Решение по делу № 33-17555/2024 от 03.06.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-17555/2024    Судья: Варнина Л.А.

УИД 78RS0022-01-2024-005135-39    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург    25 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

Председательствующего    Луковицкой Т.А.    

судей    Бородулиной Т.С., Савельевой Т.Ю.    

при секретаре    Давыдовой Ю.А.    

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Серой Дианы Алексеевны на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2-3465/2024 по заявлению Серой Дианы Алексеевны об установлении факта отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд,

Заслушав доклад судьи Луковицкой Т.А., объяснения заявителя - Серой Д.А., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Заявитель Серая Д.А. обратилась в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга с заявлением об установлении факта отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.

В обоснование заявленных требований Заявитель указал следующее. 20.03.2024 принят Закон Санкт-Петербурга о роспуске Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское. Серая Д.А., являлась депутатом Совета, избрана депутатом 12.09.2019. Заявляет, что её вина в непроведении заседаний отсутствует, поскольку она принимала участие во всех заседаниях Совета в указанный период, однако, данные заседания были признаны неправомочными по независящим от нее обстоятельствам. Просит установить факт отсутствия её вины за непроведение представительным органом муниципального образования заседаний в течение трех месяцев подряд, с целью выдвижения своей кандидатуры на предстоящих выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское. Решением Избирательной комиссии муниципального образования Смольнинское от 12.09.2019 № 44-2 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 239» Серая Д.А. признана избранным депутатом. Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13.09.2022 по административному иску Прокурора Центрального района г. Санкт-Петербурга по административному делу №2а-212/2022 исковые требования прокурора Центрального района г. Санкт-Петербурга об установлении факт непроведения правомочных заседаний и признать незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления муниципального образования Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское, выразившееся в непроведении правомочных заседаний Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское в течение трех месяц подряд с 24.12.2020 по 24.03.2021 удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что порядок созыва заседания и принятия решений при проведении заседания 03.02.2021 и 03.03.2021 не соответствовал нормам, установленным положениям Устава, Регламента, требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Присутствие депутатов на той или иной встрече не дает оснований для безусловного вывода о том, что состоялось заседание Муниципального Совета, поскольку деятельность представительного органа местного самоуправления муниципального образования должна соответствовать всей совокупности, установленных законом норм, при этом результатом заседания Муниципального Совета, проведенного в точном соответствии с Законом, Уставом и Регламентом, должны стать своевременные и законные решения Совета, направленные на реализацию власти народа в той форме, которая соответствует положениям статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из этого следует, что в течение трех месяц подряд с 24.12.2020 по 24.03.2021, заседаний Совета в соответствии с законом проведено не было, что не является личной виной одного депутата и в частности Заявителя. Апелляционным определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2023 признано, что депутаты Совета и Заявитель в том числе проводили заседания, которые состоялись 13.01.2021, 20.01.2021, 17.02.2021, 10.03.2021, 15.03.2021, 24.03.2021 не являются правомочными заседаниями Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва, однако заседания проводились и Заявитель на них присутствовала. Как видно из материалов административного дела №2а-212/2022 Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга других заседаний Муниципального Совета МО Смольнинское не проводилось Заявителя о них не уведомляли. Из ходя из сути Решения Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13.09.2022 по административному иску Прокурора Центрального района г. Санкт- Петербурга и Апелляционным определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2023, заседания муниципального совета проводились, но в связи с отсутствием кворума невозможно было назначить иное уполномоченное лицо для доведения до сведения депутатов проекта повестки дня заседания, а в отсутствие Главы МО, который находился на больничном провести правомочные заседания было невозможно. Следовательно, возникает противоречие в праве, с которое Заявитель не могла исправить. Однако, в работе Муниципального Совета Заявитель участвовала, на всех заседаниях, позднее названных рабочими встречами присутствовала. В соответствии с законодательством единственным лицом обладающим правом назначать заседания Муниципального Совета Смольнинское был Глава Ранков Г.М., однако в указанный период он болел и не мог назначать заседания, следовательно, заседания состоятся не могли, по независящим от Заявителя причинам. Доказательств халатного отношения Заявителя к своим обязанностям, послужившим препятствием к работе Совета на протяжении трех месяцев в период с 24.12.2020 по 24.03.2021 не имеется.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2024 года в полном объеме отказано в удовлетворении требований Серой Дианы Алексеевны об установлении факта отсутствия вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд,

Заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Частью 1 ст. 327 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Заинтересованные лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, представители Губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга направили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

С учётом требований ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ сведения о времени и месте проведения судебного заседания размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Ппостановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

20.03.2024 Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 21.03.2024 №172-39 «О роспуске Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское».

Указанный закон в соответствии со статьей 2 вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Закон опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в информационно-коммуникационной сети Интернет - 21.03.2024.

С настоящим заявлением Серая Д.А. обратилась в суд 08.04.2024, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных частью 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд).

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Смольнинским районным судом города Санкт-Петербурга 13.09.2022 рассмотрено административное дело № 2а-212/2022 по административному иску прокурора Центрального района Санкт- Петербурга к в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному Совету внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Смольнинское, депутатам муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва: Антоновичу Дмитрию Владимировичу, Балтрукову Дмитрию Николаевичу, Бархатовой Едене Николаевне, Безумову Павлу Валентиновичу, Важенину Сергею Александровичу, Ворониной Елене Владимировне, Гудкову Борису Николаевичу, Захарову Александру Викторовичу, Киселевой Анне Сергеевне, Кузнецовой Екатерине Михайловне, Мишкинис Елене Юрьевне, Палюги Дмитрию Сергеевичу, Полуйкову Радиславу Игоревичу, Серой - Диане Алексеевне, Фадеевой Виктории Сергеевне, Хрщоновичу Константину Вадимовичу, Чеботарю Ивану Кирилловичу, Шавлову Алексею Валентиновичу, Шпринг Марине Леонидовне, Юфереву Никите Андреевичу об установлении факта непроведения правомочных заседаний и признании незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления муниципального образования - Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское, выразившееся в непроведении правомочных заседаний Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское в течение трех месяц подряд с 24 декабря 2020 года по 24 марта 2021 года.

Указанным решением заявленные требования удовлетворены.

Установлен факт непроведения правомочных заседаний представительным органом местного самоуправления муниципального образования - Муниципальным Советом внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Смольнинское в течение трех месяцев с 24 декабря 2020 года по 24 марта 2021 года.

Признано незаконным бездействие представительного органа местного самоуправления муниципального образования - Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское, выразившееся в непроведении правомочных заседаний Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Смольнинское в течение трех месяцев подряд.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2023 (дело № 33а-2642/2023) указанное решение оставлено без изменения.

Решением по делу №2а-212/2022 установлено следующее.

В соответствии с положениями статьи 15 Устава Муниципального образования муниципального округа Смольнинское, утвержденного решением Совета от 21.02.2013, Муниципальный Совет Муниципального образования Смольнинское является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, состоит из двадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на пять лет.

08.09.2019 состоялись выборы депутатов в Муниципальный Совет муниципального образования Смольнинское.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Смольнинское от 12.09.2019 №44-1 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №238» избранными депутатами признаны Антонович Дмитрий Владимировичу, Балтруков Дмитрий Николаевич, Важенин Сергей Александрович, Кузнецова Екатерина Михайловна, Чеботарь Иван Кириллович.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Смольнинское от 12.09.2019 №44-2 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №239» избранными депутатами признаны: Бархатова Плена Николаевна, Захаров Александр Викторович, Полуйков Радислав Игоревич, Серая Диана Алексеевна, Хрщонович Константин Вадимович.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Смольнинское от 12.09.2019 №44-3 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №240» избранными депутатами признаны: Безумов Павел Валентинович, Киселева Анна Сергеевна, Палюга Дмитрий Сергеевич, Фадеева Виктория Сергеевна, Юферев Никита Андреевич.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования Смольнинское от 12.09.2019 №44-4 «Об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №241№ избранными депутатами признаны: Воронина Елена Владимировна, Гудков Борис Николаевич, Мишкинис Елена Юрьевна, Шавлов Алексей Валентинович, Шпринг Марина Леонидовна.

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, в соответствии со статьями 14, 15 Устава входит Глава муниципального образования - высшее должностное лицо местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, который исполняет полномочия Председателя Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское.

Решением Муниципального Совета от 11.12.2019 утвержден Регламент заседаний Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское, которым определен порядок проведения заседаний Муниципального Совета.

В соответствии с пунктом 3.1 Регламента заседания Совета проводятся каждую первую среду месяца с 19 часов 00 минут, с перерывом на 15 минут после каждых двух часов работы.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия Председателя Муниципального Совета, его заместитель, секретарь Совета или иное определенное депутатами лицо, не позднее, чем за 5 дней до проведения очередного заседания Совета, доводит до сведения депутатов проект повестки дня очередного заседания путем ее направления депутатам по электронной почте, а также посредством предоставления для ознакомления непосредственно в помещении Совета (пункт 3.3).

Глава муниципального образования, его заместитель, секретарь Совета или иное определенное депутатами лицо, не позднее, чем за 5 дней до проведения очередного заседания Совета, направляет депутатам по электронной почте проекты решений согласно проекту повестки дня, а также другие материалы, необходимые для рассмотрения вопросов на заседании Совета (пункт 3.4).

Совет депутатов внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Смольнинское 08.09.2019 избран на основе межтерриториальной избирательной системы, было избрано 20 депутатов по 4 многомандатным избирательным округам.

Следовательно, для признания заседания Совета депутатов правомочным, необходимо присутствие не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (не менее 10 депутатов) (п. 7 ст. 18 Устава).

Согласно материалам дела, 23 декабря 2020 года Муниципальным Советом проведено правомочное заседание.

30 декабря 2020 года Главой Муниципального образования Смольнинское – Ранковым Г.М. в адрес депутатов направлялись проект повестки и проекты решений на заседание 06 января 2021 года.

06 января 2021 года заседание Муниципального Совета не состоялось по причине отсутствия кворума, поскольку явились три депутата.

Из представленных материалов административного дела следует, что 07.10.2020 Муниципальным Советом принято Решение №116 «О возложении обязанностей на депутатов муниципального образования Смольнинское», согласно которому «при отсутствии на заседании Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское Главы Муниципального образования и его заместителей по результатам тайного голосования считать председательствующим на заседании депутата муниципального образования Смольнинское М.».

При неисполнении Главой Муниципального образования муниципального образования Смольнинское и его заместителей обязанностей по направлению депутатам повестки дня заседаний и проектов-решений в срок, указанный в пункте 3.3 Регламента заседаний Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское, депутат муниципального образования Смольнинское, указанный в пункте 1 данного решения, доводит до сведения депутатов проект повестки дня очередного заседания путем ее направления депутатам по электронной почте.

23.10.2020 Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга вынесено определение по делу №2а-5531/2020 о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия Решения Муниципального Совета №116 от 07.10.2020 «О возложении обязанностей на депутатов МО Смольнинское». Определение подлежит немедленному исполнению.

02.02.2021 Смольнинским районным судом г. Санкт-Петербурга вынесено определение об отмене указанных мер предварительной защиты, принятых определением суда от 23.10.2020.

Таким образом, в период с 23.10.2020 по 02.02.2021 депутат Мишкинис Е.Ю. не могла осуществлять полномочий по направлению повестки дня заседаний и проектов решений, поскольку действия указанных решений были приостановлены судом.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия Председателя Муниципального Совета, в данный период являлся нетрудоспособным, о чем имеется лист нетрудоспособности, его заместитель не назначен, должность секретаря Совета отсутствует, иное лицо депутатами не было определено.

27.02.2021 депутат Мишкинис Е.Ю. по электронной почте направила в адрес депутатов Муниципального Совета проект повестки заседания на 03.03.2021 указав, что проект решений будет направлен позже.

При этом представитель Муниципального Совета факт поступления письма в указанный день отрицает, настаивает на том, что проект повестки поступил за 4 дня до назначенного заседания и не был доведен до сведения депутатов посредством предоставления для ознакомления в помещении Совета, что противоречит требованиям пункта 3.3 Регламента и нарушении процедуры созыва.

