УИД 76RS0021-01-2022-001634-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2023 г. г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д, М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четвериковой М.В. к АО «СХК «Север-Инвест», Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Четверикова М. В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения которого просила обязать АО «Строительно-холдинговая компания «Север-Инвест» (АО «СХК «Север-Инвест»), Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, Администрацию Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение месяца со дня провозглашения резолютивной части решения суда выполнить работы по капитальному ремонту кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указано, что Четверикова М. В. является собственником квартиры № расположенной на втором этаже в двухэтажном многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Ранее в указанной квартире по день смерти постоянно проживала мама истца – ФИО1
С 2016 г. они постоянно обращались к АО «СХК «Север-Инвест» с заявлениями о протечке кровельного полотна, его разрушении, а также разрушении стены около квартиры, однако, управляющая компания бездействовала.
В настоящее время ситуация усугубилась, покрытие крыши над квартирой ситца находится в ненадлежащем состоянии: шифер вдоль стены дома частично разрушен, часть покрытия повреждена и отсоединена от основной части кровли, в связи с чем, карниз провис над балконом.
01.03.2017 г. между собственниками дома и АО «СХК «Север-Инвест» был заключен договор на оказание услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества.
Проведенная 04.05.2022 г. проверка показала, что покрытие крыши над квартирой № жилого дома находится в ненадлежащем состоянии. Кроме того, обнаружены следы гниения деревянной обрешетки карниза жилого дома над квартирами № и №.
В помещении большой комнаты квартиры № на стенах и потолке имеются сухие следы протечек, трещины в штукатурном слое на потолке.
Указанные нарушения имели место в период с 2018 г., собственник квартиры неоднократно обращалась в управляющую организацию с указанием на недостатки в обслуживании дома, в том числе указывала на неисправность кровельного покрытия, однако, мер, направленных на исполнение обязательств, предусмотренных договором, управляющей компанией принято не было.
АО «СХК «Север-Инвест» с 01.01.2020 г. не осуществляет оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества дома истца в связи с отказом от продления действия договора. Однако, п. 5.3.5 договора от 01.03.2017 г. окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за нарушение его условий в период действия.
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области отказал в организации работ по капитальному ремонту крыши, указав, что плановый период проведения капитального ремонта крыши установлен на 2023-2025 годы.
По причине непроведения ремонтных работ кровельного покрытия истец испытывает нравственные страдания в связи с невозможностью обеспечить безопасность своего здоровья, жизни и сохранность принадлежащего е имущества, находилась в состоянии постоянного стресса.
Решение просила обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Четверикова М. В. уточненные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в июне 2019 года на кровле над ее квартирой управляющей компанией были положены 2 полосы шифера. Ни один акт выполненных работ они не подписывали. Полагала, что представленные ответчиком акты, были составлены задним числом. После замены шифера, течь не прекратилась. Данные листы шифера были унесены с крыши ураганом. Уже в 2019 году крыша начала провисать. Решение о проведении капитального ремонта кровли, собственниками не принималось. АО «СХК «Север-Инвест» вынудила жильцов дома заключить договор на аварийно-диспетчерское обслуживание. Поданные ранее ею обращения в отношении протечки кровли, были проигнорированы, работы по ремонту крыши над ее квартирой, не проводились. Считала, что в настоящее время возможно провести текущий ремонт крыши.
Представитель истца, допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, Исаченко А. Н. в судебном заседании уточненный иск поддержала. Пояснила, что необходимо проведение капитального ремонта кровли указанного дома. В период с 2016 года истец обращалась в управляющую компанию с заявлением о необходимости провести ремонт кровли, но ремонт не проводили. В настоящее время, согласно сообщения Администрации Константиновского сельского поселения, ремонт кровли на указанном доме запланирован на 2023-2025 годы, но дом не включен в план выполнения работ.
Полагала, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области так же является ответчиком в связи с тем, что он не предпринимает никаких действий по обращениям истца по вопросу ремонта кровли. Данная организация только направила истцу письмо о необходимости обратиться в Администрацию Константиновского сельского поселения.
Также считала, что договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 01.03.2017 года до настоящего времени не прекратил свое действие в отношении обращений истца, которые имели место быть с 2019 года. Ремонт на крыше указанного дома проводился, но не над квартирой истца.
Представитель ответчика АО «СХК «Север-Инвест» по доверенности Вологдина В. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что три года крыша указанного жилого дома жильцами не обслуживалась. Они не чистили крышу от снега и наледи, из-за чего произошло обрушение кровли. За неисполнение представления прокурора, управляющая компания не была привлечена к административной ответственности. В период до 2019 года включительно АО «СХК «Север-Инвест» производило ремонтные работы на кровле указанного дома, о чем представлены соответствующие акты. По результатам выполнения ремонтных работ, недостатки в кровле были устранены. С 2020 года управляющая компания не оказывает услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества данного дома в связи с окончанием срока действия договора. После апреля 2020 года обращений от истца не поступало.
01.03.2017 года был заключен договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, который был расторгнут, о чем собственники жилых помещений указанного дома были уведомлены в письменной форме заказными письмами. В рамках указанного договора производились работы по всем обращениям граждан, в том числе и по обращениям истца. В период с 2020 года крыша указанного дома в зимний период собственниками не обслуживалась, что и привело ее в такое состояние. Считала, что в результате бездействия собственников наступили указанные неблагоприятные последствия.
На 13.12.2019 г. все работы, в том числе по содержанию кровли, были выполнены. Неизвестно, когда именно появились указанные в иске недостатки на кровле, но три года после расторжения договора крыша не обслуживалась. В 2020 году истец приходила на прием по вопросу плохого состояния крыши и ООО УК «Север-Инвест» были положены листы шифера на крыше над ее квартирой.
В настоящее время, кровля на доме истца требует капитального ремонта, который может произвести только региональный оператор, поскольку он распоряжается денежными средствами.
Представитель ответчика администрации Константиновского сельского поселения Ярославской области по доверенности Устинова О. С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что 23.06.2022 года на внеочередном собрании собственников помещений указанного дома решался вопрос о выполнении текущего ремонта кровли, была озвучена стоимость указанных работ в размере 105194,40 рублей. Собственники отказались от проведения данных работ и их софинансирования. В период действия договора от 01.03.2017 года, проводились работы, в зимний период на подъездах размещалась информация о необходимости чистить кровлю. Не оспаривала тот факт, что указанный жилой дом требует ремонта кровли, шифер там обрушился. Вопрос о давности и причинах возникновения указанных в иске недостатков кровли, администрацией не выяснялся.
Также пояснила, что на каждое муниципальное образование Правительством области выделяются лимиты на финансирование с учетом стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. По заявлениям собственников администрация Константиновского сельского поселения формирует заявку с соблюдением определенных условий. Спорный дом соответствовал требованиям, но не представил заключение специализированной организации, в связи с чем, включить данный дом в краткосрочный план капитального ремонта досрочно не представлялось возможным. Кроме того, лимит был выделен только на дом, расположенный по <адрес>, который стоял в списке долгосрочной программы под номером № и имел большой износ кровли по сравнению с остальными многоквартирными домами.
Представитель ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела без своего участия, а также направив в суд письменный отзыв на иск, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал. В обоснование отзыва указано, что Постановлением Правительства ЯО от 31.12.2013 г. № 1779-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы, согласно приложению к которой капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> запланирован на 2026-2028 годы. При этом, в адресный перечень домов, в отношении которых Администрацией Константиновского сельского поселения была направлена заявка на включение работ по капитальному ремонту указанный дом не попал. Проведение капитального ремонта крыши осуществляется полностью или частично в целом доме, а не отдельных его элементов. Надлежащее содержание крыши не относится к функциям Регионального фонда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетельские показания, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Четверикова М. В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Начиная с 2011 г., Четверикова М. В., а также проживавшая там ранее ФИО1, неоднократно обращались в управляющую компанию, администрацию Константиновского сельского поселения, Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области по вопросу ненадлежащего состояния кровли в данном доме и необходимости ее ремонта.
По обращениям Четвериковой М. В. в указанном многоквартирном доме АО «СХК «Север-Инвест» проводились обследования, а также проводились работы по устранению выявленных недостатков.
Так, согласно актам выполненных работ от 12.08.2019 г., 15.08.2019 г., 09.09.2019 г., 10.10.2019 г., 23.04.2020 г. АО СХК «Север-Инвест» проводились работы по ремонту шиферной кровли над квартирами №№, №, №, по замене обрешетки и мауэрлата.
Согласно договору от 01.03.2017 г., заключенному между АО «СХК «Север-Инвест» (организация) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (собственники) организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в границах эксплуатационной ответственности, осуществлять иную, направленную на достижение целей управление многоквартирным домом деятельность в пределах собранных денежных средств.
Срок действия договора один год с возможностью его продления на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении (п.п. 6.1-6.2).
В соответствии с приложением № 2 к указанному договору в состав общего имущества включены, в том числе, и крыши.
Приложением № 4 к данному договору определен перечень работ по содержанию и по текущему ремонту крыш.
В силу п. 5.3.5 указанного договора окончание срока его действия не освобождает стороны от ответственности за нарушение его условий в период срока его действия.
АО «СХК «Север-Инвест» 29.11.2019 г. в адрес Четвериковой М. В. было направлено уведомление об отказе в продлении срока действия договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 01.03.2017 г.
01.01.2020 г. между собственниками жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома (заказчик) и АО «СХК «Север-Инвест» был заключен договор на аварийно-техническое обслуживание, по условиям которого заказчик принимает на себя выполнение работ по обеспечению оперативного приема, регистрации и выполнения поступающих заявок от жильцов дома на устранение аварийных ситуаций в квартирах (локализация аварии на общем имуществе дома) и местах общего пользования согласно Приложению № 1, а также организацию круглосуточной работы аварийно-диспетчерской службы и выполнение аварийных заявок в нормативное время. Исполнитель берет на себя обязательства только по локализации аварийной ситуации без ликвидации неисправностей, повлекших за собой возникновение аварийной ситуации.
Срок действия договора один год с возможностью продления на тот же срок и на тех же условиях при отсутствии заявления сторон о его прекращении (п.п. 6.1-6.3).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в указанном доме от 23.06.2022 г. было принято решение об утверждении стоимости работ по текущему ремонту кровли дома в размере 105194,4 руб., а также утвержден вариант финансирования ремонтных работ самими собственниками.
Факт ненадлежащего состояния кровли дома над квартирой истца подтверждается также материалами проведенной Тутаевской межрайонной прокуратурой проверки, представленными суду фотографиями и свидетельскими показаниями.
Так, свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что Четверикова М.В. является ее соседкой. В доме проживает с 2000 года. Ее (свидетеля) квартира расположена на втором этаже. У ее квартиры и квартиры истца имеется смежная стена. Крыша течет над ее квартирой и над квартирой истца. В 2011 году она обращалась в управляющую компанию с заявлением, на основании которого был произведен ремонт крыши, а в 2019 году кровля опять стала протекать.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что Четверикова М.В. является его соседкой. В их доме постоянно течет крыша. В 2017 году силами управляющей компании над его квартирой были проведены работы по ремонту кровли, положен шифер. В настоящее время, у него течет крыша на кухне, где работы не проводились. С прошлого года над квартирой истца провалилась кровля.
Согласно заключению ООО Проектной бюро «АрхиМастер» от 18.11.2022 г. состояние строительных конструкций здания по адресу: <адрес>,характеризуется как ограниченно-работоспособное. Требуется капитальный ремонт кровли.
В ходе проведения обследования было установлено разрушение части кобылок от снеговой нагрузки, отсутствие системы организованного водостока и снегозадержаталей на кровле, ослабление отдельных асбоцементных листов и нарушение их креплений к обрешетке, просветы и протечки в местах разрушения кобылок, следы увлажнения в карнизной части здания, в том числе стен в квартире №
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ Функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства ЯО от 30.06.2015 N 710-п утвержден Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы.
В соответствии с п. 6.3. указанного Порядка разработка краткосрочных планов включает в себя, в том числе, разработку муниципальными образованиями области с участием лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, заявок на включение в краткосрочный план.
Постановлением Правительства ЯО от 31.12.2013 N 1778-п утвержден Порядок применения критериев очередности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые включают в себя продолжительность эксплуатации конструктивного элемента или вида инженерного оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, по отношению к минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий, установленной действующими правовыми актами; физический износ конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт, определяемый на основании данных, представленных в соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от 28 июня 2013 г. N 32-з, а также данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов; выявление физического состояния многоквартирного дома, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению эксплуатационной пригодности внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования или несущей способности строительной конструкции, но отсутствует опасность внезапного разрушения многоквартирного дома и функционирование конструкций, внутридомовых инженерных систем и эксплуатация такого многоквартирного дома возможны при проведении незамедлительного капитального ремонта (восстановления, усиления, замены) таких внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования, строительных конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, и (или) замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы, что подтверждается в порядке, установленном Правительством Ярославской области. Указанный критерий используется при актуализации региональной программы капитального ремонта и формировании краткосрочных планов реализации.
Как усматривается из письменного отзыва Администрации Константиновского сельского поселения в 2019 г. Четверикова М. В. обратилась с заявлением о включении в краткосрочный план капитального ремонта кровли <адрес>. На момент ее обращения заявка в краткосрочный план была сформирована и направления в Региональный фонд.
При составлении в 2020 г. краткосрочного плана на 2021-2022 годы заявление о включении указанного дома наряду с другими домами рассматривалось при составлении заявки, но с учетом того, что капитальный ремонт кровли запланирован долгосрочным планом на 2023-2025 годы, то включение в краткосрочный план на 2021-2022 годы возможно только в соответствии с подп. 4.3. п. 4 Постановления Правительства ЯО от 31.12.2013 N 1778-п и предоставления заключения специализированной организации. Собственниками жилых помещений в указанном доме данного заключения представлено не было, в связи с чем, включить дом в краткосрочный план не представлялось возможным.
В 2021 г. в рамках доведенных лимитов при формировании краткосрочного плана капитального ремонта на 2022-2024 годы администрацией также рассматривался указанный дом, но с учетом выделенных денежных средств, порядка очередности и технического состояния конструктивных элементов дома был включен в список другой многоквартирный дом, имеющий большой износ кровли.
В 2022 г. для формирования краткосрочного плана на 2023-2025 годы до администрации были доведены лимиты в размере 692980,94 руб., что не позволило включить указанный дом в краткосрочный план.
11.08.2022 г. Администрацией Константиновского сельского поселения в адрес регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области была направлена заявка на включение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Константиновского сельского поселения в краткосрочный план капитального ремонта на 2023-2025 годы, куда был включен дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно приложению № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы, утв. Постановление Правительства ЯО от 31.12.2013 N 1779-п, капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован на 2026-2028 годы.
Заявленные требования о возложении на Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области обязанности по проведению капитального ремонта кровли в доме истца, не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием у Фонда обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план проведения капитального ремонта.
Являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: по адресу: <адрес>, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Кроме того, исходя из изложенного, указанная обязанность по проведению капитального ремонта дома истца не может быть возложена на других ответчиков - АО «СХК «Север-Инвест» и Администрацию Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области
В то же время, суд находит заслуживающими внимания доводы иска о ненадлежащем исполнении АО «СХК «Север-Инвест» своих обязательств, предусмотренных договором от 01.03.2017 г. по оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества дома, а именно, выполнения работ по ремонту кровли.
Указанные в иске недостатки имели место в период действия данного договора и не были устранены на момент истечения срока его действия.
На основании пункта 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество, к которому отнесены крыши, чердаки, технические чердаки, внутридомовые инженерные системы, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. При этом содержание общего имущества включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, предусмотрен ремонт крыш многоквартирных домов (п. 7).
Судом установлено, что крыша многоквартирного дома, в котором располагается жилое помещение истца, требует капитального ремонта, который производится в порядке очередности в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Вместе с тем, в ходе судебного заседания также установлено, что в квартире истца имели место неоднократные протечки в течение длительного времени. Наличие протечек свидетельствует о том, что работы по ремонту кровли в данном случае носят аварийный характер. Обязанность по устранению протечек лежит на организации в рамках осуществления обязанности по проведению текущего ремонта крыши в связи с допущенными нарушениями условий договора в период его действия. Принятых АО «СХК «Север-Инвест» мер по устранению протечек оказалось недостаточно для восстановления надлежащего состояния кровли.
В связи с изложенным, суд, не выходя за пределы заявленных истцом требований, находит основания для возложения на ответчика АО «СХК «Север-Инвест» обязанности по проведению текущего ремонта кровли над квартирой истца в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок с учетом обстоятельств дела является разумным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу совокупности указанных выше норм закона организация, оказывающая на возмездной основе услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
Судом установлен факт наличия неоднократных протечек в квартире истца в период оказания услуг ответчиком, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, актами обследования жилого помещения, свидетельскими показаниями.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителей, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В связи с приведенными положениями закона, установлением судом факта ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, длительностью нарушения прав истца, суд полагает требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению и с учетом установленных обстоятельств, требований разумности и справедливости определяет размер компенсации в 15000 руб.
Оснований, предусмотренных п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд не усматривает, поскольку в досудебном порядке с требованием о компенсации морального вреда Четверикова М. В. к ответчику не обращалась.
Кроме того, суд не находит и оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 212 ГПК РФ для обращения решения к немедленному исполнению, поскольку доказательств наличия особых обстоятельств, при которых замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суду не представлено.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ и с учетом удовлетворенных судом требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Тутаевского муниципального района Ярославской области в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Четвериковой М.В. (паспорт №) удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Строительно-холдинговая компания «Север-Инвест» (№) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить протечку кровельного покрытия путем проведения ремонтных работ крыши над квартирой № <адрес>.
Взыскать с акционерного общества «Строительно-холдинговая компания «Север-Инвест» в пользу Четвериковой М.В. компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
Взыскать с акционерного общества «Строительно-холдинговая компания «Север-Инвест» в доход бюджета Тутаевского муниципального района государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д. М. Бодров