Судья Саковский Е.В. дело № 33-4078/2020
25RS0013-01-2019-001363-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Дышлового И.В.
судей Чикаловой Е.Н., Дегтярёвой Л.Б.
при секретаре Лукьяненко К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибанова Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Партизанске Приморского края (межрайонное) о признании незаконным решения Пенсионного фонда, третье лицо - Вагонное ремонтное депо Партизанск - обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания - 2»
по апелляционной жалобе Грибанова Сергея Владимировича
на решение Партизанского городского суда Приморского края от 14 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Грибанов С.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что он обратился по месту жительства в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с понижением возраста, установленного ст.8 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», так как имеет северный специальный стаж работы не менее 7,5 лет. Согласно решению ответчика от 26 июня 2019 года в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.6 п. 1 ст.32 Закона №400-ФЗ ему отказано. С указанным решением не согласен, поскольку на дату обращения его возраст составляет 55 лет, общий страховой стаж не менее 25 лет (36 лет 06 месяцев 11 дней), стаж работы в РКС с учётом кратности (1 год работы в РКС за 1 год 6 месяцев) составляет 9 лет 6 месяцев 13 дней (6 лет 4 месяца 9 дней * 1,5), то есть не менее установленных 7 лет 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера, как предусмотрено в пп.6 п.1 ст.32 Закона №400-ФЗ. Право на досрочное пенсионное обеспечение за 9 лет 6 месяцев 13 дней работы в районах Крайнего Севера может наступить с понижением общеустановленного возраста (60 лет). Снижение общеустановленного пенсионного возраста производится за каждый календарный год работы в РКС. Неполные годы в расчёт не принимаются. Следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение наступит с уменьшением возраста на 3 года, то есть при достижении возраста в 57 лет. Таким образом, вышеизложенные нормы пенсионного законодательства позволяют ему при удовлетворении иска в части зачёта в специальный стаж работы в РКС продолжительностью 9 лет 6 месяцев 13 дней по состоянию на день обращения в УПФ (14 июня 2019 года), иметь законные основания для снижения общего пенсионного возраста на 3 года и соответственно, назначения досрочной страховой пенсии при достижении возраста 57 лет, то есть с 24 июля 2020 года.
Истец просил суд признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по Партизанскому городскому округу от 26 июня 2019 года об отказе в установлении пенсии; установить продолжительность специального стажа работы в районах Крайнего Севера по состоянию на 14 июня 2019 года - 09 лет 06 месяцев 13 дней; зачесть периоды работы в районах Крайнего Севера с уменьшением возраста на 4 месяца за каждый календарный год, понизив общий пенсионный возраст на 3 года; установить право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.32 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при достижении возраста 57 лет, то есть с 24 июля 2020 года.
В судебном заседании суда первой инстанции Грибанов С.В. исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Петрова С.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку стаж работы истца на Крайнем Севере 04 года 03 месяца 03 дня, что менее требуемого 07 лет 06 месяцев.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель третьего лица Вагонного ремонтного депо Партизанск - обособленное структурное подразделение АО «Вагонная ремонтная компания - 2» Старовойтова О.В. в судебном заседании вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Грибанов С.В., подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
По делу установлено, что Грибанов С.В. 14 июня 2019 года обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому городскому округу Приморского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 26 июня 2019 года Грибанову С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. В специальный стаж работы в районах Крайнего Севера зачтены периоды работы истца с 14.05.1991 по 15.07.1991, с 16.07.1991 по 13.11.1991, с 14.11.1991 по 27.01.1992.
В специальный стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера зачтены периоды работы истца с 25.10.1981 по 31.12.1983, с 28.01.1984 по 28.06.1984, с 30.08.1984 по 01.09.1984, с 17.02.1992 по 03.03.1992, с 15.04.1992 по 16.08.1992, с 28.08.1992 по 27.08.1995, с 02.09.1995 по 05.08.1996.
На дату обращения 14 июня 2019 года продолжительность общего страхового стажа Грибанова С.В. составила 36 лет 06 месяцев 11 дней.
