Дело № 33-746/2017 Судья в суде І инстанции Прохорчук О.В.
Категория 178г Судья-докладчик в суде
апелляционной инстанции Козуб Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
Председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
Судей - Козуб Е.В., Ефимовой В.А.,
при секретаре - Д.А.И.
с участием:
истца - К.С.Г.,
представителя ответчика - Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу К.С.Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению К.С.Г. к УМВД России по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
К.С.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> и г. Севастополю, в котором, с учетом заявления об изменении исковых требований от 14.10.2016 года, просил взыскать за счет казны Российской Федерации в его пользу материальный ущерб <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей, возместить понесенные им судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей и государственной пошлины в размере 7800,00 рублей, а всего взыскать <данные изъяты> рублей, мотивируя исковые требования тем, что в июне 2014 года в связи с событиями, вызванными государственным переворотом на Украине и представлявшими угрозу лично ему, он (К.С.Г.) был вынужден покинуть место жительства на территории Украины, где проживал и стоял на учете в Консульском отделе Посольства России как гражданин России, приехать в г. Севастополь с целью дальнейшего проживания. 10.06.2014 года он обратился в УФМС России по г. Севастополю с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и 07.07.2014 года ему было вручено свидетельство № о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем. Получив указанное свидетельство, он обратился в УФМС России по г.Севастополю с ходатайством о направлении в центр размещения вынужденных переселенцев в соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 вышеуказанного Закона и предоставления регистрации по месту пребывания в г.Севастополе для дальнейшего обустройства и трудоустройства. В удовлетворении ходатайства ему было отказано. После повторного обращения по этому же вопросу, ему было предложено выехать в центральные области России, чем нарушено его (истца) право, предусмотренное Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывании и жительства в пределах Российской Федерации». От выезда из г. Севастополя он отказался. 30.08.2014 года на основании решения № УФМС России по г.Севастополю ему предоставлен статус вынужденного переселенца, выдано соответствующее удостоверение, он принят на учет в УФМС России по г.Севастополю как вынужденный переселенец. Одновременно с получением удостоверения вынужденного переселенца, он обратился к сотруднику УФМС России по г.Севастополю с заявлением о предоставлении временного жилья в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона «О вынужденных переселенцах» до жилищного обустройства в г.Севастополе и предоставления регистрации по месту пребывания. В предоставлении временного жилья и регистрации по месту пребывания ему было отказано. Для получения работы ему потребовалась проживание в г. Севастополе и регистрация по месту жительства в г. Севастополе, для предоставления которых он был вынужден согласиться на условия владельца дома № по <адрес> о предоставлении последнему суммы займа и покупки оборудования для его предприятия. 21.11.2014 г. истец был зарегистрирован по указанному адресу, однако в дальнейшем был вынужден освободить помещение, без возврата денежных средств. На неоднократные обращения в УФМС России по г.Севастополю, жилое помещение из фонда для временного проживания беженцев и вынужденных переселенцев ему не предоставлено, а действия ответчика ущемляют его права как гражданина Российской Федерации – вынужденного переселенца, поскольку за все время действия данного статуса, ему не было оказано помощи, предусмотренной Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» и постановлениями Правительства Российской Федерации. В результате нарушения указанного Закона он понес непредвиденные денежные траты на оплату аренды жилья, что является материальным ущербом, причиненным действиями и бездействием УФМС России по г.Севастополю, а также нарушены его нематериальные блага, такие как честь, достоинство, комфортное восприятие окружающего, чем причинен моральный вред.
Определением суда (протокольно) от 13.09.2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика по делу на надлежащего – УМВД России по г. Севастополю (л.д.73).
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13.09.2016 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства г.Севастополя (л.д.75-76).
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.11.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права – Семейного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Также, указывает о предоставлении суду доказательств несения им расходов на оплату жилья в г. Севастополе, подтверждающих размер нанесенного ему материального ущерба и указывает на причинение ему морального вреда сотрудниками государственного органа.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе третье лицо извещено в соответствии с правилами ст. 113 ГПК РФ по указанному в материалах дела адресу его места нахождения.
В соответствии с правилами ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи-докладчика, доводы истца и возражения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения районного суда исходя из следующего.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец имеет право, самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.
Судебным разбирательством установлено, что решением № от 30.08.2014 года по ходатайству гражданина Российской Федерации К.С.Г. С.Г. о признании его вынужденным переселенцем, на основании Протокола № от 30 августа 2014 года о признании лица вынужденным переселенцем, п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», гражданину Российской Федерации К.С.Г. С.Г. предоставлен статус вынужденного переселенца на территории Российской Федерации, о чем выдано соответствующее удостоверение серии <данные изъяты> № (л.д.124-125, 12).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ.
Согласно положениям ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в том числе, предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах; осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи места в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются вынужденным переселенцам в порядке очередности по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на срок действия статуса вынужденного переселенца из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
Судебным разбирательством установлено, что место пребывания К.С.Г. с 07.10.2014 года по 05.10.2017 года зарегистрировано по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания (л.д.10 об.ст.).
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации К.С.Г.. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.9 об. ст.).
22.09.2015 года К.С.Г. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в городе федерального значения Севастополе, на основании пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по категории в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», составом семьи 1 человек (л.д.27).
Согласно справки УФМС по Республике Крым и г.Севастополю от марта 2016 года №, К.С.Г. жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение в УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю не получал (л.д.136).
В соответствии с частью 8 статьи 11 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», вынужденные переселенцы из числа нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территориях которых не создан фонд для временного поселения вынужденных переселенцев, могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на территориях иных субъектов Российской Федерации, где создан такой фонд.
УФМС России по г. Севастополю от 10.12.2015 года в ответе К.С.Г. на его обращение по вопросу предоставления жилого помещения из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев сообщено о том, что он поставлен на учёт, как вынужденный переселенец, с 22.09.2015 года, составом семьи 1 человек. Также указано, что учитывая отсутствие в г.Севастополе жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, ему (К.С.Г.) может быть предложено одно из свободных жилых помещений в <адрес>, разъяснено, что по вопросу принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения и размещения в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев в <адрес>, необходимо обратиться в УФМС России по г. Севастополю (л.д.26).
Аналогичный ответ в части того, что в г. Севастополе отсутствуют жилые помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и о возможности предложения одного из свободных жилых помещений в <адрес> также содержится в ответе Управления по организации работы с соотечественниками и переселенцами Федеральной миграционной службы России К.С.Г. на его обращение (л.д 24-25).
Однако от выезда из г. Севастополя истец отказался.
Кроме этого, согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (нормы которого действовали на момент возникновения спорных правоотношений), жилые помещения для временного поселения предоставляются: а) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации; б) если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения, предоставленного по договору найма; в) если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения на праве собственности.
Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятие решения о предоставлении (отказе) им указанного жилья в установленном Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации порядке осуществляется комиссией территориального органа этого Министерства по распределению жилья (далее именуется - комиссия) по месту нахождения этих лиц на учете в качестве вынужденных переселенцев (п.14 Положения).
Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения вынужденный переселенец лично подает в комиссию заявление по форме, утверждаемой Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (п.16 Положения).
Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, осуществляется путем ведения единого списка вынужденных переселенцев на получение указанного жилья и списков вынужденных переселенцев, имеющих право на первоочередное или внеочередное получение жилых помещений, составляемых на основе единого списка.
Указанные списки являются документами строгой отчетности и ведутся по форме и в порядке, утверждаемыми Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (п.18 Положения).
Судом первой инстанции установлено, что у матери К.С.Г. на территории РФ имеется в собственности жилое помещение, где было зарегистрировано его временное пребывание. Кроме этого, истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, указав данный адрес в учетной карточке семьи вынужденного переселенца, как регистрация по месту жительства (л.д.128-129).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из их необоснованности и недоказанности.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, не повторяя их мотивов, и находит их законными и обоснованными.
Истец самостоятельно определил своё местожительство по адресу, по которому зарегистрирован в установленном порядке, при этом доказательств своего обращения в порядке, предусмотренном на тот период законодательством Российской Федерации для постановки на учет нуждающегося в жилом помещении для временного поселения, не представил.
При установленных по делу обстоятельствах причинение истцу действиями (бездействием) органов УФМС России по г. Севастополю материального ущерба и морального вреда не усматривается, учитывая также и отсутствие относимых и допустимых доказательств того, что истцом фактически были понесены денежные расходы на оплату аренды жилья и необходимость найма такого жилья.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые ссылается истец в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не являются, в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу К.С.Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2016 года оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
В.А.Ефимова