Дело № 2-77/2019 год
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Становое 07 февраля 2019 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Сухановой
при секретаре О.А. Скуридиной
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-77/2019 год по иску прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий, -
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Становлянского района Липецкой области, действуя РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рѕ понуждении администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Рє совершению действий, Р° именно: РѕР± обязании администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать РЅР° официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет http://stanovadm.ru сведения Рѕ принятии бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РЅР° 2019 РіРѕРґ РЅРµ позднее месячного СЃСЂРѕРєР° СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу. РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление мотивировано тем, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области была проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области требований бюджетного законодательства, Р° также ФЗ РѕС‚ 06.03.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ РФ», ФЗ РѕС‚ 09.02.2009 РіРѕРґР° в„– 8-ФЗ «Об обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления», РІ С…РѕРґРµ которой было установлено, что администрацией сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области требования вышеуказанных федеральных законов РЅРµ выполнены, РїСЂРё наличии возможности опубликования информации РЅР° официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет http://stanovadm.ru РІ сети В«Рнтернет» решение РѕР± утверждении местного бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РЅР° 2019 РіРѕРґ РЅРµ было опубликовано. Учитывая, что индивидуализировать РєСЂСѓРі лиц, права которых нарушены, привлечь РёС… для участия РІ деле РІ качестве истцов, указать РёС… РІ решении, Р° также решить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ правах Рё обязанностях каждого РёР· РЅРёС… РїСЂРё разрешении дела невозможно, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, действуя РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤ был вынужден обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ данным РёСЃРєРѕРј.
Помощник прокурора Герасимов А.В. в судебном заседании исковые требования о понуждении администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области к совершению действий уточнил, просил обязать администрацию сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет http://stanovadm.ru решение об утверждении местного бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области на 2019 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу, уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области – глава администрации сельского поселения Дмитриев В.В. в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен, представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие и указал, что исковые требования, предъявленные прокурором Становлянского района Липецкой области, о понуждении администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области к совершению действий признаёт, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Выслушав помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, изучив представленные материалы, СЃСѓРґ находит уточненные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Становлянского района Липецкой области, действующего РІ интересах неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц, РѕР± обязании администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать РЅР° официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет РІ сети В«Рнтернет» решение РѕР± утверждении бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РЅР° 2019 РіРѕРґ обоснованными Рё подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
«2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
«1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). …
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации».
Одним из принципов бюджетной системы РФ, предусмотренным ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, является принцип прозрачности (открытости).
Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ:
«Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
обеспечение доступа Рє информации, размещенной РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет" РЅР° едином портале бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; …».
Согласно ч. 6 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
«6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования».
Согласно ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:
«Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; …».
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:
В«1. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации Рѕ своей деятельности используют сеть "Рнтернет", РІ которой создают официальные сайты СЃ указанием адресов электронной почты, РїРѕ которым пользователем информацией может быть направлен запрос Рё получена запрашиваемая информация. Р’ случае, если орган местного самоуправления РЅРµ имеет возможности размещать информацию Рѕ своей деятельности РІ сети "Рнтернет", указанная информация может размещаться РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Рнформация Рѕ деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих РІ муниципальный район, может размещаться РЅР° официальном сайте этого муниципального района».
РР· представленных РІ СЃСѓРґ материалов: справки старшего помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Становлянского района Никулиной Рћ.Рђ. РѕС‚ 21.01.2019 РіРѕРґР°, подготовленной РїРѕ результатам проверки, Р° также распечатки СЃ официального сайта администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РѕС‚ 21.01.2019 РіРѕРґР° РІРёРґРЅРѕ, что РІ нарушение С‡. 1 Рё С‡. 2 СЃС‚. 1, С‡. 6 СЃС‚. 52 ФЗ РѕС‚ 06.10.2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ РФ», СЃС‚. 36 БК Р Р¤, СЃС‚. 4 ФЗ РѕС‚ 09.02.2009 РіРѕРґР° в„– 8-ФЗ «Об обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления» администрацией сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РЅР° официальном сайте администрации РЅРµ размещена информация, подлежащая опубликованию, РїСЂРё наличии возможности опубликования данной информации, Р° именно: РЅРµ опубликованы сведения Рѕ принятии бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области РЅР° 2019 РіРѕРґ.
Согласно Устава сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области местное самоуправление на территории сельского поселения осуществляется на основании Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иных федеральных законов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Устава сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (с учётом изменений и дополнений):
«1. К вопросам местного значения сельского поселения относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения; …».
Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 49 Устава сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (с учётом изменений и дополнений):
«1. Бюджет сельского поселения формируется на один календарный год и утверждается решением Совета депутатов сельского поселения.
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления сельского поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и Уставом сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области к компетенции администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится официальное опубликование проекта местного бюджета, решения об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении и т.д.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области допущено нарушение законодательства, а именно: ФЗ от 06.03.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре и иные способы, предусмотренные законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов связанных с его деятельностью, а направлено на понуждение администрации в судебном порядке исполнить возложенную на неё законом обязанность, направленную на соблюдение принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы и недопущение предпосылок коррупционных проявлений, поскольку их неисполнение ограничивает установленные для граждан законом гарантии на получение официальной информации о расходах бюджета сельского поселения и об исполнении бюджета сельского поселения и, как следствие, нарушает их право на осуществление местного самоуправления и получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, однако, суд может не принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчик - администрация сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области в лице главы администрации сельского поселения Дмитриева В.В. - исковые требования признала, с учётом изложенных обстоятельств, у суда нет оснований не принять признание иска ответчиком.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что администрация сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области в лице главы администрации сельского поселения Дмитриева В.В. исковые требования признала, суд при таких обстоятельствах считает возможным обязать администрацию сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет http://stanovadm.ru решение об утверждении местного бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области на 2019 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, на основании ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает возможным госпошлину с ответчика не взыскивать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Обязать администрацию сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения Становлянский сельсовет http://stanovadm.ru решение об утверждении местного бюджета сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области на 2019 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении 5 дней с момента оглашения резолютивной части решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2019 года.
Судья: Е.А. Суханова