Именем Российской Федерации
« 3 » июня 2024 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Давыдове С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-342/2024 по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Нефтегорском районе к администрации сельского поселения Бариновка муниципального района Нефтегорский и АО «Водоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с данным исковым заявлением указав, что ответчиками не устраняются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем просил обязать их в срок до 01.06.2025 года разработать проект зон санитарной охраны и утвердить границы поясов зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в установленном порядке в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ на источник питьевого водоснабжения подземный водозабор (ул.Чапаевская) ориентировочный адрес: в восточной части с.Бариновка по ул.Чапаевская напротив жилого дома № 64.
Привести территорию первого пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения подземного водозабора (ул.Чапаевская) ориентировочный адрес: в восточной части с.Бариновка по ул.Чапаевская напротив жилого дома № 64 в соответствие с требованиями п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленить, оградить и обеспечить охраной. Дорожки к сооружениям сделать с твердым покрытием.
Утвердить границы поясов зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в установленном порядке в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ на источник питьевого водоснабжения - подземный водозабор (ул.Озерная) ориентировочный адрес 360 метров северо-западнее жилого дома № 62 по ул.Озернаяс.Бариновка.
Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались. АО «Водоканал» пояснило, что в настоящий момент получено коммерческое предложение на подготовку проекта ЗСО и начата подготовка к необходимому объему работ.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в т.ч.: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.
В силу ст.105 п.16 ЗК РФ могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
На основании ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.
Таким правилами являются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 10 от 14.03.2002 года, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п.1.2), соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.п.1.5, 1.6 данных Правил).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.п.1.11, 1.13 данных Правил).
Территория первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п.3.2.1.1 данных Правил).
В соответствии с п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством РФ.
На основании ст.52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные ст.ст.50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий.
В соответствии со ст.51 ч.1 п.2 данного закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела указанные в исковом заявлении источники водоснабжения принадлежат на праве муниципальной собственности с.п.Бариновка и на основании договора аренды от 22.05.2023 года находятся в пользовании и эксплуатации АО «Водоканал» для обеспечения водоснабжением населения с.п.Бариновкам.р.Нефтегорский.
ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Нефтегорском районе в ходе проведенной проверки (акт выездной плановой проверки № 21-04/10 от 09.02.2024 года) зафиксированы приведенные в исковом заявлении нарушения СанПиН в отношении находящихся на территории с.п.Бариновка источников водоснабжения, что нарушает права неопределенного круга лиц. С учетом указанных обстоятельств заявленные требования истца как уполномоченного надзорного органа следует признать обоснованными.
При определении срока для исполнения решения суд считает возможным принять за основу предложенный истцом, как представляющийся разумным и реально исполнимым, не подвергнутым корректировке.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области вНефтегорском районе (ИНН 6316098843) удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Бариновка муниципального района Нефтегорский (ИНН 6377007829) и АО «Водоканал» (ИНН 6377011416) в срок до 01.06.2025 года:
разработать проект зон санитарной охраны и утвердить границы поясов зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в установленном порядке в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ на источник питьевого водоснабжения подземный водозабор (ул.Чапаевская) ориентировочный адрес: в восточной части с.Бариновка по ул.Чапаевская напротив жилого дома № 64;
привести территорию первого пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения подземного водозабора (ул.Чапаевская) ориентировочный адрес: в восточной части с.Бариновка по ул.Чапаевская напротив жилого дома № 64 в соответствие с требованиями п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленить, оградить и обеспечить охраной. Дорожки к сооружениям сделать с твердым покрытием;
утвердить границы поясов зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в установленном порядке в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ на источник питьевого водоснабжения подземный водозабор (ул.Озерная) ориентировочный адрес: 360 метров северо-западнее жилого дома № 62 по ул.Озернаяс.Бариновка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев