ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №а-806/2019
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 11.02.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: Иванова А.Е., Карасовой Н.Х. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО4, поступившую ДД.ММ.ГГГГ, на решение Центрального районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО4 к Администрации г. Симферополя о признании незаконным отказа в признании участником мероприятия по обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., объяснения ФИО4, поддержавшего кассационную жлобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
установил:
ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, сославшись в обоснование требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ командиром воинской части 3009 издан приказ № об исключении его из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением в запас Вооруженных сил Украины по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к главе Администрации г. Симферополя (городская администрация) с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты. Решением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (Указ Президента РФ №). Отказ мотивирован тем, что решением Администрации Зуйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № супруге административного истца предоставлен в собственность земельный участок, площадью 1027 кв.м. ФИО4 считает данное решение муниципального органа незаконным, поскольку участок предоставлялся его супруге, а не административному истцу. Указывая на нарушение конституционного права жилище, ФИО4 просил признать незаконным решение городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика включить его в указанный список и обеспечить его жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ №. Решением Центрального районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе и дополнениях к ней ФИО4 просит об отмене решений судов обеих инстанции, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что положения пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) не предусматривают возможности снятия лица с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением члену его семьи земельного участка. ФИО4 также указывает на то, что судами при разрешении спора не учтены положения подпункта «в» пункта 10 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 384 (Порядок), согласно которому единовременная денежная выплата используется гражданами для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном на территории Республики Крым и принадлежащем на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения заявителю (членам семьи заявителя). Необоснованно, по мнению ФИО4, не учтена судами правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, согласно пункту 2.2 которого граждане республики Крым имеют право на социальное обеспечение не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территории республики Крым и г. Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы. Право обжалования решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (орган, обладающий властными полномочиями) предусмотрено законом (статья 218 КАС РФ). Из системного толкования положений статей 218, 227 КАС РФ следует, что признание неправомерными решений, действий (бездействия) органа, обладающего властными полномочиями, возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов лиц. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждане Российской Федерации, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до ДД.ММ.ГГГГ с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан. В соответствии с пунктом 18 Порядка граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обращаются в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением в двух экземплярах (приложение 3 к настоящему Порядку). Заявление подается гражданином с приложением документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 19 настоящего Порядка. Согласно пункту 3 Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до ДД.ММ.ГГГГ, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116. В соответствии с подпунктом 5 пункта 22 указанного Порядка основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ N 116 и для включения в список является отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (пункт 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ). Судами установлено, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом № командира воинской части 3009 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением в запас Вооруженных сил Украины по состоянию здоровья. На основании постановления Администрации Зуйского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ супруге административного истца предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: Республика Крым, Белогорский район, поселок ФИО9,6. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился на имя Главы Администрации г. Симферополя с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на состав семьи из трех человек, включая супругу ФИО5 и дочь ФИО6, в чем решением муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано со ссылкой на указанные выше основания. Отказывая в административном иске, суды пришли к правильному выводу о том, что применительно к вышеназванным законоположениям и с учетом того, что заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты подавалось административным истцом на упомянутый состав семьи, городской администрацией обосновано отказано ФИО4 во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, поскольку с даты предоставления (ДД.ММ.ГГГГ) его супруге в собственность земельного участка, административный истец и члены его семьи не могут считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий в смысле, определяемом Жилищным кодексом Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы правильности выводов судов не опровергают, поскольку являются следствием неверного толкования закона, в связи с чем оснований для отмены постановленных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: