Судья Зверева О.П. Дело № 33а-11347/2019
Учет № 024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 августа 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Рахимова Рамиля Ильнуровича на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление Рахимова Рамиля Ильнуровича к Тукаевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным действий выраженных в отказах во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 7 февраля 2019 года за № 16-0-1-228/3003/2019-186, № 16-0-1-228/3003/2019-230 и обязании устранить допущенные нарушения оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав административного истца Рахимова Р.И. и его представителя Челнокова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахимов Р.И. (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Тукаевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с административным исковым заявлением о признании незаконным действий выраженных в отказах во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 7 февраля 2019 года за № 16-0-1-228/3003/2019-186, № 16-0-1-228/3003/2019-230 и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером .... площадью 115615 кв.м;
- с кадастровым номером .... площадью 38400 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
С целью внесения произведенных генеральным планом изменений в сведения объектов недвижимости принадлежащих заявителю земельных участком, а именно изменения категории и вида разрешенного использования на земли промышленности для размещения транспортно-логистического терминала административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, приложив к заявлению выкопировку из Генерального плана Новотроицкого сельского поселения от 7 ноября 2012 года № 17/1, с внесенными изменениями от 29 декабря 2017 года № 12/2-вн.
Однако, решением административного ответчика от 7 февраля 2019 года № 16-0-1-228/3003/2019-186, № 16-0-1-228/3003/2019-230 Рахимову Р.И. отказано во внесении изменений ввиду отсутствия документа и информации, необходимой для государственного кадастрового учета изменений.
Административный истец считает незаконными действия органа регистрации по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений, поскольку документы, необходимые для осуществления кадастрового учета были представлены вместе с заявлением.
Просил суд признать действия Тукаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан выраженные в отказах во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 7 февраля 2019 года за № 16-0-1-228/3003/2019-186, № 16-0-1-228/3003/2019-230 незаконными и обязать устранить допущенные нарушения.
Определением Тукаевского районного суда Республики Татарстан в качестве соответчика было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Челноков А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Тукаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по доверенности Мухаметдинова Ж.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, заинтересованное лицо – главный архитектор Тукаевского района Республики Татарстан Надершин А.И. возражали удовлетворению административного иска.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Рахимовым Р.И. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для административного дела. Как указывает податель апелляционной жалобы им, при обращении к административному ответчику были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность поданного заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Административный ответчик и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Рахимов Р.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 38400 расположенного по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от 28 февраля 2019 года земельный участок относится к категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства и земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 115615 расположенного по адресу: <адрес>, согласно выписке из ЕГРН от 28.02.2019 года земельный участок относится к категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Решением Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» от 7 ноября 2012 года № 17/1 утвержден генеральный план муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение».
29 декабря 2014 года решением Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан № 12/2-вн утверждены внесенные изменения в генеральный план Новотроицкого сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (в части производственных земель в районе городского кладбища).
Решением Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 9 апреля 2014 года № 31/6 утвержден генеральный план муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Тукаевского муниципального района.
28 апреля 2014 года решением Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан № 32/9 отменено решение Совета Новотроицкого сельского поселения Тукаевского муниципального района «Об утверждении генерального плана Новотроицкого сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан» № 17/1 от 7 ноября 2012 года.
29 января 2019 года Рахимов Р.И. обратился с заявлением о внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка на категорию земель: земли промышленности, разрешенное использование: под размещение транспортно-логистического терминала) на основании решения Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» № 17/1 от 7 ноября 2012 года «Об утверждении генерального плана Новотроицкого сельского поселения» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 12/2 с приложением копий: доверенности; выкопировки из генерального плана Новотроицкого сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Указанное заявление поступило в Управление Росреестра по Республике Татарстан через Тукаевский филиал ГБУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан».
В тот же день, из Тукаевского филиала ГБУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» в Управление Росреестра по Республике Татарстан поступило заявление от Рахимова Р.И. о внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка на категорию земель: земли промышленности, разрешенное использование: под размещение транспортно-логистического терминала) на основании решения Совета муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение» № 17/1 от 7 ноября 2012 года «Об утверждении генерального плана Новотроицкого сельского поселения» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 12/2) с приложением копий: доверенности; выкопировки из генерального плана Новотроицкого сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В рамках рассмотрения вышеуказанных заявлений 30 января 2019 года филиалом ФГБУ ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в порядке межведомственного информационного взаимодействия были направлены следующие запросы:
- № 16/МВ/2019-2044 о предоставлении документов об отнесении к определенной категории земель (о переводе земельного участка из одной категории земель в другую) в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;
- № 16/МВ/2019-2045 о предоставлении документа об изменении вида разрешенного использования земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;
- № 16/МВ/2019-2046 о предоставлении документа об изменении вида разрешенного использования земельного участка в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;
- № 16/МВ/2 019-2047 о предоставлении документов об отнесении к определенной категории земель (о переводе земельного участка из одной категории земель в другую) в отношении земельного участка с кадастровым номером .....
6 февраля 2019 года на вышеперечисленные запросы поступили следующие ответы:
- на запрос за № 16/МВ/2019-2044 – отказано в предоставлении документов с разъяснением, что согласно утвержденного генерального плана земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий;
- на запрос за № 16/МВ/2019-2045 – отказано в предоставлении документов с разъяснением, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки Новотроицкого СП указанный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, на которые градостроительные регламенты не распространяются;
- на запрос за № 16/МВ/2019-2046 – отказано в предоставлении документов с разъяснением, что согласно утвержденных правил землепользования и застройки Новотроицкого СП указанный земельный участок находится в зоне земель сельскохозяйственных угодий, градостроительные регламенты не установлены;
- на запрос за № 16/МВ/2019-2047 – отказано в предоставлении документов с разъяснением, что согласно генерального плана земельный участок принадлежит землям сельскохозяйственных угодий.
Суду первой инстанции представлена выкопировка из утвержденного генерального плана Новотроицкого сельского поселения, из которой следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ...., .... расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения.
7 февраля 2019 года уведомлением государственного регистратора № 16-0-1-228/3003/2019-186 отказано во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия со ссылкой на часть 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .... принят исходя из ответа исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, который свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимых для кадастрового учета.
В этот же день, уведомление № 16-0-1-228/3003/2019-230 государственный регистратор отказал во внесении сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия со ссылкой на часть 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .... принят исходя из ответа от исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, который свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимых для кадастрового учета.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком законно и обоснованно отказано во внесении изменений в ЕГРН в виде изменения категории земель с земель сельскохозяйственных угодий на земли промышленности и вида разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на земли под размещение транспортного-логистического терминала, поскольку сведения о переводе земельного участка в иную категорию отсутствуют, а изменение вида разрешенного использования для ведения дачного хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Так, статья 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» содержит основания внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, которые осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации (часть 1); в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости (часть 2); в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости (часть 3).
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости с 1 января 2017 года осуществляются органом регистрации - Росреестром и его территориальными органами.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Из части статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации относит к сельскохозяйственным угодьям - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Вышеприведенная норма определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что обстоятельством, имеющим значение для дела, имеет не вид сельскохозяйственных угодий, а отнесение земельного участка относится к какому-либо виду сельхозугодий.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ определено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Частью 2 вышеприведенной статьи установлено, что орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 2).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона (часть 3).
Орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 4).
Поскольку подтверждающих документов о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию Рахимовым Р.И. представлено не было, оснований не соглашаться с выводом суда первой инстанции о законности принятого отказа административного ответчика у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахимова Рамиля Ильнуровича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи