Решение по делу № 2-1512/2024 от 15.12.2023

УИД № 50RS0016-01-2024-000858-17

Дело №2- 1441/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года                                                                                                г. Королёв

Королёвский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ефимовой Е.А.,

при секретаре Бутузовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд к Администрации г.о. Королёв Московской области о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, обязании предоставить в собственность за плату земельный участок, в обосновании указав, они обратились в Администрацию г.о. Королев МО за оказанием государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № посредствам портала РПГУ о предоставлении в собственность за плату земельный участок кадастровым номером , категории земель: земли населенных пункт вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительств общей площадью 967 кв.м., по адресу: МО, <адрес>. На вышеуказанном земельном участке расположен жилой дом, с кадастровым номером , принадлежащий им по праву общей долевой собственности (по доли в праве). Вышеуказанный земельный участок, предоставлен ему (ФИО1) в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ. они получили отказ в предоставлении в собственность за плату согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской облает № СИ-РГИС- от ДД.ММ.ГГГГ. испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне и расположен 150 м полосе от границ национального парк «Лосиный остров», в котором запрещено всякое строительство и соответственно испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды, также учитывая сводное заключение Министерства имущественных отношений МО от ДД.ММ.ГГГГ. , предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным. С решением Администрации г.о. Королев МО они не согласны, т.к. ограничений в обороте указанного земельный участок отсутствует. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте арестов и запрещений нет. На земельном участке расположен жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, до включения Государственного природного национального парка «Лосиный остров» в перечень особо охраняемых территорий федерального значения находящихся в ведении Минприроды России.

ФИО1, ФИО2 просили признать отказ в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ. № Р001 - незаконным. Обязать Администрацию г.о. Королев МО предоставить в собственность за плату по ставке 3% от кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», общей площадью 967 кв.м, по адресу: <адрес>.

Протокольным определением от 03.04.2024г. к участию в дело было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельные требование ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров".

Истец ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, доверив представление интересов ФИО4 (л.д.30-31).

Представитель истцов ФИО4 в судебном заседании явилась, доводы, указанные в исковом заявлении поддержала, просила иск удовлетворить (л.д.2-9).

Представитель ответчика - Администрации г.о. Королёв МО ФИО5 просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений МО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без их участия, направив отзыв на исковое заявление, оставив решение вопрос на усмотрения суда (л.д.62-67).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено право, граждан иметь в частной собственности землю.

Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района. При этом в ч. 2 ст. 3 данного закона предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при реализации полномочий, предусмотренных, п. 6 ч. 1 ст. 2, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений.

В силу пп. 2 п. 3 Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.

Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В соответствии ч. 4 ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "О перераспределении полномочий между органами самоуправления муниципальных образований Московской области и государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления округов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 39.17, ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность содержатся в ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанный перечень является исчерпывающим и уточнению не подлежит.

В ходе судебного разбирательства установлено, ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией г.о. Королев и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пункт вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительств общей площадью 967 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.20-26).

На арендуемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером . Согласно выписке из ЕГРН истцам на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит жилой дом, 1947 года постройки, с кадастровым номером , расположенный: <адрес> (л.д.13-15).

Истцы в обосновании требований сослались, они обратились в Администрацию г.о. Королев МО за оказанием государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» № посредствам портала РПГУ о предоставлении в собственность за плату земельный участок кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ. получили отказ в предоставлении в собственность за плату согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской облает № СИ-РГИС- от ДД.ММ.ГГГГ. испрашиваемый земельный участок полностью расположен в охранной зоне и расположен 150 м. полосе от границ национального парк «Лосиный остров», в котором запрещено всякое строительство и соответственно испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды (л.д.11-12).

Из решения Администрации г.о. Королев МО № следует, что истцы повторно обратились к ответчику о предоставлении земельного участка S 967 кв.м. с кадастровым номером и повторно получили отказ (л.д.11-12).

Из представленных материалов, следует, земельный участок S 967 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес>, не является ограниченным в обороте, сформирован и находится в пользовании истцов на основании договора аренды (л.д.16-22).

Согласно выписке из ЕГРН на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 1947 года постройки, право общей долевой собственности по ?, на которые зарегистрировано в установленном законом порядке за ФИО1, ФИО2 На момент обращения в Администрацию г.о. Королев МО с заявлением о предоставлении истцам государственной услуги они являлись собственниками жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки (л.д.13-15).

Принимая во внимание, что государственный природный национальный парк «Лосиный остров» создан постановлением Совета Министерства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. , Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. расширена территория национального природного парка "Лосиный остров", он отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров", Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. национальный парк включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.

Режим охранной зоны НП «Лосиный остров» установлен разделом VI Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п.35 положения, в пределах охранной зоны ГПНП «Лосиный остров» запрещается: строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок; проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств; размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; охота и рыбная ловля.

Суд полагает необходимым отметить, что жилой дом на испрашиваемом земельном участке построен до введения вышеуказанных актов, в связи, с чем они не могут служить препятствием для предоставления истцам Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Согласно положению ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 15ВР-883 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Пунктом 23.1 Административного регламента установлен перечень административных процедур при предоставлении Государственной услуги.

Согласно п. 6.2.5 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги, в частности: установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию (п. ДД.ММ.ГГГГ).

Как было установлено выше земельный участок с кадастровым номером , был предоставлен из категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 967 кв.м., по адресу: <адрес>. Земельный участок, истца используется по назначению, на нем расположен жилой дом.

Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание основания отказа, изложенные в решении органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о незаконности принятого органом местного самоуправления решения и нарушения при этом прав истцов на перераспределение используемого земельного участка.

Что касается наличия сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области, то само по себе, с учетом, установленных по делу конкретных обстоятельств, согласование отказа в предоставлении государственной услуги Министерством имущественных отношений Московской области, свидетельствует лишь о соблюдении установленного порядка принятия оспариваемого решения, но не о наличии законных оснований для этого, поскольку принятие окончательного решения по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в силу действующего земельного законодательства лежит именно на органе местного самоуправления.

Межведомственная же комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере земельным отношений.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Администрации г.о. Королев Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе истцам в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» незаконными. Обязать предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 964 кв.м, по адресу: <адрес> по ставке равной 3% от кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Признать решение Администрации городского округа Королев Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ.- незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Королев Московской области предоставить в собственность ФИО1, ФИО2 за плату по ставке 3% от кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 967 кв.м, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Королевский городской суд.

Судья                                                            Е.А. Ефимова

Мотивированное решение изготовлено 29.05.2024г.

Судья                                                               Е.А. Ефимова

2-1512/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Харченко Александр Сергеевич
Ответчики
Папанага Олег Георгиевич
Другие
Лудина Дарья Сергеевна
Суд
Королевский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
korolev.mo.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2024Подготовка дела (собеседование)
25.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее