящего времени указанные жилые дома, расположенные на территории сельского поселения и являющиеся аварийными не снесены, к ним имеется свободный доступ, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апеллянта об отсутствии денежных средств в местном бюджете на снос расселенных аварийных жилых домов судебной коллегией отклоняются как не влияющие на законность постановленного по делу решения и не свидетельствуют о наличии оснований для его отмены, так как не могут являться основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Экономические интересы должника в части порядка бюджетного финансирования не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав неопределенного круга лиц, в интересах которых подано исковое заявление, и не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений, принимая во внимание, что выводы суда о возложении на Администрацию Синегорского сельского поселения обязанности по сносу расселенных домов аварийного жилищного фонда законны и обоснованы.
Ссылки апеллянта на недостаточность установленного судом срока для исполнения решения суда не принимаются во внимание, поскольку являются бездоказательными.
Сроки, установленные судом для исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, являются разумными с учетом длительного неисполнения ответчиком принятых на себя обязательств, а также необходимости планирования в бюджете поселения денежных средств на проведение работ по сносу домов аварийного жилищного фонда.
При этом судебная коллегия отмечает, что областная адресная программа была разработана задолго до расселения граждан из аварийного жилья, были приняты постановления об изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельных участков и об изъятии самих земельных участков, фактически жилые дома расселены, представление об устранении нарушений закона было внесено прокуратурой в апреле 2024 года, то есть до обращения прокурора в суд с настоящим иском. Таким образом, ответчику необходимо было предпринять конкретные меры по разработке соответствующих запросов на финансирование исполнения данной программы в полном объеме, включая и снос домов, признанных аварийными, угрожающими жизни и здоровью людей. Доказательств того, что определенный судом срок незначителен и неразумен для осуществления всех необходимых действий - апеллянтом не представлено.
Сам по себе тот факт, что ответчику надлежит изыскать денежные средства на разработку технической документации, а затем обратиться за выделением средств на осуществление сноса - не свидетельствует о том, что решение суда не может быть исполнено в установленный данным решением срок, при этом срок на исполнение решения начинает течь с момента его вступления в законную силу, то есть с момента вынесения настоящего апелляционного определения. Учитывая длительность неисполнения ответчиком обязанности по сносу аварийных домов и степень общественной опасности данного нарушения, оснований для изменения установленного судом срока – не имеется.
Учитывая изложенное, отсутствие в материалах дела объективных доказательств того, что на момент вынесения решения ответчик доказал его неисполнимость в указанный в иске срок, отсутствие таких доказательств и в жалобе, а также принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности граждан, оснований для предоставления судом первой инстанции администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области большего срока на исполнение решения суда, не имелось исходя из материалов дела и представленных доказательств. Ввиду недоказанности ответчиком его возражений доводам иска и доводов жалобы, судебная коллегия также не усматривает оснований для увеличения установленного данным решением срока, соответственно, и не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 19 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2024 года.