Из материалов административного дела следует, что решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу №2а-2759/2021 от 30.11.2021 отказано в удовлетворении административного иска Мишкинис Е.Ю., Балтрукова Д.Н., Юферева Н.А., Кузнецовой Е.М., Безумова П.В., Зазарова А.В., Киселевой А.С., Палюга Д.С., Полуйкова Р.И., Чеботаря И.К., Шпринг М.Л. о признании действий, бездействия Главы Муниципального образования Смольнинское Ранкова Г.М. незаконными, в т.ч. предметом исследования ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей являлся период с декабря 2020 года по март 2021 года, где судом также было отказано в удовлетворении требований административных истцов в части признания незаконным бездействия Главы Муниципального образования Смольнинское, выраженного в неисполнении полномочий председателя муниципального совета по подписанию и обнародованию муниципальных правовых актов N 212-213 от 13 января 2021 года, NN 214-216 от 20 января 2021 года, NN 217-224 от 03 февраля 2021 года, NN 225-226 от 17 февраля 2021 года, NN 227-229 от 03 марта 2021 года, NN 230-246 от 10 марта 2021 года, NN 247-249 от 15 марта 2021 года, NN 250-253 от 24 марта 2021 года, обязании подписать и обнародовать указанные выше решения, принятые муниципальным советом Муниципального образования Смольнинское (л.д. 16-29 т. 5).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 мая 2022 года (33а-9153/2022) и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 ноября 2022 года решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербург от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения (л.д. 30-65 т. 5, сведения также содержатся на официальном открытом портале суда "ГАС-Правосудие").

В ходе рассмотрения административного дела N 2а-2759/2021 суд пришел к выводу об отсутствии в период с 29 сентября 2020 года по 24 марта 2021 года бездействия со стороны Главы Муниципального образования Смольнинское, поскольку в период с 16 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года, с 11 ноября 2020 года по 26 ноября 2020 года, с 30 ноября 2020 года по 14 декабря 2020 года, с 15 декабря 2020 года по 22 января 2021 года, с 01 февраля 2021 года по 15 февраля 2021 года, с 17 февраля 2021 года по 03 марта 2021 года он был нетрудоспособен, что также было установлено в ходе рассмотрения дела. Данное обстоятельство подтверждено листками нетрудоспособности, факт выдачи которых подтвержден медицинскими организациями, выдавшими их.

Кроме того, в соответствии с решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 9 апреля 2021 года по административному делу N 2а-808/21, признано незаконным решение Муниципальным совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва N 151 от 13 ноября 2020 года "О внесении изменений в регламент заседаний муниципального совета муниципального образования Смольнинское", предусматривающее проведение заседаний Муниципального совета каждую среду. Таким образом, обязанность принимать участие в заседаниях 10 марта 2021 года, 15 марта 2021 года, 24 марта 2021 года у Ранкова Г.М. отсутствовала (сведения содержатся на официальном открытом портале суда "ГАС-Правосудие").

Также постановленными судебными актами установлено, что в рамках рассмотрения Смольнинским районным судом г. Санкт-Петербурга административного дела N 2а-14/2022 по иску Главы муниципального образования Смольнинское были оспорены решения принятые Муниципальным советом муниципального образования Смольнинское, в том числе и в спорный период с 24 декабря 2020 года по 24 марта 2021 года: N 212-213 от 13 января 2021 года, NN 214-216 от 20 января 2021 года, NN 217-224 от 03 февраля 2021 года, NN 225-226 от 17 февраля 2021 года, NN 227-229 от 03 марта 2021 года, NN 230-246 от 10 марта 2021 года, NN 247-249 от 15 марта 2021 года, NN 250-253 от 24 марта 2021 года, которые были признаны незаконными решением суда от 27 июня 2022, определением апелляционной инстанции впоследствии решение суда оставлено без изменения (N 33а-27205 от 14 декабря 2022 года, сведения также содержатся на официальном открытом портале суда "ГАС-Правосудие").

Следовательно, Муниципальный Совет внутригородского Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское в течение более трех месяцев подряд не исполнял возложенные на него Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 18 Устава Муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское полномочия, в том числе по вопросам местного значения, относящимся к исключительной компетенции Совета депутатов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иных органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования является закрепленная в пункте 1.1 статьи 35 Федеральный закон №131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

В силу статей 70 и 72 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель, в пункте 2.1 статьи 73 указанного Закона, установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.

В абзаце 17 части 1 статьи 2 Федерального закона установлено понятие выборного должностного лица местного самоуправления, которым является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1.1 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного орган муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» местное самоуправление осуществляется на всей территории города федерального значения Санкт-Петербурга на территориях муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом и Уставом Санкт-Петербурга.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 14.03.2013 зарегистрирован Устав муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Смольнинское, который устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 6 статьи 15.2 Устава муниципального образования Смольнинское, полномочия Главы муниципального образования Смольнинское начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования. Днем вступления в должность вновь избранного Главы муниципального образования считается день, следующий за днем его избрания на заседании муниципального Совета.

Согласно пункту 3 статьи 16 Устава - Глава избирается представительным органом муниципального образования - муниципальным Советом из своего состава и исполняет полномочия Председателя Муниципального Совета. Осуществление Главой указанных полномочий на постоянной основе устанавливается Решением Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское.

В соответствии со статьей 18 Устава Муниципальный Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов; заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца; срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Муниципального Совета при проведении очередных заседаний определяются Регламентом заседаний Муниципального Совета муниципального образования Смольнинское.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Устава заседание Муниципального Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствовали менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Согласно части 2.2 статьи 73 федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Исходя из части 4 статьи 73 федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что рабочие встречи депутатов Муниципального Совета Муниципального образования Смольнинское которые были проведены 13 января 201 года, 20 января 2021 года, 17 февраля 2021 года, 10 марта 2021 года, 15 марта 2021 года, 24 марта 2021 года не являлись правомочными заседаниями Муниципального Совета Муниципального образования Смольнинское шестого созыва.

Кроме того, суд учел, что заявителем протоколы заседаний не оспаривались в судебном порядке, с требованием о признании заседаний неправомочными ввиду отсутствия уведомления, воспрепятствовании реализации прав депутата, отсутствию учета их голоса на заседании не обращалась. Ни одно заседание Совета не оспаривалось депутатами Совета как нарушающее их права как членов представительного органа.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что Серая Д.А не представила суду относимых и допустимых доказательств отсутствия своей вины в непроведении представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает, что в апелляционной жалобе отсутствуют доводы, по которым решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как верно указал суд первой инстанции, исходя из прямого указания закона ч.4 ст.73 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на заявителе по данной категории дел лежит обязанность предоставить доказательства отсутствия вины Серой Д.А. за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, а именно, за период с 24.12.2020 по 24.03.2021.

В обоснование заявленных требований Серая Д.А. указала, что в рассматриваемый судом период фактически присутствовала на заседаниях совета.

Вместе с тем, ч.4 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо определяет, что отсутствие вины должно доказываться депутатом именно за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.

Присутствие депутатов на той или иной встрече не дает оснований для

безусловного вывода о том, что состоялось заседание Муниципального Совета, поскольку деятельность представительного органа местного самоуправления муниципального образования должна соответствовать всей совокупности, установленных законом норм, при этом результатом заседания Муниципального Совета, проведенного в точном соответствии с Законом, Уставом и Регламентом, должны стать своевременные и законные решения Совета, направленные на реализацию власти народа в той форме, которая соответствует положениям статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации лестного самоуправления в Российской Федерации» и направлена на решение заселением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Отсутствие регламентированной деятельности в виде заседаний и их результата в виде принятия законных решений разрушает гарантии того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, и свидетельствует о том, что представительный орган местного самоуправления муниципального образования не выполняет основной задачи своей деятельности.

Доводы жалобы заявителя опровергаются обстоятельствами, установленными вышеуказанными судебными актами по административным делам, которые на дату рассмотрения настоящего заявления вступили в законную силу. Присутствие заявителя на той или иной встрече при отсутствии регламентированной деятельности в виде заседаний и их результата в виде принятия решения не указывает на отсутствие вины заявителя.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ( без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-17555/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Серая Диана Алексеевна
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга
Другие
Администрация Центрального района Санкт- Петербурга
Администрация Муниципального образования Смольнинское
ТИК 30
Губернатор Санкт-Петербурга
Законодательное собрание Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Луковицкая Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
03.06.2024Передача дела судье
25.07.2024Судебное заседание
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Передано в экспедицию
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее