Решение по делу № 33-5329/2022 от 07.04.2022

Судья Филиппова З.В.                                                         Дело № 33-5329/2022

№ 2-2810/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                 12 мая 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

    председательствующего ФИО17 Е.Б.,

    судей ФИО18 О.В., ФИО19 Н.А.,

    при секретаре ФИО20 А.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО21 Е.Б.

    гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ «УСЗН Московского района» г. Н. Новгорода

    с участием прокурора    Белякова В.В.

    на решение Московского районного суда города Нижний Новгород от 19 октября 2021 года

    по делу по иску прокурора Московского района города Нижний Новгород, действующего в интересах ФИО5 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управлению социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород», Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Московского района города Нижний Новгород, действующий в интересах ФИО5, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждении Нижегородской области «Управлению социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород», Министерству социальной политики Нижегородской области с требованием об обязании совершить действия.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Московского района г. Н. Новгорода проведена проверка по обращению ФИО5 по вопросу нарушения права на социальную поддержку семей, имеющих детей.

В ходе проверки установлено, ФИО5 обратились в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Московского района г. Н. Новгорода» с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на детей от трех до семи лет включительно 07.12.2020г., 12.12.2020г., 24.12.2020г. через единый портал Госуслуги.

На момент обращения супруг ФИО5 - ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ «Центр занятости населения» с 15.11.2020г. в установленном законом порядке.

В соответствии с протоколом УСЗН Московского района от 16.12.2020 № 57-452612 ФИО5 в назначении и выплате пособий отказано в связи с отсутствием обязательного дохода у ФИО1

Решение об отказе в назначении и выплате пособия является необоснованным.

Прокурор просил суд признать незаконным решение об отказе в назначении ФИО5 ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, возложить на ГКУ «УСЗН Московского района» и Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность принять решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на несовершеннолетних детей.

Представитель истца помощник прокурора Годухина Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород» после перерыва в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Московского районного суда города Нижний Новгород от 19 октября 2021 года постановлено: Исковые требования Прокурора Московского района города Нижний Новгород, действующего в интересах ФИО5 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управлению социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород», об обязании совершить действия, удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород» об отказе в назначении ФИО5 ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно на несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО3.

Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород» назначить и выплатить ФИО5 ежемесячное пособие на детей с момента ее обращения в Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Московского района города Нижний Новгород», - с 30 июля 2020г.

В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Нижегородской области отказать.

В апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Нижегородской области Управления социальной защиты населения [адрес] поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

Прокурором Московского района г. Н. Новгорода на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права.

Согласно статьям 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-О, от 03 апреля 2014 г. № 686-О).

Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлена с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей. Данная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.

Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от [дата] [номер] «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384).

В силу п. 16 названного Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (в редакции от 29 апреля 2020 года) решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в следующих случаях:

смерть ребенка;

размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты;

наличие в заявлении недостоверных или неполных данных;

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 09 апреля 2020 года 283 «Об утверждении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Данный Порядок устанавливает порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная денежная выплата), являющегося гражданином Российской Федерации (п.1.1 Порядка).

Ежемесячная денежная выплата предоставляется нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (п.1.2 Порядка).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья ФИО5 состоит из 4-х человек: супруг – ФИО1, [дата] года рождения, дочь - ФИО4, [дата] года рождения, дочь –ФИО3, [дата] года рождения, ФИО5, [дата] года рождения.

Прокуратурой Московского района города Нижний Новгород проведена проверка по факту обращения ФИО5 по вопросу нарушения права на социальную поддержку семьи, имеющих детей.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ФИО5 обратились в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Московского района г. Н. Новгорода» с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на детей от трех до семи лет включительно 07.12.2020г., 12.12.2020г., 24.12.2020г. через единый портал Госуслуги.

На момент обращения супруг ФИО5 - ФИО1 зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ «Центр занятости населения» с 15 ноября 2020 года в установленном законом порядке (л.д.13, 42).

В соответствии с протоколом УСЗН Московского района oт 16 декабря 2020 года [номер] ФИО5 в назначении и выплате пособий отказано в связи с отсутствием обязательного дохода у супруга ФИО14

Согласно Требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 384 (далее - Требования) в редакции, действовавшей на дату обращения истца в орган социальной защиты, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (пункт 19).

При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

- вознаграждение за выполнение трудовых, или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение заполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управлении) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где     фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

    -    пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

    -    стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и общеобразовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

    - алименты;

    - выплаты правопреемникам умерших зарегистрированных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

    - ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    - денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продолжительного пайка), установленные законодательством РФ;

    - компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

    - дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;

    - проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;

    - доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;

    - доходы от продажи, аренды имущества;

    - доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 21).

    Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается, исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).

Пунктом 3.6 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лег включительно, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 09.04.2020 № 283 (далее - Порядок и условия назначения выплаты в Нижегородской области), отсутствие сведений о доходах для расчета среднедушевого дохода семьи предусмотрено в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.

В силу подпункта 25 (1) Требований (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных на день подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». К указанным доходам относятся доходы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 21 настоящих основных требований (вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия).

Пункт 25.1 Основных требований (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) вступил в действие на основании изменения, которые внесены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2020 № 604 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и действует на период до 31 декабря 2020 г. включительно

Указанный пункт 25.1 Основных требований с 1 января 2021 года утратил силу.

Абзацем 15 п. 1.4 Порядка условии назначения выплаты в Нижегородской области также установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, признанных на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи безработными в порядке, установленное Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

    Указанные нормы введены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2020 № 604 и постановлением правительства Нижегородской области от 08.06.2020 № 477 соответственно и действуют до 31.12.2020 года включительно.

    Таким образом, отсутствие сведений о доходах членов семьи, признанных безработными, не может служить основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет.

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, установив, что на даты обращений с заявлениями совокупный доход семьи ФИО16 не превышает среднедушевой доход семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Нижегородской области в 2019 году предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, учитывая, что отсутствие сведений о доходах у одного из членов семьи, в данном случае у ФИО1, для расчета среднедушевого дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области, не предусмотрено в качестве основания для отказа в назначении выплаты, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ.

Приведенные доводы жалобы об отсутствии оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, сводятся к переоценке доказательств, что не может являться основанием к отмене судебного решения.

Довод жалобы о неверном указании судом в решении даты назначения ежемесячного пособия с 30 июля 2020 года является несостоятельным, поскольку в исковом заявлении не указано о взыскании пособия с конкретной даты, в иске прокурор просил назначить и выплатить ФИО5 пособие в виду необоснованного отказа ГКУ НО «УСЗН Московского района г. Н. Новгорода».

При этом, судом установлено, что ФИО5 неоднократно обращалась ГКУ НО «УСЗН Московского района г. Н. Новгорода» за назначением и выплатой пособия, а именно 30.07.2020г., 23.11.2020г., 29.11.2020г., 07.12.2020г., 12.12.2020г., 16.12.2020г., 24.12.2020г., в связи с чем суд пришел к правильному выводу о назначении пособия с 30 июля 2020 года.

Приведенные доводы жалобы являлись предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции, правильности выводом суда не опровергают.

Вопреки доводам жалобы решение суда первой инстанции содержит объективные выводы, вытекающие из установленных обстоятельств дела, требований закона, ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы и оценку собранных по делу доказательств. Несогласие ответчика с произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Московского районного суда города Нижний Новгород от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ «УСЗН Московского района» г. Н. Новгорода без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-5329/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Московского района г.Н.Новгорода в защиту прав и законных интересов Чернышовой Марии Вадимовны
Чернышова Мария Вадимовна
Ответчики
Министерство социальной политики Нижегородской области
ГКУ УСЗн Московского района г.Н.Новгорода
Другие
ГКУ центр занятости населения города Нижний Новгород
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Кутырева Елена Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
11.04.2022Передача дела судье
12.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Передано в экспедицию
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее