Решение по делу № 2-12/2018 от 27.03.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Т. Н. к ПАО «ТГК-14» об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, перерасчете платы по отоплению, взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец, неоднократно уточняя исковые требования, в итоге просила обязать ПАО «ТГК-14» оборудовать общедомовым прибором учета тепловой энергии многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, демонтированный ранее, с вводом в эксплуатацию и постановкой на коммерческий учет; сделать перерасчет по коммунальной услуге – отопление, за период с ДД.ММ.ГГГГ., оплатив жильцам штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить за оказываемую ответчиком услугу; взыскать с ответчика 28000 руб. в качестве компенсации морального вреда, 11350,73 руб. в качестве убытков, причиненных в результате оказания услуги ненадлежащего качества, 43066,80 руб. в качестве неустойки за невыполнение требований потребителя об устранении нарушений, 553,58 руб. в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами, а также штраф в размере 50% от взысканной судом в пользу истца суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения в <адрес>, в котором в 2015г. ответчиком установлен и введен в эксплуатацию общедомовый прибор учета тепловой энергии, стоимость которого предъявлена собственникам дома в размере по 4557,44 руб. Данная сумма истцом оплачена в полном объеме. Однако, установленный ПАО «ТГК-14» прибор учета тепловой энергии <данные изъяты> оказался непригодным для коммерческого учета, был демонтирован и до настоящего времени не установлен. Несмотря на неоднократные обращения, ОДПУ по учету тепловой энергии до настоящего времени не установлен, в связи с чем жильцы дома вынуждены оплачивать данную услугу по нормативам без осуществления годового перерасчета. Ссылаясь на отсутствие оснований для вывода ОДПУ из-под коммерческого учета и его демонтажа, руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», истец просила исковые требовании удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании истец Никитина Т.Н. уточненные исковые требования поддержала, ссылалась на неправомерность действий ответчика по выводу ОДПУ из коммерческого учета и наличие возможности сделать перерасчет платы по отоплению за заявленные периоды.

Представитель ПАО «ТГК-14» Бодрянова В.Ю. исковые требования не признала, суду пояснила, что поскольку ОДПУ был выведен из-под коммерческого учета, не отработав непрерывно в течение года, следовательно, отсутствуют основания для перерасчета. Указала на отсутствие оснований для применения к спорным правоотношениям положений Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку ОДПУ был установлен в рамках требований ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Обратила внимание на противоречивость требований об установлении ОДПУ позиции ТСЖ «Водолей», которые обратились к ПАО «ТГК-14» с заявлением о согласовании технических условий для самостоятельной установки ОДПУ.

Председатель ТСЖ «Водолей» Хавкина Е.И. исковые требования Никитиной Т.Н. поддержала, суду пояснила, что акт о выводе ОДПУ из-под коммерческого учета составлен в отсутствие представителя ТСЖ, которым подписавшее указанный акт лицо не является. Также пояснила, что показания ОДПУ постоянно снимались сотрудниками ПАО «ТГК-14», на основании которых можно сделать перерасчет жильцам дома по оплате за отопление.

Иные третьи лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав и обязанностей стороны гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что Никитина Т.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протокола внеочередного заседания Правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ., в качестве способа управления многоквартирным домом жильцами избран способ управление товариществом собственников жилья.

В силу требований части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Как следует из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению указанных в Законе об энергосбережении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. ПАО «ТГК-14» введен в эксплуатацию общедомовый прибор учета тепловой энергии, что подтверждается актом .

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

До ДД.ММ.ГГГГг. действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., которые, как и ныне действующие Правила, возлагали на исполнителя услуг обязанность по производству корректировки размера платы за отопление с периодичностью 1 раз в год.

Из материалов дела следует, что ОДПУ, установленный в доме истца, выведен из коммерческого учета ДД.ММ.ГГГГ. на основании акта ввиду того, что при ОВР значение расхода по ГВС превышает значение расхода общего ввода, то есть прослеживается превышение допустимой погрешности показаний прибора учета.

Между тем, данный акт не может быть признан судом в качестве основания для признания ОДПУ неисправным и неприменения его показаний для учета потребленной жителями дома тепловой энергии по следующим основаниям.