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Партизанскому городскому округу Приморского края был признан стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью только 05 лет 08 месяцев 25 дней.
Исковые требования Грибанов С.В. мотивировал необходимостью применения к периоду его трудового стажа в районах Крайнего Севера, действующего на тот момент законодательства, предусматривающего исчисление периодов работы в указанных местностях в полуторном размере, в результате чего указанный стаж работы должен составлять 9 лет 6 месяцев 13 дней.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что норм, которые предусматривали бы одновременный учёт периода работы в районах Крайнего Севера, как основания для исчисления в полуторном размере стажа, выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
По мнению суда, условием дополнительного снижения возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Учитывая, что у истца отсутствует стаж работы в календарном исчислении в районах Крайнего Севра и приравненных к ним местностях - полных 7 лет 6 месяцев, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции со ссылкой на пункт 110 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплате государственных пенсий", в соответствии с которым, как полагает истец, период его работы в районах Крайнего Севера должен засчитываться в общий стаж в полуторном размере, являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из указанной нормы следует, что при назначении пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в календарном исчислении.
В силу положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Возможности учета периода работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении при определении права на пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Спорные периоды имели место до 01.01.1992.
В этот период не действовали нормы ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Закон вступил в силу 01.01.1992), ст. ст. 28, 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (действовавшие с 01.06.1993 до 01.01.2010).
В соответствии с п. 42 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 N 530/П-28, всем рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в общей сложности в указанных местностях и в районах Крайнего Севера не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщинам - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, независимо от места последней работы, а также места и времени обращения за пенсией.
Согласно п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Из указанных норм следует, что и по ранее действовавшему законодательству при решении вопроса о назначении пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитывалась работа в северных территориях в календарном исчислении, а не в льготном.
В силу пп. "д" п. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" сокращена продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", с пяти до трех лет. Указано на предоставление этих льгот лицам, прибывшим в эти районы и местности по собственной инициативе, при условии заключения ими трудовых договоров на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
В соответствии с п. "а" ст. 2, ст. ст. 8, 9 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", действовавшего с 01.10.1956 по 01.01.1992, т.е. в периоды работы истца, пенсии по старости могли быть назначены на общих и льготных условиях.
В силу п. 43 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 N 530/П-28, общий стаж работы, дающий право на получение пенсии, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в следующем порядке: пенсий по старости и по инвалидности - за период с 01.03.1960 один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев работы лицам, указанным в пунктах 2, 3 и 4 настоящей Инструкции; за период с 01.08.1945 до 01.03.1960 один год работы засчитывается за два года работы, если работник имел право на льготы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945, Постановлением СНК СССР от 18.11.1945 N 2927 или в соответствии с другими решениями Правительства СССР.
Таким образом, льготное исчисление периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, было возможно по ранее действовавшему законодательству лишь при исчислении общего стажа работы для назначения пенсии по старости, но не при назначении пенсии в связи с работой в северных территориях (в силу прямого указания закона - в этой ситуации только календарное исчисление периодов работы).
Истец оспаривает отказ ответчика учесть в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, при определении его права на пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", настаивая на включении этих периодов в льготном исчислении в стаж работы в северных районах и претендуя на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста именно по норме п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку периоды работы истца в районах Крайнего Севера и в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, ни по нормам действующего в настоящее время пенсионного законодательства, ни по нормам действовавшего в периоды работы истца пенсионного законодательства не могли быть исчислены в льготном порядке при решении вопроса о назначении досрочной пенсии именно в связи с работой в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним районах (в льготном порядке могли быть учтены эти периоды лишь при определении общего стажа при назначении пенсии по старости по иному основанию (достижение общего пенсионного возраста), чем по норме п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), соответственно, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчика обязанностей по включению спорных периодов в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу повторяют правовую позицию Грибанова С.В. в суде первой инстанции, содержат иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда не может являться.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибанова С.В. без удовлетворения.
Председательствующий Судьи