Дело (УИД) № 60RS0002-01-2020-000459-90
Производство № 2а-452/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.05.2020 город Великие Луки
Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Граненкова Н.Е. при секретаре Жуковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стрелкова Артёма Михайловича к призывной комиссии города Великие Луки о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Стрелков А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии города Великие Луки от 18.12.2019 о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемое решение нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством. Выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу.
В 2008 году у него были выявлены заболевания которые не позволяют ему по состоянию здоровья проходить военную службу, а именно: <...>. Данный диагноз подтверждался в ходе проведения медицинских обследований проводившихся по направлению военного комиссариата.
Последнее медицинское обследование было проведено 28.06.2017, где ему поставили диагноз – <...>. Данный диагноз относится к пункту «г» статьи 72 Расписания болезней, что относится к категории годности к военной службе «Б-3», то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями. После чего в отношении него военным комиссариатом и призывной комиссией не осуществлялось никаких действий направленных на проведения мероприятий по призыву на военную службу. Повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.
Определением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 20.03.2020 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Псковской области».
В судебном заседании административный истец Стрелков А.М. поддержал заявленные требования.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии города Великие Луки и ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» Шуманова Е.Ю. возражала относительно удовлетворения административного иска Стрелкова А.М., полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Выслушав административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что Стрелков А.М. 05.12.1991 года рождения с 28.01.2008 состоял на учете в Военном комиссариате.
Решением призывной комиссии города Великие Луки от 09.12.2009 административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30.06.2013 в связи с обучением.
20.06.2013 года административному истцу был выдан диплом о высшем образовании ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия» инженера по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
05.12.2019 Стрелкову А.М. исполнилось 27 лет.
Призывная комиссия города Великие Луки 18.12.2019 вынесла заключение о том, что Стрелков А.М. зачислен в запас и признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (далее - Закон N 53-ФЗ) подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Закона N 53-ФЗ. На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со ст. 31 Закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. В свою очередь, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, под угрозой ответственности за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует, что отметил Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 25.07.2018 N 4-КГ18-7, от 26 апреля 2018 года N 32-КГ17-41 и др.).
Из материалов дела видно, что Стрелков А.М. после истечения срока предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, являлся в военный комиссариат для прохождения медицинских освидетельствования, неоднократно направлялся на стационарное дополнительное медицинское обследование, в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием <...>, в последний раз весной 2017 года.
Решением призывной комиссии города Великие Луки от 31.10.2014 Стрелков А.М. был освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас (присвоена категория годности «В» - ограничено годен к военной службе). Однако указанное решение было отменено призывной комиссией Псковской области (решение от 17.11.2014) и принято новое о призыве Стрелков А.М. на военную службу с присвоением категории годности «Б» - 3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями. Решение призывной комиссии Псковской области от 17.11.2014 признано незаконным решением Великолукского городского суда Псковской области от 31.12.2014.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. «к» ч. 4 Инструкции «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин.
Вместе с тем, согласно положениям п. «а» ч. 3 Инструкции военные комиссары районов, городов (без районного деления), организуют взаимодействие военных комиссариатов районов, городов и горрайорганов внутренних дел по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.
Согласно подпункту «л» п. 4 Инструкции при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 к Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
В силу подпункта «а» п. 5 Инструкции начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
В материалах личного дела Стрелкова А.М. не имеется сведений о вручении повесток, начиная с 2017 года, а только рапорты о невозможности их вручить в связи с отсутствием призывника по месту жительства (последний от 22.06.2018).
Сведений о том, что в отношении Стрелкова А.М. осуществлялись мероприятия по призыву на военную службу, начиная с осени 2018 года, вообще не имеется.
Административные ответчики не представили суду доказательств того, что в отношении Стрелкова А.М. имеются письменные обращения в органы внутренних дел с целью установления фактического местоположения, вручения повесток, задержания, доставления в целях составления протокола об административном правонарушении.
В нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ административными ответчиками не представлены доказательства того, что возложенные на органы военного учета и призывные комиссии полномочия по организации призывных мероприятий в отношении Стрелкова А.М. осуществлялись должным образом. Повестки о необходимости явки в военный комиссариат административному истцу не вручены, обращения в органы внутренних дел, с целью розыска административного истца, привлечения его к административной либо уголовной ответственности не направлялись.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования Стрелкова А.М. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18.12.2019 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 28, ░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.05.2020.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.