В силу п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета считается вышедшим из строя в случае превышения допустимой погрешности показаний прибора учета.

В соответствии с п. 83 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующих в редакции по состоянию на дату составления акта вывода ОДПУ из коммерческого учета (ДД.ММ.ГГГГ.) в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. В силу п. 92 указанных Правил результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.

Из материалов дела следует, что акт от ДД.ММ.ГГГГ. требованиям закона не соответствует, поскольку он составлен в отсутствие потребителей либо его представителя. При этом доказательств наделения присутствовавшего при составлении данного акта Лебедева А.А. полномочиями на представление интересов потребителей дома либо ТСЖ «Водолей» не представлено.

Иных доказательств неисправности ОДПУ, установленного в многоквартирном <адрес>, ответчиком не представлено.

В то же время, привлеченная к рассмотрению дела на основании ст. 188 ГПК РФ специалист Содномова С.Д., доцент кафедры «Теплоснабжение и вентиляция» Восточно-Сибирского государственного университета управления и технологий, суду пояснила, что в открытых системах теплоснабжения, когда по одним трубам одновременно передается расход теплоты на отопление и горячее водоснабжение, водоразбор на ГВ влияет на работу систем отопления, где наблюдается как увеличение, так и снижение расхода теплоносителя. При исследовании тепловой сети многоквартирного дома истца, с учетом показаний прибора учета тепловой энергии, специалист пришла к выводу, что дисбаланса между показаниями приборов общих на здание и на ГВС не имеется. Разница между объемами теплоносителя на общем вводе и ГВС при положительных значениях, так и при отрицательных, означает изменение расхода в системе отопления, но не свидетельствует о небалансе расходов и превышении допустимой погрешности показаний прибора учета.

Кроме того, по сведениям ЗАО «Тесс-инжиниринг» от ДД.ММ.ГГГГ., проводившим проверку ОДПУ, электронный блок теплосчетчика <данные изъяты> , был исправен, что по мнению суда свидетельствует о корректности показаний данного прибора учета тепловой энергии. В настоящее время прибор годен к эксплуатации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности вывода ОДПУ из коммерческого учета. Поскольку вывод ОДПУ ДД.ММ.ГГГГ. из коммерческого учета судом признан необоснованным, следовательно, повторный акт от ДД.ММ.ГГГГ некорректности показаний прибора учета также является не соответствующим действительности, а потому о неисправности ОДПУ и не возможности использования его показаний не свидетельствует.

Факт отмены предписания МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости провести корректировку платы за услугу отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ. не свидетельствует об отсутствии оснований для такового, поскольку оно отменено Четвертым Арбитражным апелляционным судом ввиду отсутствия у муниципальной жилищной инспекции полномочий для проверки ПАО «ТГК-14» порядка определения размера и внесения платы за коммунальные услуги. При этом постановление Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ. выводов о незаконности предписания по существу его вынесения не содержит.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. Б п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ., действующих до ДД.ММ.ГГГГ., при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно п.п. 2 п. 2 приложения в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:

, (1)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункта 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (8)

где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

В силу требований п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, действующих с ДД.ММ.ГГГГ., в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):

Pi = Si x VT x TT,

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из содержания вышеприведенных Правил, для начисления платы за отопление в многоквартирном жилом доме, оборудованном ОДПУ тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а также для осуществления корректировки размера платы, необходимым условием является наличие показаний ОДПУ тепловой энергии за календарный дом.

Судом установлено, что ПАО «ТГК-14» располагало данными о показаниях ОДПУ тепловой энергии, потребленной жителями многоквартирного <адрес> за календарный год (в том числе с учетом выведения ОДПУ из коммерческого учета), поскольку ОДПУ был впервые поставлен на коммерческий учет ДД.ММ.ГГГГ. и впервые демонтирован для ремонта ДД.ММ.ГГГГ При этом как следует из показаний председателя ТСЖ «Водолей» Хавкиной Е.И., в течение всего времени нахождения ОДПУ на тепловых сетях дома показания снимались и передавались в ПАО «ТГК-14». Кроме того, данные показания были предоставлены ответчиком в материалы дела по судебному запросу и выданы истцу по ее обращению.

При таких обстоятельствах, учитывая факт необоснованного вывода ОДПУ из коммерческого учета, при наличии показаний потребления тепловой энергии за календарный год (с ДД.ММ.ГГГГ.), суд находит исковые требования Никитиной Т.Н. в части перерасчета и корректировки размера платы за отопление подлежащими удовлетворению.

При этом, суд не может согласиться с расчетами истца по перерасчету и корректировки размера платы за отопление ввиду их несоответствия Правилам предоставления коммунальных услуг, действующих в заявленные истцом к перерасчету периоды, в связи с чем полагает возможным возложить на ПАО «ТГК-14» обязанность произвести с учетом площади многоквартирного <адрес> перерасчет (корректировку) за период с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с подпунктом 3 п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ., по формуле:

, (8)

При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ., плата за отопление подлежит начислению в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по формуле:

, (7)

За период с ДД.ММ.ГГГГ при наличии показаний ОДПУ за предыдущий календарный год, суд полагает возможным обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет размера платы за отопления в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ., действующих с ДД.ММ.ГГГГ по формуле 3(1):

Pi = Si x VT x TT,

Ссылки представителя ответчика на недопустимость одновременного изменения предмета и основания иска, фактическим обстоятельствам дела не соответствуют. Действительно, в ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, меняя их предмет. При этом основания иска, а именно обстоятельства, на основании которых предъявлены первоначальные исковые требования, а именно нарушение ответчиком порядка коммерческого учета тепловой энергии, при рассмотрении дела истцом не изменялись. Изменение периода перерасчета является увеличением исковых требований, а не изменением их основания.

Также суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования об установке ОДПУ СТУ-1 заводской , демонтированный в многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ. и неустановленный до настоящего времени, поскольку данный прибор учета был установлен в рамках ФЗ «Об энергосбережении», за него выставлен счет, который оплачивается собственниками, следовательно, он перешел в собственность жильцов многоквартирного дома, которые вправе требовать его возврата. Вместе с тем, поскольку ОДПУ до настоящего времени на тепловых сетях многоквартирного дома не установлен, ввиду отсутствия сведений о результатах пробных испытаний ОДПУ, у суда отсутствуют основания для одновременного возложения на ПАО «ТГК-14» обязанности по вводу его в эксплуатацию и принятию на коммерческий учет. Данный вопрос подлежит разрешению после проведения испытаний работоспособности ОДПУ и корректного учета тепловой энергии.

Вопреки доводам представителя ответчика, исковые требования Никитиной Т.Н. об установке прежнего ОДПУ интересам ТСЖ «Водолей» и иных собственников многоквартирного дома не противоречат. В судебном заседании председатель ТСЖ «Водолей» Хавкина Е.И. исковые требования поддержала. Доказательств принятия Арбитражным Судом РБ решения о возложении на ПАО «ТГК-14» обязанности по установке в многоквартирном доме истца иного ОДПУ и его исполнении, либо самостоятельной установки собственниками дома ОДПУ, не представлено. Со слов председателя ТСЖ «Водолей», истца Никитиной Т.Н. следует, что общедомовый прибор учета на тепловых сетях многоквартирного <адрес> отсутствует.

Разрешая исковые требования о взыскании с ПАО «ТГК-14» штрафа в размере 50% в соответствии с п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства , а также Законом РФ «О защите прав потребителей», убытков, неустойки, суд не усматривает оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

В силу п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства , в случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем. Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что основанием для выплаты потребителю штрафа является факт необоснованного увеличения исполнителем услуги размера платы, а также непосредственное обращение заявителя о выплате такого штрафа. Между тем, доказательств обращения Никитиной Т.Н. к ПАО «ТГК-14» с заявлением о выплате ей штрафа в связи с необоснованным увеличением размера платы не представлено. Имеющиеся в материалах дела письма, адресованные к ответчику, указанных требований не содержат.

Кроме того, из содержания исковых требований следует, что в качестве оснований для взыскания с ПАО «ТГК-14» убытков, неустойки истец ссылается на нарушение прав потребителя вследствие оказания услуги по оборудованию узла учета тепловой энергии ненадлежащего качества.

Вместе с тем судом установлено, что ОДПУ тепловой энергии был установлен в многоквартирном доме истца в рамках ФЗ «Об энергосбережении» вследствие неисполнения собственниками многоквартирного дома обязанности по его установке, следовательно, на правоотношения по установке ОДПУ на тепловых сетях многоквартирного <адрес> требования Закона «О защите прав потребителей» не распространяется.

Вопреки доводам истца, неполученный истцом заработок в связи с ее непосредственным участием в судебных заседаниях не может быть признан убытками, причиненными ответчиком в результате оказания ненадлежащей услуги, поскольку по своему характеру они относятся по смыслу главы 7 ГРК РФ к судебным расходам, которые как таковые к взысканию в рамках настоящего гражданского дела истцом не предъявлялись.

Также не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку факт неправомерности их использования ПАО «ТГК-14» судом не установлен. Денежные средства в размере 4557,44 руб., которые истцом положены в основу расчета процентов по ст. 395 ГК РФ, оплачены в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» в качестве возмещения расходов, понесенных ПАО «ТГК-14» при установке ОДПУ. И при этом по исковым требованиям истца, на ответчика возложена обязанность установить демонтированный ранее ОДПУ, за установку которого истцом оплачена указанная сумма.

В соответствии с преамбулой к Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно абзацам 3 и 5 преамбулы к названному Закону, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Поскольку Никитина Т.Н. использует тепловую энергию исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, суд полагает, что к правоотношениям сторон в части начисления платы за отопление и осуществления корректировки ее размера подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Исходя из содержания ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Статья 15 вышеприведенного Закона предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в виде компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Судом установлено, что истец неоднократно обращалась к ответчику по факту необоснованного вывода ОДПУ из коммерческого учета и о проведении корректировки, которые оставлены ПАО «ТГК-14» без удовлетворения.

При этом судом принято во внимание, что обязанность по оплате за установку ОДПУ истцом исполнена в полном объеме.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактическое отсутствие оснований для вывода ОДПУ из коммерческого учета, начисление платы за отопление исходя из установленных нормативов потребления, что в значительной степени превышает размер платы, подлежащей начислению исходя из показаний ОДПУ, факт отказа в осуществлении корректировки, суд полагает, что вышеперечисленные действия ПАО ТГК-14 повлекли нарушения прав истца как потребителя коммунальной услуги, что в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Учитывая характер нравственных страданий истца, связанных с нарушением его прав как потребителя, ее личность, длительность нарушения прав Никитиной Т.Н, а также степень и характер вины ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку требования истца удовлетворены судом в нематериальной форме без взыскания определенных сумм, то привлечение ответчика к ответственности в виде штрафа не представляется возможным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая подлежала бы уплате истцом при предъявлении требований о компенсации морального вреда, то есть 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никитиной Т. Н. к ПАО «ТГК-14» об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, перерасчете платы по отоплению, взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать ПАО ТГК-14 оборудовать многоквартирный <адрес> общедомовым прибором учета тепловой энергии марки <данные изъяты> заводской , электронный блок <данные изъяты> заводской .

Обязать ПАО ТГК-14 произвести перерасчет (корректировку) размера платы за услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с подпунктом 3 п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ., по формуле:

, (8)

Обязать ПАО ТГК-14 произвести перерасчет размера платы за услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по формуле:

, (7)

Обязать ПАО ТГК-14 произвести перерасчет размера платы за услугу по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г., по формуле:

Pi = Si x VT x TT

Взыскать с ПАО ТГК-14 в пользу Никитиной Т. Н. компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

В остальной части исковые требования Никитиной Т. Н. оставить без удовлетворения.

Взыскать с ПАО «ТГК-14» в муниципальный бюджет <адрес> госпошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.А. Кузубова

2-12/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Никитина Татьяна Николаевна
Ответчики
ПАО "Территориальная генерирующая компания № 14"
Другие
ЗАО " ТЕСС инжиниринг"
ТСЖ "Водолей"
ООО "Базис Групп"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Кузубова Н.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Производство по делу возобновлено
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее