Дело 2-656/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Кукленко С. В.,
при секретаре Закарян С. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобзарь Александра Викторовича к ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области» о присвоении статуса ветерана боевых действий,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с настоящим иском в его обоснование указал, что 14.06.1992 был призван в в/ч 2016 для прохождения срочной воинской службы в рядах пограничных войск вооруженных сил РСФСР и был отправлен в г. Батуми, на место дислокации Батумского погранотряда, т.к. на момент прохождения срочной военной службы государственная граница РФ не была определена и находилась в границах СССР. Истец был отправлен охранять государственную границу Российской Федерации и Турцией. На данной государственной границе находилось несколько погранотрядов с дислокацией в разных городах, в том числе в г. Батуми (в/ч 2016) и г. Сухуми (в/ч 2011). В период несения пограничной службы по охране государственной границы между бывшими республиками СССР Абхазией и Грузией возник вооруженный конфликт. Т.к. боевые действия происходили на территории республики Абхазии, а именно в г. Сухуми, руководством пограничной службы было принято решение об усилении штата военнослужащих в в/ч 2011 из числа военнослужащих близлежащих погранотрядов. Таким образом, истец попал в августе 1992 в г. Сухуми в в/ч 2011. Задача в в/ч 2011 была в охране государственной границы РФ с Турцией. Выполнение задачи по охране государственной границы происходило в условиях боевых действий между войсками республик Абхазия и Грузия. Г Выполнение задач в условиях боевых действий, по мнению истца, подтверждается следующим: 1. Указанием в военном билете о том, что с 18.02.1992 истец прибыл в в/ч 2011 для несения службы; 2. Указанием в военном билете, что с 18.02.1993 по 16.01.1993 истец выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии; 3. Указанием в военном билете, что 21.09.1993 истец получил <данные изъяты>. Ранение истец получил в период нахождения части в окружении, в связи с тем, в течение 10 дней ему не была оказана необходимая медицинская помощь, кроме первой медицинской помощи. НА момент выхода из окружения <данные изъяты> дало осложнение в виде <данные изъяты> и невозможности самостоятельного передвижения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.10.1992 № 1992 и от 25.12.1992 № 2425-р, срок службы истца в в/ч 2011 засчитывается в выслугу лет по пенсии на льготных условиях в соотношении один месяц за три. Исходя из вышеизложенного, истец полагает, что Правительство РФ и военное руководство полагают место несения истцом службы – местом боевых действий, местом вооруженного конфликта. В октябре 2017 истцом было подано заявление на выдачу удостоверения ветерана боевых действий. Комиссией по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений принято решение об отказе в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий. Основанием для отказа послужило отсутствие в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ боевых действий в Республике Абхазия в период с 14.08.1992 по 16.10.1993. Однако, истец считает, что Российская Федерация признает факт боевых действий на территории Республики Абхазия в 1992, 1993 годах, что подтверждается в том числе, трехсторонним соглашением о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением, подписанным со стороны России президентом РФ БНЕ и принятым к реализации распоряжением президента РФ от 29.07.1993 № 539-рп, четырехсторонним соглашением о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц от 05.04.1994, подписанным со стороны России заместителем министра иностранных дел РФ БНП. Непризнание истца ветераном боевых действий влечет для него нарушение прав, предоставляемых ветеранам боевых действий.
На основании изложенного просит признать решение комиссии по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, незаконным и отменить его; обязать ответчика выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Фарзалиев Р.Р., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).
Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях, на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.
Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.
С 11.08.2012 г. порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ № 2288). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».Таким образом, правом установления факта участия в боевых действия гражданина по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.
В соответствии со статьями 3, 28 Федерального закона «О ветеранах» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19 декабря 2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288.
Согласно п. 8 названного Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника): в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами РФ; в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
В соответствии с п. 9 данного Порядка, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах») (далее - раздел III Перечня); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.
К обращению прикладываются две фотографии, копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач): для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
К реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец 14.06.1992 был призван в в/ч 2016 для прохождения срочной воинской службы в рядах пограничных войск вооруженных сил РСФСР и был отправлен в г. Батуми, на место дислокации Батумского погранотряда.
Истец был отправлен охранять государственную границу Российской Федерации и Турцией. На данной государственной границе находилось несколько погранотрядов с дислокацией в разных городах, в том числе в г. Батуми (в/ч 2016) и г. Сухуми (в/ч 2011).
В период несения пограничной службы по охране государственной границы между бывшими республиками СССР Абхазией и Грузией возник вооруженный конфликт. Т.к. боевые действия происходили на территории республики Абхазии, а именно в г. Сухуми, руководством пограничной службы было принято решение об усилении штата военнослужащих в в/ч 2011 из числа военнослужащих близлежащих погранотрядов. Таким образом, истец попал в августе 1992 в г. Сухуми в в/ч 2011.
Задача в в/ч 2011 была в охране государственной границы РФ с Турцией. Выполнение задачи по охране государственной границы происходило в условиях боевых действий между войсками республик Абхазия и Грузия.
Выполнение задач в условиях боевых действий, по мнению истца, подтверждается следующим:
1. Указанием в военном билете о том, что с 18.02.1992 истец прибыл в в/ч 2011 для несения службы;
2. Указанием в военном билете, что с 18.02.1993 по 16.01.1993 истец выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии;
3. Указанием в военном билете, что 21.09.1993 истец получил огнестрельное пулевое слепое ранение мягких тканей правого бедра.
Ранение истец получил в период нахождения части в окружении, в связи с тем, в течение 10 дней ему не была оказана необходимая медицинская помощь, кроме первой медицинской помощи. На момент выхода из окружения пулевое ранение дало осложнение в виде нагноения, отека ноги и невозможности самостоятельного передвижения.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.10.1992 № 1992 и от 25.12.1992 № 2425-р, срок службы истца в в/ч 2011 засчитывается в выслугу лет по пенсии на льготных условиях в соотношении один месяц за три.
Исходя из вышеизложенного, истец полагает, что Правительство РФ и военное руководство полагают место несения истцом службы – местом боевых действий, местом вооруженного конфликта.
В октябре 2017 истцом было подано заявление на выдачу удостоверения ветерана боевых действий.
Комиссией по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений принято решение об отказе в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий. Основанием для отказа послужило отсутствие в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ боевых действий в Республике Абхазия в период с 14.08.1992 по 16.10.1993.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено достоверных доказательств тому, что Российская Федерация признала факт боевых действий в Республики Абхазия, в заявленный истцом период.
Ссылка истца на то, что Российская Федерация признает факт боевых действий на территории Республики Абхазия в 1992, 1993 годах, что подтверждается, по его мнению, в том числе, трехсторонним соглашением о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением, подписанным со стороны России президентом РФ БНЕ и принятым к реализации распоряжением президента РФ от 29.07.1993 № 539-рп, четырехсторонним соглашением о добровольном возвращении беженцев и перемещенных лиц от 05.04.1994, подписанным со стороны России заместителем министра иностранных дел РФ БНП, не имеет правового значения для рассмотрения данного гражданского спора, поскольку указанные истцом документы, были приняты в целях способствованию Российской Федерацией прекращению огня в Абхазии и контроля руководством страны соблюдения принятых договоренностей, таким образом, Российская Федерация выступала гарантом заключенного соглашения.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для признания истца участником боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, а комиссия ответчика, вынесшая в отношении истца указанное заключение об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» не вышла за рамки своих полномочий и действовала в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 02 апреля 2018 года.
Судья Кукленко С. В.