Судья Ерохина В.Г. |
№ 33-3923/2021 10RS0018-01-2021-000072-20 2-87/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиКоролевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делопо апелляционным жалобамобщества с ограниченной ответственностью "Гидроресурс", индивидуального предпринимателя Баранова В. А. на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 10июня 2021 г. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелияк обществу с ограниченной ответственностью "Гидроресурс", администрации муниципального образования "Суоярвский район", Ахмедову Т. И., индивидуальному предпринимателю Баранову В. А. о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и понуждении к действиям.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что для бесперебойного круглосуточного обеспечения населения услугой водоснабжения на территории Суоярвского городского поселения на основании договора аренды от 01.10.2020 собственниками имущества Ахмедовым Т.И. и ИП Барановым В.А. ООО "Гидроресурс" во временное возмездное владение и пользование переданы объекты водоснабжения (водозаборные сооружения с оборудованием в г. Суоярви, здание проходной водозабора, здание склада хлора, водонапорная башня, водопроводная сеть, земельный участок). На основании постановления администрации муниципального района "Суоярвский район" от 12.10.2020 № ООО "Гидроресурс" наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории Суоярвского городского поселения, обеспечивает деятельность по забору, очистке и распределению воды. В нарушение положений законодательства проекты зон санитарной охраны, а также санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зоны санитарной охраны вышеуказанных объектов водоснабжения на территории г.Суоярви и Суоярвского района отсутствуют. Указывая на нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц при оказании ООО"Гидроресурс" услуг по водоснабжению, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", истец, уточнив исковые требования, просил обязать ООО "Гидроресурс", Ахмедова Т.И., ИП Баранова В.А., администрацию муниципального района "Суоярвский район" разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями), переданных во временное пользование и владение ООО "Гидроресурс", расположенных на территории г. Суоярви, водоисточник– Исо - Пюхяярви; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на указанные объекты водоснабжения всоответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 01.09.2021.
Решением суда исковые требования удовлетворены вотношении ответчиков ООО "Гидроресурс" Ахмедова Т.И., ИП Баранова В.А. В иске к администрации муниципального района "Суорявский район" отказано.
С принятым судебным постановлением не согласно ООО"Гидроресурс", в апелляционной жалобе просит его отменить. Полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу.Ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса РФ, указывает, что бремя содержания имущества лежит на собственнике, следовательно, именно собственники имущества обязаны разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения. Обращает внимание, на отсутствие на законодательном уровне норм, содержащих указания на возложение обязанности по разработке зон санитарной охраны на организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Несогласие с принятым решением выражает и ИП Баранов В.А., в апелляционной жалобе просит его отменить в части возложения на него соответствующих обязанностей. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения заключенного договора аренды недвижимого имущества объектов холодного водоснабжения от 01.10.2020, полагает, что именно арендатор как лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность вследствие эксплуатации сетей, несет ответственность за разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО"Гидроресур" ИП Баранов В.А., указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит принятое по делу решение в части возложения обязанностей на ООО "Гидроресурс" оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Милюкова И.В., действующая на основании доверенности, по доводам апелляционных жалоб ответчиков возражала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, обозрев материалы архивного гражданского дела Суоярвского районного суда Республики Карелия №, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п.1.17СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Как установлено судом и следует из материалов дела, источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения г. Суоярви Республики Карелия является озеро Исо-Пюхяярви, находящееся в Суоярвском районе Республики Карелия.
Ахмедову Т.И. и ИП Баранову В.А. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли в праве принадлежат объекты водоснабжения (водозаборные сооружения с оборудованием в г. Суоярви, здание проходной водозабора, здание склада хлора, водонапорная башня, водопроводная сеть, а также земельный участок площадью 5300 кв.м). Указанные водозаборные сооружения с оборудованием являются единственными обеспечивающими питьевой водой население г.Суоярви.
01.10.2020 между Ахмедовым Т.И., ИП Барановым В.А. (арендодатели) и ООО "Гидроресурс" (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества объектов холодного водоснабжения, в том числе водозаборных сооружений с оборудованием в г. Суоярви, здания проходной водозабора, здания склада хлора, водонапорной башни, водопроводной сети, земельного участка площадью 5300 кв.м., для бесперебойного, круглосуточного обеспечения обществом водоснабжения потребителей на территории Суоярвского городского поселения. Договор заключен на срок 11 месяцев с даты подписания с дальнейшей пролонгацией по соглашению сторон.
Как следует из п.п. 2.4.9 и 2.4.10 договора, арендатор принял на себя обязательства содержать арендуемый объект в соответствии с требованиями СЭС, противопожарными правилами, требованиями охраны окружающей среды. Требования распространяются на прилегающую к объектам территорию. Выполнять действующие правила и предписания органов государственного надзора (СЭС, др.) в части, касающейся арендованного имущества.
Согласно акту приёма передачи от 01.10.2020 недвижимое имущество передано арендатору, который подтвердил, что принял вышеуказанные объекты в исправном состоянии и с даты подписания несет полную ответственность за принятые объекты.
Постановлением администрации муниципального района "Суоярвский район" от 12.10.2020 № ООО "Гидроресурс" наделен статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, зона деятельности – Суоярвское городское поселение.
Постановлением от 12.11.2020 № Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, ООО "Гидроресурс" утверждена производственная программа по питьевому водоснабжению и соответствующий тариф на питьевое водоснабжение.
Установлено, что проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не разрабатывались, санитарно-эпидемиологическое заключение по нему не получено, что сторонами не оспаривалось.
Суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, верно применив к возникшему спору нормы материального права, правомерно удовлетворил требования истца, возложив выполнение соответствующих обязанностей на эксплуатанта сетей и его собственников. Оснований не согласиться с таким решением суда судебная коллегия не усматривает, поскольку решение в обжалуемой части требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела не противоречит.
При этом судом апелляционной инстанции также учитывается, что в рамках дела о банкротстве Ахмедова Т.И., находящегося в производстве Арбитражного суда Республики Карелия, его финансовым управляющим был инициирован вопрос о понуждении администрации муниципального образования "Суоярвский район" принять долю в праве в семи объектах водоснабжения, принадлежащих Ахмедову Т.И. на праве частной собственности, в муниципальную собственность с выплатой компенсации, однако, вудовлетворении таких требований было отказано. Администрация муниципального образования "Суоярвский район", также заявив требования о понуждении к передаче в муниципальную собственность Суоярвского городского поселения социально значимых объектов, принадлежащих на праве частной собственности Ахмедову Т.И., от заявления отказалась.
Поскольку доводы апелляционных жалоб, по существу направленные на иное толкование норм материального права, иную оценку доказательств, не могут послужить основанием к его отмене, так как правильных выводов суда не опровергают, не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для освобождения подателей жалоб от обязанности выполнять требования санитарного законодательства, решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежащим.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодексаРФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 10 июня 2021 г.по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи