Решение по делу № 2а-3933/2022 от 25.02.2022

11RS0001-01-2022-003436-35 Дело № 2а-3933/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Колосовой Н.Е.,

с участием административного истца Старцева Р.А.,

представителя ответчиков ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Шевченко А.В.,

при секретаре Онок М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 5 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Старцева Руслана Анатольевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми,

установил:

Старцев Р.А. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за неоказание медицинской помощи 3 000 000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что ** ** ** был помещен в ФКУ СИЗО-1, при поступлении сообщил, что страдает заболеваниями ..., однако лечения ему не оказывалось. Через два месяца он был переведен в ФКУ СИЗО-2 г. Сосногорска, где он содержался до ** ** ** года. За это время у него был взят анализ крови и назначено лечение. После которого почувствовал ухудшение состоянии здоровья, так как не были назначены .... В ** ** ** года он этапирован в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, где ему назначили ... на 25 дней, хотя курс лечения должен продолжаться от 1 месяца. Кроме того, не осуществлялась диагностика – .... В ФКУ ИК-1 ему назначена ..., что повлекло ухудшение здоровья.

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец Старцев Р.А. заявленные требования поддержал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Шевченко А.В. заявленные требования не признала.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

** ** ** приказом ФСИН России №... образовано ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, приказом от ** ** ** утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях. Медицинские части осуществляют медицинское обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми.

Медицинскую помощь на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК осуществляет «Медицинская часть №...» ФКУЗ МСЧ-11 ФСН России, на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК - «Медицинская часть №...», на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми - «Медицинская часть №...».

Старцев Р.А. с ** ** ** по ** ** ** содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, с ** ** ** по ** ** ** – в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, с ** ** ** по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Старцев Р.А. ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** осматривался медицинскими работниками в филиале ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

После каждого обращения к специалистам Старцеву Р.А. назначено лечение.

Приведенные обстоятельства подтверждаются медицинской картой, информацией ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Кроме того, из экспертного заключения №...(п) следует, что у Старцева Р.А. имеются следующие заболевания: «...», «...» (...).

В период содержания под стражей необходимая медицинская помощь оказана не в полном объеме:

...

...

После проведения консультации инфекциониста назначена АРВТ ** ** **, лечение истец получал регулярно. С ** ** ** по ** ** ** истец не приходил за препаратами для .... ....

По ... у истца отмечается некоторое улучшение, о чем свидетельствует снижение ..., что, в свою очередь, свидетельствует о стабилизации заболевания ..., вследствие адекватного действия .... Не выявлено объективных признаков ухудшения состояния здоровья, которое могло бы быть связано с какими-либо дефектами оказания медицинской помощи. Состояние пациента в динамике соответствует характеру и течению имеющихся у него хронических заболеваний, степени тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с отсутствием сущности вреда здоровью.

Оснований не доверять заключению экспертов не имеется. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы экспертов какими-либо доказательствами не опровергнуты.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3).

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть 1).

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2).

При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (часть 4).

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 101 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинской помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Как следует из медицинской документации, подробно проанализированной судебно-медицинским экспертом, при содержании под стражей Старцеву Р.А. оказывалась необходимая медицинская помощь и лечение, регулярно производились осмотры и наблюдение врачей, обеспечен прием лекарственных препаратов, однако, ему несвоевременно проведены обследование с целью подтверждения ...

Учитывая степень, характер и продолжительность нарушений, срок содержания Старцева Р.А. в исправительном учреждении, тот факт, что дефекты оказания медицинской помощи не привели к ухудшению здоровья, а также требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу Старцева Р.А. за счет средств казны Российской Федерации в размере 20 000 рублей.

В силу пп. 1 п. 3, пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемым к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств, следовательно компенсация в пользу истца подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России.

Надлежащим ответчиком по требованиям лиц, содержащихся под стражей о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц органов является ФСИН России, в связи с чем в иске к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать ненадлежащими условия содержания Старцева Руслана Анатольевича под стражей.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Старцева Руслана Анатольевича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 20000 руб.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Старцева Руслана Анатольевича по следующим реквизитам:

УФК по Республике Коми (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми)

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исковые требования Старцева Руслана Анатольевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5.09.2022.

Судья Н.Е. Колосова

2а-3933/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Старцев Руслан Анатольевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
25.02.2022Регистрация административного искового заявления
28.02.2022Передача материалов судье
02.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
08.08.2022Производство по делу возобновлено
05.09.2022Судебное заседание
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее