Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Биглер Н.А.,
с участием представителя истца,
представителя ответчика,
представителя третьего лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шучалина Андрея Владимировича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Шучалин А.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ему на состав семьи из двух человек (с учетом ФИО8 по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Сыктывкара, общей площадью не менее 39,8 кв.м, в обоснование иска указано, что истцом на условиях социального найма занималось жилое помещение по адресу: ..., которое расположено в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, семья истца на учете в качестве малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, при этом полагает, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фонд развития жилищного строительства РК; недееспособная ФИО5, а в качестве ее законного представителя ГБУ РК «Кочпонский интернат».
В судебном заседании сторона истца на иске настаивала.
Представители администрации МО ГО «Сыктывкар» и Фонда полагали иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда.
** ** ** между Шучалиным А.В. и администрацией МО ГО «Сыктывкар» в отношении данного жилого помещения заключен договор социального найма с учетом члена семьи – ФИО5
В настоящее время в жилом помещении по адресу: ... ни истец, ни третье лицо не проживают.
Шучалин А.В. проживал в маневренном жилом помещении: ..., а в настоящее время с ** ** ** содержится под стражей ....
ФИО5 признана ** ** ** недееспособной, с ** ** ** находится на стационарном обслуживании в ГБУ РК «Кочпонский интернат», который является ее опекуном.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 18 ноября 2019 года №11/3437 многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2027 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания.
В настоящее время установлен срок для расселения ** ** **.
Дом вошел в муниципальную адресную программу «Развитие застроенных территорий МО ГО «Сыктывкар» на 2013-2017 годы», сроки по которой в отношении данного дома не подошли.
В связи с аварийностью дома права истца на безопасное проживание защищены предоставлением ему жилого помещения маневренного жилищного фонда: ....
Само по себе наличие угрозы для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием в аварийном доме не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Установленный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» срок для расселения граждан, проживающих в данном доме, не истек. Мероприятия по выселению граждан, проживающих в жилых помещениях в этом доме на условиях социального найма, с предоставлением иных жилых помещений на условиях социального найма, к настоящему времени не закончены.
При таких обстоятельствах, юридически значимым обстоятельством также является факт проживания истца в указанном жилом помещении, поскольку в отсутствии такого проживания не создаётся угроза для жизни и здоровью соответствующего истца.
Права истца Шучалина А.В. данным обстоятельством не нарушаются – ему было предоставлено жилое помещение маневренного жилого фонда, кроме того, в настоящее время он находится в местах лишения свободы.
Права ФИО5 также не нарушены – с ** ** ** она находится на стационарном обслуживании в ГБУ РУ «Кочпонский интернат».
К доводы стороны истца о том, что он намерен забрать сестру из интерната суд относится критически, поскольку с 1992 года по момент признания МКД аварийным и подлежащим сносу Шучалин свою сестру ФИО3 из интерната не забирал.
Вместе с тем, вне зависимости от обстоятельства наличия угрозы для жизни и здоровья в связи с проживанием в указанном жилом помещении, в силу статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Законоположение, гарантирующее внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, направлено на обеспечение защиты интересов данной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы не относящихся к данной категории лиц.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении заявленного спора, является установление объективной нуждаемости истца в ином жилом помещении, а также наличия у него такого материального положения, которое позволяет отнести его к нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Истец и третье лицо на учете в качестве нуждающихся в представлении жилого помещения на условиях социального найма не принимались, малоимущими для целей предоставления жилого помещения на условиях социального найма в установленном порядке не признавались.
При таких обстоятельствах требования истца об обязании ответчика предоставить ему и члену его семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания может быть удовлетворено только в том случае, если при рассмотрении настоящего дела будет установлено, что истец имеет право состоять на таком учете.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.
Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективно нуждаемости в жилом помещении.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 5 8-КГ2З-З-К9.
На основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.
При этом малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяется Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».
В силу ст. 1 указанного Закона основанием для признания органом местного самоуправления семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда является одновременное соблюдение следующих условий:
- если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина не превышают установленных органом местного самоуправления размеров;
- если стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров.
При этом определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к указанному Закону.
Согласно п. 8 указанного Порядка совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими. В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.
Статьей 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ предусмотрено, что определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 2 к указанному Закону.
Согласно п. 1 указанного Порядка для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается имущество, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащее налогообложению в соответствии с:
- главой 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ;
- главой 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ;
- главой 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка определение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится, в том числе, на основании:
- сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - для жилых домов, квартир, комнат, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и иных зданий, строений, сооружений, помещений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц;
- отчета об оценке транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке и признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 8 указанного Порядка предусмотрено, что если в течение расчетного периода гражданином и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином было продано имущество, входящее в перечень имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, то стоимость проданного имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение расчетного периода.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.05.2020 № 49/2020-699 установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.
Также указанным решением установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми более чем в 42 раза.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23.08.2023 № 410 величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми установлена в сумме 17 286 рублей.
На 2023 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 и составляла 16 415 рубль.
На 2022 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2021 № 438 и составляла 15 891 рубль.
Материалы дела не содержат доказательств наличия у истицы имущества, подлежащего учёту при определении наличия или отсутствия у истицы оснований считаться малоимущей в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ
При этом как следует из материалов дела, в период за 12 месяцев перед обращением истца в суд с исковым заявлением и на настоящее время доходы истца превышали установленный размер прожиточного минимума в Республике Коми – размер пенсии Шучалина А.В. - ...., размер пенсии ФИО5 ... руб. Кроме того, при обращении в администрацию МО ГО «Сыктывкар», Шучалин А.В. прикладывал и справки о доходах по месту работы в ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи», по которым его доход также превышал величину прожиточного минимума.
При таких обстоятельствах семья истца не может быть признана малоимущей в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ.
При рассмотрении настоящего гражданского дела, суд не усматривает объективной нуждаемости истца Шучалина А.В. и третьего лица ФИО5 во внеочередном предоставлении жилого помещения взамен непригодного.
Ссылку стороны истца на ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» суд также отклоняет, поскольку объективная нуждаемость ни истца, ни третьего лица в ходе рассмотрения дела установлена не была.
Установленные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Шучалина Андрея Владимировича ... к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) о предоставлении жилья - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ф.А.Автушин