Дело № 2а-3422/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ШРК к Мэрии г. Кызыла, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла» о признании незаконным решения Мэрии г. Кызыла об отказе в изменении территориальной зоны в отношении земельного участка, обязании внести изменения, признания незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
ШРК обратилась в суд с административным иском к Мэрии г. Кызыла, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла» (далее - Департамент) о признании незаконным решения Мэрии г. Кызыла об отказе в изменении территориальной зоны в отношении земельного участка, обязании внести изменения, признания незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство.
В обосновании иска указано, что согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с тем, что представленная схема планировочной организации земельного участка, а именно размещение жилого дома не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка и что данный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» расположен в зоне Р-3.
В целях изменения вида разрешенного использования ШРК ДД.ММ.ГГГГ подано заявление с просьбой изменить вид разрешенного использования с зоны озеленения (Р-3) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3). ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ со ссылкой на необходимость комплексного перевода данных участков по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений РТ.
В связи с тем, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно размещение жилого дома не соответствует зоне допустимого размещения и что данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» расположен в зоне Р-3 является препятствием для получения истцом разрешения на строительство.
Просит суд признать незаконным решение Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в изменении территориальной зоны с Р-3 на территориальную зону Ж-3 на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; обязать Мэрию г. Кызыла внести изменение с территориальной зоны Р-3 на территориальную зону Ж-3 на указанный земельный участок; признать незаконным решение Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче разрешения на строительство; обязать Мэрию г. Кызыла выдать разрешение на строительство на земельном участке по адресу: <адрес> взыскать с Мэрии г. Кызыла расходы на оплату услуг представителя в размере 22 000 рублей, на оплату государственной пошлины – 300 рублей.
Административный истец ШРК в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ОТА, действующий на основании ордера, поддержал исковое заявление по указанным в нем доводам.
Представитель административных ответчиков Мэрии г. Кызыла и МКУ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла ОРВ, действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась, пояснив, что отказ соответствует закону, земельный участок расположен в зоне озеленения, о чем административный истец знала, на данном участке строительство жилых домов не предусмотрено.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов административного дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права ШРК является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 600 кв.м., о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №.
Основанием регистрации указан договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из постановления Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка из земель города Кызыла, категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> целях использования под индивидуальное жилищное строительство.
Из выписки из решения Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельному участку с кадастровым номером № с указанным ранее адресом: <адрес> и расположенному на нем объекту недвижимости – жилому дому, которые принадлежит ШРК присвоить новый адрес : <адрес>.
Постановлением Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В разделе 2 данного градостроительного плана указана информация о разрешенном использовании земельного участка – зона озеленения (Р-3).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла в ответ на заявление ШРК о выдаче разрешения на строительство, административному истцу было отказано, в связи с тем, что данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Кызылского городского Хурала представителей № от ДД.ММ.ГГГГ расположен в зоне (Р-3) – зеленые насаждения специального использования, способствующие улучшению микроклимата и комфортности проживания в городе.
Вопрос о предоставлении разрешения на изменение видов разрешенного использования земельных участков подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном муниципальным правовым актом Хурала с учетом положений, предусмотренных ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
На заявление ШРК об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, Комиссия по землепользованию и застройке городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отказало в данном изменении в связи с необходимостью комплексного перевода данных участков по заявлению Министерства земельных и имущественных отношений РТ. На основании этого, изменение территориальной зоны Правил индивидуальными и жилыми домами (Ж-3) будет рассмотрено после обращения Министерства в отношении всех земельных участков, выданных Министерством в данном районе.
Свидетель ХБКК показала, что по доверенности истца обращалась к ответчикам по поводу разрешения на строительство и получила отказы.
Порядок выдачи разрешения на строительство регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1); строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2); разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).
Частью 9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
П. 2 ч. 11.1 ст.51 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":
1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенные к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренное пунктом 4 части 9 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае выдачи лицу такого разрешения. При этом проверка проектной документации или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства на соответствие установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства не проводится;
Согласно ч. ч. 1, 14 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, подается с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
С учетом приведенного правового регулирования и разъяснений судебной практики, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 г., соблюдение требований градостроительного территориального зонирования при возведении строений на земельных участках является обязательным.
Этому не препятствует то обстоятельство, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному административному истцу на его земельный участок, разрешенное использование земельного участка указано как для индивидуального жилищного строительства.
Положения п. 8 ст. 36 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с иными нормами градостроительного и земельного законодательства, в частности, приведенными выше.
Согласно п. 9 ст. 36 ГрК РФ реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии со пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (статьи 30, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ).
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432 (ред. от 16.02.2017, с изм. от 23.05.2017) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" установлена зона озеленения. Основные виды разрешенного использования: отдых (рекреация) (5.0); условно разрешенные виды использования: спорт (5.1), деятельность по охране и изучению природы (9.0), охрана природных территорий (9.1).
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года административный истец является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 600 кв.м, который согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл РТ», утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла № 432 от 27.11.2012 г., расположен в зоне озеленения (Р-3), сами Правила утверждены 27.11.2012 г., т.е. ранее чем был предоставлен истцу указанный земельный участок, следовательно, отказ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла в выдаче ШРК разрешения на строительство является законным и обоснованным.
По требованиям о признании незаконным решения Мэрии г. Кызыла об отказе в изменении территориальной зоны с Р-3 на территориальную зону Ж-3 на земельный участок и обязании Мэрии г. Кызыла внести указанные изменения судом установлено следующее.
Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из норм ст. 40 - 41 ЗК РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.
Согласно ст. 17 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденных Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432 (ред. от 16.02.2017, с изм. от 23.05.2017) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости осуществляется при условии:
1) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования на публичных слушаниях, проведенных в порядке, определенном настоящими Правилами;
2) выполнения технических регламентов - в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство;
3) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, заключения от мэрии города Кызыла о том, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство в соответствующих случаях.
Таким образом, произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
На основании вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований административного истца к Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла суд не усматривает.
Требования о взыскании с Мэрии г. Кызыла расходов на оплату услуг представителя и государственной пошлины являются производными от основных требования, в удовлетворении которых отказано, в связи с чем они также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ШРК к Мэрии г. Кызыла, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла» о признании незаконным решения Мэрии г. Кызыла об отказе в изменении территориальной зоны в отношении земельного участка, обязании внести изменения, признания незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 30 июля 2017 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Судья Иргит Н.Б.