УИД: 16RS0051-01-2024-002170-23
Дело № 12-249/2024
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail:sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
26 марта 2024 года город Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
рассмотрев жалобу защитника Стахеевой К.Ю., действуюшей в интересах руководителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, (далее - СОСП по РТ ГМУ ФССП России), от <дата изъята> в отношении:
ФИО1, родившегося <дата изъята> в <адрес изъят>, проживающего в <адрес изъят>, работающего руководителем Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>,
- признанного виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 признан виновным в том, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в отношении ИКМО <адрес изъят> возбуждено исполнительное производство <номер изъят>, предмет исполнения: обязать ИКМО <адрес изъят> разработать проект капитального ремонта Волжской и Южной дамб„ произвести финансирование мероприятий по эксплуатации Волжской и Южной дамб, обеспечить безопасность Волжской и Южной дамб, провести работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий Волжской и Южной дамб, обеспечить проведение регулярных обследований Волжской и Южной дамб, составить декларацию безопасности Волжской и Южной дамб. <дата изъята> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Исполнительский сбор оплачен должником в полном объеме. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства <номер изъят> вручено повторное требование в срок до <дата изъята> исполнить решение суда, однако в срок до <дата изъята> должником решение суда не исполнено. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в отношении ИКМО <адрес изъят> составлен протокол по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. <дата изъята> вынесено постановление по делу об административном правонарушении и назначен штраф в размере 30000 рублей. <дата изъята> штраф по делу об административном правонарушении оплачен в полном объеме. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении решения суда в отношении руководителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> в срок до 15 часов 00 минут <дата изъята>. В указанный срок решение суда не исполнено, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Защитник Стахеева К.Ю. в обоснование жалобы указала, что основанием для вынесения указанного постановления явилось неисполнение решения Вахитовского районного суда <адрес изъят> по делу <номер изъят>. ИКМО <адрес изъят> выделена субсидия на приведение объекта инженерной защиты «Южная дамба» в нормативное состояние. Согласно плану мероприятий устранены замечания, указанные в письме Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата изъята> <номер изъят>. Для определения целесообразности дальнейшей эксплуатации и содержания гидротехнических сооружений необходимо проведение многофакторного обследования инженерной защиты <адрес изъят> с учетом сложившейся и перспективной застройки города. Проведена предварительная работа со специализированной организацией АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева» <адрес изъят>, имеющей опыт работы в данной сфере, по вопросу проведения многофакторного обследования ГТС <адрес изъят> и подготовки заключения с учетом перспективы развития города. В результате совещания в режиме видеоконференции, прошедшего <дата изъята> совместно со специализированной организацией - АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева», было принято решение о проведении первого этапа обследования. Представленные АО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева» <адрес изъят> сметные расчеты прошли ценовую экспертизу. На сегодня определяется источник финансирования первого предпроектного обследования ГТС <адрес изъят>. С учетом изложенного, принимаются все возможные меры для исполнения решения суда. Защитник указывает, что со стороны руководителя Исполнительного комитета <адрес изъят> отсутствуют незаконные действия/бездействие, которые повлекли неисполнение решения суда. Поэтому защитник просит суд постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо ФИО1 и его защитник Стахеева К.Ю. своевременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли. В то же время, защитник ясно и определенно выразил свою позицию в жалобе, в связи с чем, на основании ст. ст. 25.1, 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд счел возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении без их участия.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по РТ ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Судом были исследованы следующие доказательства: исполнительный лист от <дата изъята> по делу <номер изъят>, который выдан Вахитовским районным судом <адрес изъят> <дата изъята>; постановление о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; письмо судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП от заместителя руководителя ИКМО <адрес изъят>; требование судебного пристава-исполнителя СОСП по <адрес изъят> от <дата изъята>, в котором он требует от руководителя ИКМО <адрес изъят> в срок до <дата изъята> исполнить решение суда по делу <номер изъят>, а именно: обязать ИКМО <адрес изъят> разработать проект капитального ремонта Волжской и Южной дамб, обеспечить безопасность Волжской и Южной дамб, произвести финансирование мероприятий по эксплуатации Волжской и Южной дамб, провести работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий Волжской и Южной дамб, обеспечить проведение регулярных обследований Волжской и Южной дамб, составить декларацию безопасности Волжской и Южной дамб, предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. В случае невыполнения требования судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. ст. 105, 113 Федерального закона от <дата изъята> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 17.15 (ч. ч. 1, 2, 2.1) КоАП РФ <дата изъята> в 15 час. 00 мин. судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, явка обязательна. В случае неявки должника (законного представителя) протокол будет составлен в отсутствие стороны по делу об административном правонарушении и дополнительного извещения; протокол об административном правонарушении от <дата изъята>, составленный в отношении руководителя ИКМО <адрес изъят> ФИО1, где указано на факт неисполнения должностным лицом содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; сведения о направлении постановления по делу об административном правонарушении <номер изъят> в адрес должностного лица ФИО1; выписка из ЕГРЮЛ на ИКМО <адрес изъят> от <дата изъята>.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановление начальника отделения - старшего судебного пристава подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, одним из поводов к возбуждению дела об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) привлекаемое лицо о факте, дате, времени и месте составления протокола в целях обеспечения таким лицом возможности реализовать процессуальные права, гарантированные КоАП РФ. В случае неявки физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. При этом, надлежащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении будет являться таковым лишь в ходе осуществления производства по делу, то есть после выявления (возникновения) события административного правонарушения. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о дате, времени и месте его составления не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и влечет нарушение права такого лица на защиту.
Из материалов дела усматривается, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства <номер изъят> должностному лицу ФИО1 вручено требование в срок до <дата изъята> исполнить решение суда: обязать ИКМО <адрес изъят> разработать проект капитального ремонта Волжской и Южной дамб, обеспечить безопасность Волжской и Южной дамб, произвести финансирование мероприятий по эксплуатации Волжской и Южной дамб, провести работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий Волжской и Южной дамб, обеспечить проведение регулярных обследований Волжской и Южной дамб, составить декларацию безопасности Волжской и Южной дамб.
В пункте 3 требования указано, что в случае невыполнения требования судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. ст. 105, 113 Федерального закона от <дата изъята> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 17.15 КоАП РФ 6 декабря в 15 час. 00 мин. судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, явка обязательна. В случае неявки должника (законного представителя) протокол будет составлен в отсутствие стороны по делу об административном правонарушении и дополнительного извещения.
<дата изъята> судебным приставом-исполнителем, в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят>-АП по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отсутствие должностного лица ФИО1.
Извещение о явке должника (ФИО1) на составление протокола об административном правонарушении, указанное в пункте 3 вышеназванного требования судебного пристава-исполнителя от <дата изъята>, то есть, до возникновения предполагаемого события административного правонарушения, не может быть признано надлежащим.
При этом материалы дела не содержат сведений об извещении должностного лица ФИО1 о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении после наступления события административного правонарушения.
Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении <номер изъят>-АП, составленный судебным приставом-исполнителем без участия должностного лица ФИО1 и при отсутствии доказательств надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и теряет свою юридическую силу как процессуальный документ.
Вместе с тем, в обоснование вывода о доказанности должностного лица ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо сослалось на обстоятельства, описанные в протоколе об административном правонарушении <номер изъят>-АП. То есть, оспариваемое постановление о назначении должностному лицу административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено судебным приставом-исполнителем с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по РТ ГМУ ФССП России от <дата изъята>, нельзя признать законным и обоснованным, данное постановление подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, от <дата изъята> в отношении руководителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалобу защитника Стахеевой К.Ю. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись Р.С. Кашапов
Копия верна. Судья Р.С. Кашапов