Дело № 2-591/2024
УИД № 24RS0054-01-2024-000350-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Кудряшовой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Степановой О.А. о взыскании полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Степановой О.А. о взыскании полученных денежных средств, мотивируя требования следующим. 06.10.20203 Степанова О.А. через многофункциональный центр обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный» о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заявления Степановой О.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по ведению личного подсобного хозяйства» территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №. Со Степановой О.А. заключен социальный контракт от 08.11.2023 № сроком на 6 месяцев (с 08.11.2023 по 07.05.2024). Согласно социальному контракту Степановой О.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 200000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. Территориальным отделением 22.12.2023 принято решение № о прекращении оказания Степановой О.А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В нарушение пп. 9 п. 4.1 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Степанова О.А. не предоставила отчет об использовании денежных средств, выделенных по социальному контракту за ноябрь 2023 года. Информации об уважительных причинах пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось. Уведомление от 22.12.2023 № о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта, а также о необходимости возврата полученных денежных средств в размере 200000 рублей было направлено почтовым отправлением № До настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Ссылаясь на ст. 10, 401, 1102 ГК РФ, истец просит взыскать со Степановой О.А. выплаченные денежные средства в сумме 200000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5200 рублей.
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель истца Шахов П.Г. просил исковые требования удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Степанова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Оценив доводы иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме и предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
В соответствии с п. 3.1 указанного Постановления финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п. 3.4.11 указанного Постановления мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка (в редакции от 14.02.2023, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений)при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка, при реализации мероприятия, указанного в подпункте 3 пункта 8 Порядка (по ведению личного подсобного хозяйства), заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 200000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства.
Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии с пунктом 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников; призыв на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.
Уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней в случае непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абз. 1 п. 29 Порядка (пп. 5 п. 36 Порядка).
В соответствии с п. 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу п. 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 06.10.2023 Степанова О.А. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта по ведению личного подсобного хозяйства в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
26.10.2023 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение № о назначении Степановой О.А. государственной социальной помощи в размере 200000 рублей, о чем последняя была уведомлена.
08.11.2023 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Степановой О.А. заключен социальный контракт №, согласно которому Степановой О.А. предоставляется единовременная денежная выплата по мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» в размере 200000 рублей (пункты 1.1, 1.2, 2.1 контракта).
Денежные средства по социальному контракту в размере 200000 рублей, в соответствии с п. 2.2 социального контракта выплачены Степановой О.А. 30.11.2023 путем перечисления на счет Степановой О.А. №, открытый в ПАО Сбербанк, что подтверждается скриншотом из программного обеспечения КГКУ «Управление социальной защиты населения» и не оспаривается ответчиком.
Как следует из программы социальной адаптации (приложение № к социальному контракту), Степановой О.А. должны быть выполнены следующие мероприятия: консультация ИКЦ Енисей 277-62-11 до 30.11.2023; приобретение кормов до 31.12.2023; приобретение кормов до 31.01.2024; приобретение кормов до 29.02.2024; предоставление (корма) для комиссионного обследования до 31.03.2024; предоставление доходов от деятельности до 31.03.2024; предоставление доходов от деятельности до 06.05.2024.
В силу пп. 9 п. 4.1.1 социального контракта Степанова О.А. обязана представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № к данному контракту лично либо посредством почтового отравления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления.
Согласно пункту 5.1 контракта он заключается на срок с 08.11.2023 по 07.05.2024.
В нарушение пп. 9 п. 4.1 социального контракта от 08.11.2023 № Степанова О.А. не предоставила отчет об использовании денежных средств, выделенных по социальному контракту за ноябрь 2023 года.
Доказательств уважительности причин пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось.
На основании пп. 6 п. 3.2.2 социального контракта КГКУ «УСЗН» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к данному социальному контракту.
По причине нарушения Степановой О.А. условий социального контракта в установленные сроки, 22.12.2023 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение № о прекращении оказания государственной социальной помощи Степановой О.А. и досрочном расторжении социального контракта, в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, о чем Степановой О.А. направлено уведомление.
В соответствии с п. 6.1 социального контракта за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
25.12.2023 КГКУ «УСЗН» направлено в адрес Степановой О.А. требование о необходимости возмещения излишне выплаченных денежных сумм в размере 200000 рублей по социальному контракту от 08.11.2023 №.
Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.
Принимая во внимание, что при заключении социального контракта от 08.11.2023 № Степанова О.А. была предупреждена об ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, однако не представила своевременно ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, а потому суд находит требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с ответчика Степановой О.А. денежных средств, полученных в виде материальной помощи в размере 200000 рублей по социальному контракту от 08.11.2023 №, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Таким образом, со Степановой О.А. подлежат взысканию понесенные КГКУ «Управление социальной защиты населения» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5200 рублей. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ОГРН №, ИНН №) со Степановой О.А. (паспорт серии № №, выдан <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №), денежные средства, полученные по социальному контракту от 08.11.2023 №, в размере 200000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5200 рублей, а всего 205200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 6 июня 2024 года
УИД № 24RS0054-01-2024-000350-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Кудряшовой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Степановой О.А. о взыскании полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Степановой О.А. о взыскании полученных денежных средств, мотивируя требования следующим. 06.10.20203 Степанова О.А. через многофункциональный центр обратилась в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный» о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заявления Степановой О.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по ведению личного подсобного хозяйства» территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №. Со Степановой О.А. заключен социальный контракт от 08.11.2023 № сроком на 6 месяцев (с 08.11.2023 по 07.05.2024). Согласно социальному контракту Степановой О.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 200000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. Территориальным отделением 22.12.2023 принято решение № о прекращении оказания Степановой О.А. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с непредоставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. В нарушение пп. 9 п. 4.1 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Степанова О.А. не предоставила отчет об использовании денежных средств, выделенных по социальному контракту за ноябрь 2023 года. Информации об уважительных причинах пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось. Уведомление от 22.12.2023 № о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта, а также о необходимости возврата полученных денежных средств в размере 200000 рублей было направлено почтовым отправлением № До настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Ссылаясь на ст. 10, 401, 1102 ГК РФ, истец просит взыскать со Степановой О.А. выплаченные денежные средства в сумме 200000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5200 рублей.
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель истца Шахов П.Г. просил исковые требования удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Ответчик Степанова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Оценив доводы иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме и предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
В соответствии с п. 3.1 указанного Постановления финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п. 3.4.11 указанного Постановления мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка (в редакции от 14.02.2023, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений)при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка, при реализации мероприятия, указанного в подпункте 3 пункта 8 Порядка (по ведению личного подсобного хозяйства), заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 200000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства.
Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии с пунктом 29 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта.
Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 35 Порядка).
Пунктом 35 Порядка предусмотрено, что уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников; призыв на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.
Уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней в случае непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абз. 1 п. 29 Порядка (пп. 5 п. 36 Порядка).
В соответствии с п. 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в пп. 2-4, 7-10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу п. 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 06.10.2023 Степанова О.А. обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта по ведению личного подсобного хозяйства в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
26.10.2023 территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение № о назначении Степановой О.А. государственной социальной помощи в размере 200000 рублей, о чем последняя была уведомлена.
08.11.2023 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Степановой О.А. заключен социальный контракт №, согласно которому Степановой О.А. предоставляется единовременная денежная выплата по мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» в размере 200000 рублей (пункты 1.1, 1.2, 2.1 контракта).
Денежные средства по социальному контракту в размере 200000 рублей, в соответствии с п. 2.2 социального контракта выплачены Степановой О.А. 30.11.2023 путем перечисления на счет Степановой О.А. №, открытый в ПАО Сбербанк, что подтверждается скриншотом из программного обеспечения КГКУ «Управление социальной защиты населения» и не оспаривается ответчиком.
Как следует из программы социальной адаптации (приложение № к социальному контракту), Степановой О.А. должны быть выполнены следующие мероприятия: консультация ИКЦ Енисей 277-62-11 до 30.11.2023; приобретение кормов до 31.12.2023; приобретение кормов до 31.01.2024; приобретение кормов до 29.02.2024; предоставление (корма) для комиссионного обследования до 31.03.2024; предоставление доходов от деятельности до 31.03.2024; предоставление доходов от деятельности до 06.05.2024.
В силу пп. 9 п. 4.1.1 социального контракта Степанова О.А. обязана представлять ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов), по форме согласно приложению № к данному контракту лично либо посредством почтового отравления, либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления.
Согласно пункту 5.1 контракта он заключается на срок с 08.11.2023 по 07.05.2024.
В нарушение пп. 9 п. 4.1 социального контракта от 08.11.2023 № Степанова О.А. не предоставила отчет об использовании денежных средств, выделенных по социальному контракту за ноябрь 2023 года.
Доказательств уважительности причин пропуска сроков предоставления отчетов в территориальное отделение не предоставлялось.
На основании пп. 6 п. 3.2.2 социального контракта КГКУ «УСЗН» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № к данному социальному контракту.
По причине нарушения Степановой О.А. условий социального контракта в установленные сроки, 22.12.2023 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение № о прекращении оказания государственной социальной помощи Степановой О.А. и досрочном расторжении социального контракта, в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, о чем Степановой О.А. направлено уведомление.
В соответствии с п. 6.1 социального контракта за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с социальным контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
25.12.2023 КГКУ «УСЗН» направлено в адрес Степановой О.А. требование о необходимости возмещения излишне выплаченных денежных сумм в размере 200000 рублей по социальному контракту от 08.11.2023 №.
Однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.
Принимая во внимание, что при заключении социального контракта от 08.11.2023 № Степанова О.А. была предупреждена об ответственности за нарушение взятых на себя обязательств, однако не представила своевременно ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, а потому суд находит требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» о взыскании с ответчика Степановой О.А. денежных средств, полученных в виде материальной помощи в размере 200000 рублей по социальному контракту от 08.11.2023 №, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Таким образом, со Степановой О.А. подлежат взысканию понесенные КГКУ «Управление социальной защиты населения» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5200 рублей. Указанные расходы подтверждены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.
Взыскать в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ОГРН №, ИНН №) со Степановой О.А. (паспорт серии № №, выдан <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №), денежные средства, полученные по социальному контракту от 08.11.2023 №, в размере 200000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5200 рублей, а всего 205200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 6 июня 2024 года