К делу № 2-2404/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Падалко Александра Витальевича к Министерству финансов Республики Адыгея и Администрации МО «Каменномостское сельское поселение» о взыскании безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Падалко А.В. обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчикам о взыскании безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что в соответствии с распоряжением главы муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 30.07.2012 года №221-р он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как участник боевых действий на основании ст.16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ не имеющий собственного жилья. До настоящего времени жилье так истцу не предоставлено. Решением комиссии МО «Каменномостское сельское поселение» от 17.07.2018 года истец был признан малоимущим.
Считает, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению жилья по договору социального найма несут органы местного самоуправления. Поскольку истец семьи не имеет, то ему необходимо выделение однокомнатной квартиры или выделение денежных средств на приобретение жилья. Согласно справке территориального органа федеральной службы статистики по Республике Адыгея от 11.10.2019 года №264-ОГ средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир по всем типам домов по Республике Адыгея за 2 квартал 2019 года на вторичном рынке жилья составляет 42 734, 90 рубля. Согласно Правил учета граждан нуждаемости в улучшении жилищных условий норма жилой площади на одного человека с учетом предоставления однокомнатной квартиры составляет 12 квадратных метров. Стоимость жилья (однокомнатной квартиры) составляет 512 818, 8 рублей (42 734.90 рубля х 12 = 512 818.80 рублей.
С учетом положений Федерального закона «О ветеранах» просил взыскать Министерства финансов Республики Адыгея 512 818, 80 рублей для приобретения однокомнатной квартиры на вторичном рынке.
В судебное заседание истец не явился.
Представители ответчиков в судебное заседание также не явились.
Исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Падалко А.В надлежит отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании удостоверения БК № 0605310 истец является участником боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с распоряжением главы муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 30.07.2012 года №221-р истец признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как участник боевых действий на основании ст.16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ как не имеющий собственного жилья.
Распоряжением главы муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 12.09.2018 года №247-р истец также поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения как малоимущий.
Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного закона.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (статья 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций. В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) в бюджете субъекта Российской Федерации предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 55, 60 и 61 Закона №131-Ф3).
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом Республики Адыгея от 20.01.2006 №400 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к полномочиям органов местного самоуправления отнесен учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Соответственно, обеспечение жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Часть 2 указанной статьи определяет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма могут быть предоставлены гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Соответственно, ветераны боевых действий не входят в перечень граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и имеет право на предоставление жилья в порядке очередности, а действующее законодательство не предусматривает возможность взыскания денежных средств на приобретение жилья взамен его предоставления по договору социального найма, то оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Падалко Александра Витальевича к Министерству финансов Республики Адыгея и Администрации МО «Каменномостское сельское поселение» о взыскании безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: подпись Г.А.Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2019-008912-43
Подлинник находится в материалах дела № 2-2404/2022 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.