Дело № 2а-1182/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Лауконен А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца - помощника Кингисеппского городского прокурора Смаковской Т.Ю., представителя административного ответчика – Овчинникова Р.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
административное дело по административному иску Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор 16 октября 2019 года обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной сотрудниками Кингисеппской городской прокуратуры Ленинградской области в июне 2019 года проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что администрацией МО «Нежновское сельское поселение» в нарушение требований п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. По факту выявленных нарушений 19.06.2019 прокуратурой в адрес главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Между тем, до настоящего времени, специализированная служба администрацией МО «Нежновское сельское поселение» не создана. По мнению прокурора отсутствие на территории Нежновского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг.
Ссылаясь, что на территории МО «Нежновское сельское поселение» ненадлежащим образом осуществляется организация ритуальных услуг, а именно не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает права неопределенного круга лиц, Кингисеппский городской прокурор просит признать бездействие администрации МО «Нежновское сельское поселение» в части не создания специализированной службы по вопросам похоронного дела незаконным, обязать администрацию МО «Нежновское сельское поселение» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Кингисеппского городского прокурора Смаковская Т.Ю. требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Нежновское сельское поселение» в судебном заседании иск не признал, указав, что на территории муниципального образования имеются хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, и отсутствие муниципальной специализированной службы по вопросам похоронного дела не свидетельствует о нарушении прав граждан. Отмечал, что администрация МО «Нежновское сельское поселение» выполняет свои обязанности в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Кроме того, в местном бюджете отсутствуют необходимые денежные средства для создания такой службы. На территории сельского поселения имеется одиннадцать кладбищ, одно из которых является действующим, десять кладбищ закрыты, на них осуществляется только подзахоронение тел умерших. В случае удовлетворения иска просил предоставить администрации МО «Нежновское сельское поселение» для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Выслушав доводы участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" далее - Закон N 8-ФЗ), Указом Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Из положений ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).
Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Именно органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. N 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает в том числе право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом N 8-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что Кингисеппской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области. По результатам проверки Кингисеппским городским прокурором главе администрации МО «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области 19.06.2019 внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле (л.д. 8-11).
Из ответа главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» от 19.06.2019 на представление прокурора следует, что на территории указанного поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана (л.д.12).
Таким образом, как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, на территории муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
Отсутствие подобной специализированной службы в «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области нарушает права жителей этого поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
В соответствии со статьей 59 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения лиц.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе, приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, объективно свидетельствуют об обоснованности заявленных Кингисеппским городским прокурором требований, поскольку без устранения выявленных недостатков нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан. Администрацией МО «Нежновское сельское поселение» МО Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем, у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 39 КАС РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в связи с чем, административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 227 КАС РФ, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений
С учетом характера дела, мнения сторон, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд полагает необходимым установить срок до которого, судебное решение должно быть исполнено - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8,62,84,175-180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное искового заявление Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области в части не создания специализированной службы по вопросам похоронного дела - незаконным.
Обязать администрацию МО «Нежновское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области создать на территории муниципального образования Нежновское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
В окончательной форме решение принято 02 декабря 2019 года
Судья: Улыбина Н.А.