дело № 2-225/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2018 года п. Суксун Пермского края
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации МО «Поедугинское сельское поселение» Суксунского района Пермского края о возложении обязанности по принятию мер к организации водоснабжения населения д. <адрес>,
установил:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратился в суд с иском к Администрации МО «Поедугинское сельское поселение, в котором просил обязать ответчика принять меры к организации водоснабжения населения д. <адрес>, а именно:
обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения д. Юркан и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) в д. Юркан в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в д. Юркан в сопровождении документов, предусмотренных п. 2.6. Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
представить в течение 30 дней со дня утверждения проекта Министерством природных ресурсов Пермского края документы по установлению границ зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в администрацию Суксунского муниципального района для населения границ ЗСО источников водоснабжения населения д<адрес> на градостроительную документацию (карту градостроительного зонирования, карту зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности) в соответствии с п. 5 Градостроительного Кодекса РФ и обеспечения регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО, согласно п.п. 14, п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В обоснование требований указал, что основанием для подачи иска явилась информация из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений, размещенная на официальном сайте Роспотребнадзора России http://fp.crc.ru/, которым установлено, что у источника питьевого водоснабжения в <адрес>, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водоисточника и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. А также информация, предоставленная администрацией Суксунского муниципального района Пермского края (вх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ), а именно письмо Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, из которого следует, что на подземный источник водоснабжения в <адрес> Поедугинского сельского поселения (скважина) отсутствует проект зон санитарной охраны скважины.
Следовательно, Администрацией МО «Поедугинское сельское поселение» не обеспечены: разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) для действующего водоисточника, не имеющего установленных зон санитарной охраны в д. <адрес> в соответствии с п.п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02; получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, водоснабжение населения д. <адрес> с использованием централизованной системы производится из источника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, то в данном случае требуется проведение комплекса мер со стороны Администрации МО «Поедугинское сельское поселение» по организации водоснабжения населения д. <адрес> из источника, разрешенного к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве правовых оснований требований к ответчику истец ссылается на следующие нормы права: положения ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Конституцию РФ (ч.2 ст.15, ст.7, ст.41, ст.42), положения п.4.3 ч.1ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель истца Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации МО «Поедугинское сельское поселение», действующий на основании доверенности - Рогожникова С.А., ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика, представив заявление о признании иска в порядке ч. 3 ст. 173 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в Реестре Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, далее Реестр), находящемся в открытом доступе по адресу: http://fp/crc.ru/, отсутствуют данные о наличии выданного санитарно – эпидемиологического заключения на водный объект (скважину) в <адрес> соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта и проектная документация (л.д. 25-26).
Также данное обстоятельство подтверждается и ответом Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, направленного заместителю начальника центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, у скважины в <адрес>, из которого следует, что у данного источника водоснабжения населенного пункта, отсутствует собственник и проект зон санитарной охраны (л.д. 30-33).
Согласно представленной суду выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимого имущества – скважина № принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ. Правообладателем указано - муниципальное образование «Поедугинское сельское поселение» Суксунского района Пермского края (л.д. 44-45).
Как следует из пояснения представителя ответчика, данный объект недвижимости был поставлен муниципалитетом на учет как бесхозяйный объект.
При этом ответчик не оспаривает, что из данного источника водоснабжения осуществляется питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения д. Юркан.
Таким образом, материалами дела установлено, что водоисточник - скважина, расположенная в д. <адрес>, используемая для водоснабжения населения указанного населенного пункта, в настоящее время поставлена на учет как бесхозяйное имущество муниципальным образованием «Поедугинское сельское поселение».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу требований ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.
В соответствии со ст. 4 Закона Пермской области от 10.02.2000 года№ 817 - 122 «О безопасности питьевой воды» органы местного самоуправления являются субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения. Статьей 6 Закона Пермской области от 10.02.2000 года № 817 - 122 «О безопасности питьевой воды» установлено, что полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обеспечением населения безопасной питьевой водой, определяются в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4.3. статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10 введены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Настоящие Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствиис п. 1.11, 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта=скважину в д. Юркан для целей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и проект зоны санитарной охраны скважины, что не соответствует требованиям п. 3 ст. 18 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», что следует из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений.
Выявленные нарушения в организации и содержании скважины в <адрес> могут привести к угрозе ухудшения состояния экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д. Юркан, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны скважины лежит на Администрации МО «Поедугинское сельское поселение», как единственном владельце скважины.
Исходя из установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм действующего законодательства, суд считает, что необходимо обязать Администрацию МО «Поедугинское сельское поселение» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) д. Юркан для хозяйственно- бытового водоснабжения, а также разработать и согласовать проект зоны санитарной охраны для источника водоснабжения населения д. Юркани получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Исполнение указанных мероприятий истец просит обязать совершить ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку выполнение указанных мероприятий сопряжено со значительными временными затратами, суд считает заявленный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ, разумным.
Остальные требования, основанные на предоставлении проекта зон санитарной охраны в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны установления границ и режима зон санитарной охраны и последующего предоставления документов по установлению границ зон с особыми условиями использования для нанесения на градостроительную документацию, суд считает на настоящее время излишне заявленными, поскольку они являются производными от выполнения основных требований по получению проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения на использование водоисточника, при этом бездействия ответчика и соответственно нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается истец, по невыполнению указанных требований ответчиком на настоящее время не установлено, поэтому оснований для удовлетворения указанных требований суд не усматривает, в их удовлетворении надлежит отказать
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию МО «Поедугинское сельское поселение» Суксунского района Пермского края принять меры к организации водоснабжения населения д. <адрес>, а именно:
обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения д. Юркан и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) в д. Юркан в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
В удовлетворении остальных требований истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 29 августа 2018