Судья Чернигина О.А. Дело № 33-172/2024 (33-6323/2023) (№ 2-566/2023)
УИД 22RS0066-01-2022-005768-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Попова С.В.,
судей Владимировой Е.Г., Амана А.Я.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула
на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 сентября 2023 г.
по делу по иску Романовой Татьяны Петровны, Кочкарова Арслана Уткировича, Ивановой Ольги Юрьевны, Ивановой Любови Петровны, Стрельцовой Виктории Александровны, Шалюты Петра Александровича, Ворониной Светланы Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Первая», комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о возложении обязанности произвести действия.
Заслушав доклад судьи Попова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романова Т.П., Кочкаров А.У., Иванова О.Ю., Иванова Л.П., Стрельцова В.А., Шалюта П.А., Воронина С.И., действуя через представителя, обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Первая» (далее ООО «УК «Первая»), комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - КЖКХ <адрес>), некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - НО «РО Алтайского края «Фонд капитального ремонта МКД»), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее Минстрой Алтайского края) о возложении обязанности по выполнению работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.
В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> в <адрес>.
Управляющей организацией, обслуживающий данный дом, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время является ООО «УК «Первая», которое ненадлежащим образом оказывает услуги по управлению домом. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра дома, составленным ДД.ММ.ГГ собственниками дома самостоятельно, в котором отражены выявленные в ходе осмотра недостатки в состоянии общего имущества собственников помещений дома. Претензия о безвозмездном устранении данных недостатков управляющей компанией оставлена без ответа.
Не выполнение ООО «УК «Первая» взятых не себя обязательств, игнорирование интересов собственников, а также вынужденное обращение в суд причинило истцам моральный вред, а также материальный ущерб, поскольку они были вынуждены заключить договор на оказание им юридической помощи и понести расходы по оплате нотариальной доверенности.
Кроме того, указанный многоквартирный дом построен и эксплуатируется с ДД.ММ.ГГ, то есть 60 лет, без капитального ремонта, в результате чего конструкции дома и его инженерное оборудование уже выработали сроки эксплуатации и требуют проведения работ по капитальному ремонту. Поскольку данная обязанность органом местного самоуправления (бывшим наймодателем) на дату приватизации жилых помещений в доме не выполнена, следовательно, она сохраняется до настоящего времени.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы, исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, уточнив требования, просили обязать ООО «УК «Первая» безвозмездно устранить недостатки выполненной им работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в <адрес> в <адрес>, для чего в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить:
- ремонт козырьков над входами в подъезды *** и ***,
- восстановление покрытия полов в подъездах;
- ремонт внутренней отделки подъездов (штукатурка, окраска стен и потолков);
- восстановление ступени лестничных маршей.
Возложить на КЖКХ <адрес> обязанность в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить стоимость услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> согласно перечня работ, указанных в заключении эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, исходя из предельной стоимости услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме:
- полной замены трубопроводов системы отопления и запорной арматуры в квартирах (стояков);
- замены отопительных приборов (радиаторов или регистраторов) в местах общего пользования;
- полной замены трубопроводов системы водоотведения (канализации) до выпускаемых колодцев;
- полной замены трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения (стояков), включая квартиры;
- замены запорной арматуры;
- замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения;
- замены внутридомовых магистралей до индивидуальных приборов учета, а также распределительных щитков;
- замены сетей дежурного освещения мест общего пользования и сетей освещения подвального помещения с монтажом светильников и устройством наружного освещения, заменой электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.д.);
- устройству системы заземления;
- восстановлению кладки стен, заделке трещин в кирпичной кладке, восстановлению цоколя здания;
- ремонту восьми балконных плит;
- полной замены крыши и кровли здания МКД;
- замену оконных блоков подъезда;
- замену тамбурных входных дверных блоков.
Возложить обязанность на КЖКХ <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу перечислить денежные средства в объеме стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на счет НО «РО Алтайского края «Фонд капитального ремонта МКД» для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Взыскать с ООО «УК «Первая» в пользу истцов в счет возмещения морального вреда по 2 000 руб. каждому, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований истцов в размере пятидесяти процентов от присужденной суммы.
Взыскать с ООО «УК «Первая» и КЖКХ <адрес> в пользу истцов в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг по 2 000 руб. каждому, за оформление нотариальной доверенности по 485,71 руб. каждому.
Обязать НО «РО Алтайского края «Фонд капитального ремонта МКД» в течение 6 месяцев со дня перечисления КЖКХ <адрес> денежных средств в размере стоимости выполнения капитального ремонта на его счет выполнить работы по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>:
- полной замены трубопроводов системы отопления и запорной арматуры в квартирах (стояков);
- замены отопительных приборов (радиаторов или регистраторов) в местах общего пользования;
- полной замены трубопроводов системы водоотведения (канализации) до выпускаемых колодцев;
- полной замены трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения (стояков), включая квартиры;
- замены запорной арматуры;
- замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения;
- замены внутридомовых магистралей до индивидуальных приборов учета, а также распределительных щитков;
- замены сетей дежурного освещения мест общего пользования и сетей освещения подвального помещения с монтажом светильников и устройством наружного освещения, заменой электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.д.);
- устройству системы заземления;
- восстановлению кладки стен, заделке трещин в кирпичной кладке, восстановлению цоколя здания;
- ремонту восьми балконных плит;
- полной замены крыши и кровли здания МКД;
- замену оконных блоков подъезда;
- замену тамбурных входных дверных блоков.
В случае принятия судом решения о капитальном ремонте <адрес> в <адрес> обязать Минстрой Алтайского края внести изменения в отношении срока его выполнения в соответствии с решением суда.
В случае неисполнения решения суда, взыскать с ООО «УК «Первая» и НО «РО Алтайского края «Фонд капитального ремонта МКД» в пользу каждого истца судебную неустойку в размере 5 000 руб. ежемесячно.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Возложена обязанность на ООО «УК «Первая» безвозмездно устранить недостатки выполненной им работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в <адрес> в <адрес>, для чего в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие работы:
- ремонт козырьков над входами в подъезды *** и ***,
- восстановление покрытия полов в подъездах;
- ремонт внутренней отделки подъездов (штукатурка, окраска стен и потолков);
- восстановление ступени лестничных маршей.
Взыскана с ООО «УК «Первая» в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебная неустойка в общем размере 2 100 руб. ежемесячно по 300 руб. в пользу каждого из истцов.
Взыскана с ООО «УК «Первая» в пользу каждого из истцов компенсация морального вреда по 500 руб., штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя по 250 руб. каждому.
Возложена на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить стоимость услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> согласно перечню работ, указанных в заключении эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, исходя из предельной стоимости услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке предусмотренном ч.2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
- полной замены трубопроводов системы отопления и запорной арматуры в квартирах (стояков);
- замены отопительных приборов (радиаторов или регистраторов) в местах общего пользования;
- полной замены трубопроводов системы водоотведения (канализации) до выпускаемых колодцев;
- полной замены трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения (стояков), включая квартиры;
- замены запорной арматуры;
- замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения;
- замены внутридомовых магистралей до индивидуальных приборов учета, а также распределительных щитков;
- замены сетей дежурного освещения мест общего пользования и сетей освещения подвального помещения с монтажом светильников и устройством наружного освещения, заменой электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.д.);
- устройству системы заземления;
- восстановлению кладки стен, заделке трещин в кирпичной кладке, восстановлению цоколя здания;
- ремонту восьми балконных плит;
- полной замены крыши и кровли здания МКД;
- замену оконных блоков подъезда;
- замену тамбурных входных дверных блоков.
Возложена на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу перечислить денежные средства в объеме стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Возложена на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного <адрес> в <адрес> в объеме перечисленных средств комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в <адрес>, указанные в заключении экспертов, составленном ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы», а именно:
- полной замены трубопроводов системы отопления и запорной арматуры в квартирах (стояков);
- замены отопительных приборов (радиаторов или регистраторов) в местах общего пользования;
- полной замены трубопроводов системы водоотведения (канализации) до выпускаемых колодцев;
- полной замены трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения (стояков), включая квартиры;
- замены запорной арматуры;
- замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения;
- замены внутридомовых магистралей до индивидуальных приборов учета, а также распределительных щитков;
- замены сетей дежурного освещения мест общего пользования и сетей освещения подвального помещения с монтажом светильников и устройством наружного освещения, заменой электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.д.);
- устройству системы заземления;
- восстановлению кладки стен, заделке трещин в кирпичной кладке, восстановлению цоколя здания;
- ремонту восьми балконных плит;
- полной замены крыши и кровли здания МКД;
- замену оконных блоков подъезда;
- замену тамбурных входных дверных блоков.
Постановлено взыскать с некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебную неустойку в общем размере 3 500 ежемесячно - по 500 руб. в пользу каждого из истцов.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Взыскано с ООО «УК «Первая» и комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу каждого из истцов в счет возмещения расходов по договору об оказании юридической помощи по 1 000 руб. в пользу каждого из истцов, в равных долях с каждого по 500 руб.; в счет возмещения расходов по оформлению нотариальной доверенности по 485,71 руб. каждому из истцов, в равных долях с каждого по 242,85 руб.
Взыскано с ООО «УК «Первая» и комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» в счет возмещения расходов по проведению судебной экспертизы 96 600 руб. в равных долях с каждого по 48 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик КЖКХ <адрес> просит решение суда в части удовлетворения требований к комитету отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к КЖКХ <адрес>.
В доводах жалобы ссылаясь на номы жилищного законодательства РФ полагает, что основания для возложения обязанности выполнить работы по капитальному ремонту дома в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя отсутствуют.
Исходя из положений ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательство у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта многоквартирных домов возникает при совокупности обстоятельств: включение до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда; непроведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома региональную программу капитального ремонта; орган местного самоуправления уполномочен на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать от имени муниципального образования качестве собственника жилого помещения. Как считает КЖКХ, указанная совокупность юридически значимых обстоятельств по настоящему делу не установлена, следовательно, отсутствовали основания для возложения обязанности выполнить работы по капитальному ремонту в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя.
Кроме того, согласно постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» капитальный ремонт дома по адресу: <адрес> запланирован на разные годы. Соответственно условия и порядок проведения ремонта в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя должен проводится именно в предусмотренном порядке.
Исходя из положений ст.16 Закона о приватизации и ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждаемость дома в проведении капитального ремонта, а следовательно, и перечня соответствующих работ, определяется на дату приватизации первого жилого помещения в данном доме. В связи с чем считает незаконным, противоречащим нормам материального права возложение обязанности профинансировать ремонт 8 балконных плит, так как из заключения экспертов следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ (дата первой приватизации), ремонт балконов не требовался.
Истцы в письменных возражениях на апелляционную жалобу просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывают на неясность позиции ответчика КЖКХ <адрес>, на которого, как на бывшего наймодателя, судом возложена обязанность обеспечить финансирование работ по капитальному ремонту. Вопреки доводам жалобы капитальный ремонт их дома запланирован на 2028 год, что многократно нарушает нормативные требования по проведению капитального ремонта дома. Обязанность доказывания совокупности юридических значимых обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагается на ответчика. Кроме того, ответчик КЖКХ <адрес> не принимает во внимание, что неисправности восьми балконных плит могли возникнуть и в период до 1992 года, но вследствие невыполнения капитального ремонта в установленные сроки их состояние ухудшилось до такой степени, что на дату экспертного осмотра установлена необходимость их ремонта.
Ответчик Минстрой Алтайского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает возможным оставить рассмотрение жалобы на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика КЖКХ <адрес> поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, ответчик Минстрой Алтайского края просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, что в силу части 3 и части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно нее на основании части 1 и части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила ***), в состав общего имущества включаются, помимо прочего, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания.
В силу п. 16 Правил *** надлежащее содержание общего имущества многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
На основании ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Из подпункта «з» п. 11 Правил *** следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу п. 11(1) Правил *** Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
В соответствии с п. 42 Правил *** управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Как следует из ст. 190.1 ЖК РФ, в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен (ч. 1).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, а именно: Романова Т.П. – <адрес>, Кочкаров А.У. – <адрес>, Иванова О.Ю. – <адрес>, Иванова Л.П. – <адрес>, Стрельцова В.А. – <адрес>, Шалюта П.А. – <адрес>, Воронина С.И. – <адрес>.
Согласно инвентарному делу, указанный многоквартирный жилой дом построен и сдан в эксплуатацию в 1961 году.
Согласно ответу КЖКХ <адрес> дом в части неприватизированного жилья вошел в состав объектов муниципальной собственности в соответствии с постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ *** «О принятии в муниципальную собственность жилого фонда с инженерными сетями Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги».
Документально подтвержденных сведений о проведении капитального ремонта указанного жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию не представлено. Кроме того, КЖКХ <адрес> сообщено, что в рамках бюджетного финансирования капитальный ремонта дома в период <данные изъяты> годов не выполнялся.
Капитальный ремонт жилищного фонда <адрес> выполняется в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***. В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** о внесении изменений в постановление *** капитальный ремонт крыши, фасада, фундамента, подвальных помещений, относящихся к общедомовому имуществу многоквартирного дома, инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения краевой программой предусмотрены в период с <данные изъяты> годы.
Управление данным МКД с <данные изъяты> осуществляет ООО «УК «Первая», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела. Претензия о безвозмездном устранении выявленных недостатков по содержанию и ремонту общего имущества в доме, направленная истцами, управляющей компанией не исполнена.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылаются на ненадлежащее исполнение ответчиком ООО «УК «Первая» своих обязанностей, утвержденных договором управления и действующим законодательством, а также наличие у бывшего нанимателя обязанности исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества жилого дома.
В целях определения нуждаемости дома в проведении ремонта, вида ремонтных работ (текущий ремонт или капитальный) и его необходимого объема судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из заключения экспертов ООО «Региональный центр Оценки и Экспертизы» *** от ДД.ММ.ГГ следует, что объектом исследования являлся трехэтажный, трехподъездный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно Реестровой карточке на объект градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГ, год постройки МКД — <данные изъяты>
Указанный год постройки учитывается при дальнейших исследованиях.
В материалах дела отсутствуют данные о дате первой приватизации квартиры в обследуемом доме. Экспертами принято решение исходя из опыта производства подобных экспертиз, а также с учетом Закона РФ "О приватизации жилищного Фонда в Российской Федерации” от ДД.ММ.ГГ *** считать датой первой приватизации ДД.ММ.ГГ (спустя год с даты опубликования закона).
Необходимость проведения работ экспертами определена на дату ДД.ММ.ГГ.
Согласно проведенного исследования на основании фактического срока эксплуатации жилого дома (техническое состояние конструкций не известно), эксперты считают, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ капитального ремонта требовали следующие конструкции и конструктивные элементы:
герметизация мест примыкания оконных (дверных) блоков к граням проемов, дверные заполнения: входные на лестничную клетку, а также тамбурные двери; покрытия крыш (кровля): замена покрытия кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера; внутренняя отделка подъездов: окраска всех элементов внутренней отделки подъездов, включая радиаторы, трубопроводы и лестничные решетки; холодное водоснабжение: полная замена трубопроводов системы холодного водоснабжения; горячее водоснабжение: полная замена трубопроводов системы горячего водоснабжения, а также изоляции трубопроводов; полная замена запорной арматуры (задвижки, вентили, трехходовые краны, изоляция трубопроводов), элеваторов, а также трубопроводов системы отопления, замена радиаторов отопления, Полная замена трубопроводов системы газоснабжения, а также запорной, замена газовых плит, электроприборы (штепсельные розетки, выключатели и т.п.), ремонт/замена водопроводных вводов из стальных труб, асфальтобетонное (асфальтовое) покрытие проездов, тротуаров, отмосток, оборудование детских площадок.
При производстве экспертного осмотра объекта исследования визуально были обследованы конструкции жилого дома, а также системы инженерного обеспечения. По результатам анализа полученных в ходе экспертного осмотра данных, эксперты оценивают текущие состояние (на момент производства экспертизы) здания жилого дома как «удовлетворительное».
В ходе экспертного осмотра было установлено, что покрытие кровли, выполненное из асбестоцементных листов волнового профиля (шифер) находится в аварийном техническом состоянии. Требуется проведение капитального ремонта кровли. Об аварийности свидетельствуют, повсеместное ослабление крепления листов к обрешетке. Наличие сквозных отверстий в листах шифера, нарушение примыканий кровли к вентиляционным шахтам. Кроме того, со слов жильцов, а также с учетом наличия следов залива водой на верхних этажах подъездов, экспертами установлены признаки систематических протечек кровли.
Система канализации, выполненная из чугунных трубопроводов, имеет признаки значительного физического износа, признаки многократных ремонтов. Состояние системы канализации возможно оценить, как «ограниченно-работоспособное».
Система электроснабжения имеет признаки значительного количества ремонтов, большое количество скруток, оголенных проводов, что может приводить к авариям, а также пожарам, система электроснабжения выполнена из алюминиевых проводов, имеет значительный срок эксплуатации, а, следовательно, не рассчитана на нагрузки от современных электрических приборов.
Системы канализации и электроосвещения морально устарели и требуют замены на временные материалы, с учетом существующих мощностей электроприборов.
Трубопроводы систем холодного и горячего водоснабжения, выполненные из металлических труб, имеют признаки физического износа, следы коррозии, ржавчины. Трубопроводы вышеуказанных систем находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, требуется замена трубопроводов и запорной арматуры, с необходимой изоляцией труб.
В ходе экспертного осмотра системы отопления здания многоквартирного жилого дома было установлено, что трубопроводы системы отопления выполнены из металлических труб. Экспертами установлено, что запорная арматура частично не функционирует. Имеются признаки множественных ремонтов трубопроводов (наличие свищей, хомутов). Таким образом, по результатам проведенного осмотра, эксперты считают, что система отопления многоквартирного жилого дома находится в «ограниченно-работоспособном» техническом состоянии. Исходя из значительного физического износа трубопроводов, запорной арматуры, необходима полная замена трубопроводов системы отопления на новые, в том числе с полной заменой запорной арматуры и теплоизоляции труб.
При проведении экспертного осмотра обследуемого жилого дома было установлено «ограниченно-работоспособное» состояние фасадов, в том числе цоколя здания МКД. Выявлены следы морозной деструкции кирпича, выветривание раствора. Установлено наличие трещин кирпичной кладки, следы разрушения и выпадения кирпичей.
Таким образом, по результатам произведенного осмотра эксперты считают, что наружные стены, выполненные из силикатного кирпича, требуют проведения ремонтных работ.
Дополнительно в ходе экспертного осмотра было установлено, что балконные плиты в количестве 8 штук имеют значительные дефекты в виде разрушения защитного бетонного слоя арматуры, трещин, нарушения целостности плит.
Козырьки над входами в подъезды *** и *** выполненные из бетонных плит имеют участки разрушения бетона, оголения арматуры, трещины. Следовательно, необходимо выполнение работ по восстановлению плит козырьков над входами в подъезды *** и ***.
Тамбурные дверные деревянные блоки в подъездах имеют неплотный притвор, признаки рассыхания, наличие трещин. Также имеются следы истирания порогов. Необходима замена тамбурных дверных блоков.
Оконные проемы в подъездах заполнены деревянными оконными блоками. В ходе экспертного осмотра были выявлены многочисленные следы рассыхания деревянных элементов, наличие признаков гниения древесины, отсутствие запорных элементов, а также отсутствия возможности открывание оконных блоков. Частичное отсутствие стекол, либо стекла не имеют целостного строения (выполнены из двух частей и т.п.). Имеющееся остекление имеет значительный налет в связи с длительной эксплуатацией, вследствие чего снижается светопропускания способность оконных блоков. Оконные блоки находятся в аварийном техническом состоянии. Необходимо выполнить полную замену оконных блоков.
В ходе производства экспертного осмотра было установлено, что состояние внутренней отделки подъездов находится в аварийном техническом состоянии. Экспертами установлены многочисленные дефекты окрасочного и штукатурного слоя (сколы, царапины, отпадение штукатурки, выцветание окраски и т.д.). На верхних этажах подъездов имеются участки стен и потолков со следами от систематических заливов водой с крыши здания.
Полы, выполненные из керамической плитки, имеются участки с отсутствием плиток, участки на которых плитка «бухтит», имеет сколы или выбоины. На ступенях лестничных маршей выявлены сколы. Необходимо проведение работ по восстановлению полов.
Таким образом, по результатам произведенных исследований, эксперты считают, что на момент производства экспертизы многоквартирный жилой дом по <адрес> требует проведения ремонтов. С учетом выявленных недостатков капитальный и текущий ремонт необходимо произвести в ближайшее время, так как дефекты являются прогрессирующими, то есть состояние конструкций жилого дома, а также инженерных систем здания будут ухудшаться еще быстрее, чем при нормальной эксплуатации здания.
По результатам произведенных исследований на момент производства экспертизы в многоквартирном жилом доме требуется проведение следующих работ:
Работы, относящиеся к капитальному ремонту:
полная замена трубопроводов системы отопления и запорной арматуры в квартирах, а также замена отопительных приборов (радиаторов или регистров) в местах общего пользования;
полная замена трубопроводов системы водоотведения (канализации) до выпускных колодцев;
полная замена трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения включая квартиры, а также замена запорной арматуры;
замена вводно-распределительного устройства системы электроснабжения;
замена внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками;
замена сетей дежурного освещения мест общего пользования и сетей освещения помещений производственно-технического назначения (в том числе подвалов) с монтажом светильников и устройством наружного освещения, замена электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.п.);
устройство системы заземления;
восстановление кладки стен, заделка трещин в кирпичной кладке, восстановление цоколя здания.
ремонт восьми балконных плит.
полная замена крыши и кровли здания МКД.
Работы, относящиеся к текущему ремонту;
ремонт козырьков над входами в подъезды *** и ***;
восстановление покрытия полов в подъездах;
ремонт внутренней отделки подъездов (штукатурка, окраска стен и потолков);
восстановление ступеней лестничных маршей;
замена оконных блоков;
замена тамбурных входных дверных блоков;
На основании произведенного обследования жилого дома, эксперты, исходя из опыта, считают, что необходимость проведения капитального ремонта в 6-ти месячный срок отсутствует. Исключением в данном случае является только капитальный ремонт крыши и кровли здания МКД. Указанные работы необходимо произвести в ближайшее время, так как кровля аварийная и постоянно протекает. В результате чего наносится вред имуществу граждан, а также нарушается внутренняя отделка мест общего пользования. Кроме того, в результате протечек кровли замокает чердачное перекрытие и утеплительный слой, а также кирпичная кладка стен.
Согласно выполненным расчетам стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, необходимых к проведению по состоянию на ДД.ММ.ГГ, составляет: 13 736 322 (тринадцать миллионов семьсот тридцать шесть тысяч триста двадцать два) рубля.
Разрешая требования, предъявленные к ООО «УК «Первая», суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении управляющей организацией прав истцов ненадлежащим исполнением обязательств по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества многоквартирного дома, возложив на данного ответчика обязанность произвести работы по текущему ремонту дома в соответствии с заключением судебной экспертизы, безвозмездно (за счет денежных средств, поступивших на его счет от собственников помещений в доме в качестве платы за содержание жилья за период управления домом до вынесения решения), установив срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд, руководствуясь Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об определении видов услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт», которым утвержден перечень работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, согласился с уточненными требованиями истцов в части отнесения работ по замене оконных блоков подъезда и замене тамбурных входных дверных блоков к капитальному ремонту.
На основании ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации суд определил ко взысканию с ООО «УК «Первая»» в пользу истцов судебную неустойку ежемесячно в случае неисполнения ответчиком решения суда в общем размере по 2 100 руб., по 300 руб. в пользу каждого истца ежемесячно.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О защите прав потребителей» с ответчика ООО «УК «Первая» в пользу истцов взыскано по 500 руб. каждому в счет компенсации морального вреда.
Согласно с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О защите прав потребителей» за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя с ответчика ООО «УК «Первая» в пользу истцов взыскан штраф в размере по 250 руб. каждому
Разрешая требования, предъявленные к КЖКХ <адрес> и Фонду капитального ремонта, установив факт нуждаемости в проведении капитального ремонта спорного многоквартирного дома на момент первой приватизации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по капитальному ремонту сохранилась за органами местного самоуправления, в связи с чем возложил на КЖКХ <адрес> обязанность по определению стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> согласно перечню работ, указанных в заключении эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, исходя из предельной стоимости услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке предусмотренном ч.2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем перечисления средств на счет регионального оператора, а на регионального оператора - обязанность по организации проведения капитального ремонта путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
При этом требования к ответчику Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о внесении изменения о сроке выполнения капитального ремонта дома суд признал необоснованными.
Судебная коллегия, проверяя постановленное решение в обжалуемой части в соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика КЖКХ <адрес>, с такими выводами суда первой инстанции соглашается за исключением возложения обязанности на данного ответчика определить стоимость услуг и работ по капитальному ремонту восьми балконных плит, перечислить денежные средства в объеме стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту данных балконных плит.
Иные доводы жалобы ответчика КЖКХ <адрес>, судебная коллегия полагает несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», не затронули ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
В силу ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем. В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Согласно ч. 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 ст. 190 ЖК РФ. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).
Выводы суда основаны на том, что потребность в капитальном ремонте многоквартирного жилого дома возникла до начала приватизации жилых помещений, в связи с чем у муниципального образования, как у бывшего наймодателя, в соответствии с вышеуказанными нормами права имеется обязанность по финансированию работ по проведению капитального ремонта, в которых дом нуждался на дату первой приватизации.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что к исключительной компетенции муниципалитета относится обязанность при осуществлении мероприятий по приватизации гражданами занимаемых жилых помещений, провести капитальный ремонт многоквартирного дома в случае его нуждаемости в таком ремонте.
В свою очередь, на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии совокупности условий для возложения на бывшего наймодателя обязанности по выполнению капитального ремонта противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Факт нуждаемости спорного дома в капитальном ремонте до начала приватизации помещений в нем подтверждается выводами судебной экспертизы, оснований не доверять которой у суда не имелось.
Судом первой инстанции дана верна оценка экспертному заключению, которое соответствует предъявляемым к нему законом требованиям. Экспертиза была проведена экспертами, имеющими высшее техническое и строительное образование, длительный стаж работы по специальности; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате него выводы, заключение достаточно ясно, выводы экспертов содержат последовательные мотивированные ответы на поставленные вопросы.
Вывод суда, основанный на экспертном заключении, о нуждаемости многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> в проведении капитального ремонта при приватизации первой квартиры в указанном доме (ДД.ММ.ГГ), мотивирован и подтвержден.
Ответчиком КЖКХ <адрес> в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств отсутствия нуждаемости в капитальном ремонте либо исполнения обязанности по проведению капитального ремонта до начала первой приватизации помещений многоквартирного дома с учетом срока их эксплуатации и технического состояния.
Не влияют на законность решения суда и доводы о том, что спорный многоквартирный дом внесен в реестр многоквартирных домов, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы.
Анализ Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, свидетельствует о том, что региональный оператор как лицо, в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта, вправе совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
При этом обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений лишь после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту дома. Включение жилого дома в специальную программу, осуществляемую за счет бюджетных ассигнований, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения просроченного обязательства. То обстоятельство, что сроки на проведение капитального ремонта общего имущества определены программой, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не может свидетельствовать об исполнении администрацией установленной законом обязанности по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома на момент приватизации жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что дом не нуждался в проведении капитального ремонта в виде ремонт восьми балконных плит на дату первой приватизации нашли свое подтверждение в суде апелляционной инстанции.
Так, из заключения экспертов следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ (дата первой приватизации), ремонт балконов не требовался. Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) – 80 лет (согласно приложению 3 ВСН 58-88 (р), фактический срок эксплуатации дома на ДД.ММ.ГГ – 31 год. В результате сопоставления сроков эксплуатации и нормативных сроков службы данных конструктивных элементов превышение нормативных сроков отсутствует. На момент проведение экспертизы капитальный ремонт балконов требовался в количестве 8 балконных плит (т.1 л.д.227).
Поскольку потребность в капитальном ремонте многоквартирного жилого дома в виде ремонта восьми балконных плит не возникла до начала приватизации жилых помещений, судом необоснованно возложена на муниципальное образование, как на бывшего наймодателя, обязанность по финансированию данных работ по проведению капитального ремонта.
Иных доводов, влияющих на законность обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем в силу ч. 1 и ч.2 ст. 327 ГПК РФ решение суда в остальной части апелляционной проверке не подлежит.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части возложения обязанности на КЖКХ <адрес> определить стоимость услуг и работ по капитальному ремонту восьми балконных плит, перечислить денежные средства в объеме стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту данных балконных плит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части возложения обязанности на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определить стоимость услуг и работ по капитальному ремонту восьми балконных плит, перечислить денежные средства в объеме стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту данных балконных плит, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