Решение по делу № 2-7348/2017 ~ М-6828/2017 от 27.10.2017

Дело №2-7348/2017

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2017 года                                                                          г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Лемякиной В.М.

При секретаре - Колесник Д.Г.

с участием истцов – И. Л.И., Ивантеевой Н.А.,

представителя истцов – Заря О.К.,

представителя ответчика - Тугумова Т.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску И. Л. И., Ивантеевой Н. А. к администрации Волгограда о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилых помещений

у с т а н о в и л :

истцы обратились с настоящим иском в обоснование указав, что им на праве собственности принадлежат жилые помещения:

И. Л.И. ... ...; Ивантеевой Н.А. ... г. Волгограда. Постановлением администрации Волгограда от 16.04.2015 № 529, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... ..., признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда от 18.04.2014 № 47. Расселение ... г. Волгограда планируется осуществлять в рамках подпрограммы «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 18.12.2015 №1765. Фактически срок расселения не определены. В январе 2017 года в подъезде, в котором расположены квартиры истцов произошел пожар. В результате пожара жилые помещения и места общего пользвоания повреждены дополнительно. Жильцы выселены из квартир в связи с опасностью проживания, коммуникации отключены. Соглашение о выкупе жилых помещений с истцами до настоящего времени не заключены. Бездействие ответчиком создает угрозу жизни и здоровью истцов и членов их семей. Просят суд обязать администрацию Волгограда заключить с истцами соглашения об изъятии принадлежащих им жилых помещений с выплатой убытков за изъятие квартир, оцененных в ходе судебного разбирательства по результатам судебной экспертизы. Также просили возместить расходы на оплату государственной пошлины, по 300 рублей в пользу каждой.

Истцы и их представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку решение об изъятии земельного участка на котором располагается жилой ... ... на настоящее время не принято и не прошло регистрацию в Росреестре, также не принято решение об изъятии жилых помещений. Условия выкупа жилого помещения должны определяться соглашением, которое в настоящее время не заключалось. Следовательно, требования заявлены истцами преждевременно, без соблюдения процедуры предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст.32 ЖК РФ, - собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, - признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно п. 4.1 Порядка взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Администрации Волгограда от 28.09.2015 №1345, - порядок действия ответчика следующий: в двухмесячный срок с даты принятия постановления администрации Волгограда, указанного в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка (то есть постановление администрации Волгограда о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), комитет по жилищной политике направляет собственникам помещений требования о сносе дома или его реконструкции в разумный срок.

В случае если собственники помещений в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, администрация Волгограда принимает решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (далее - решение об изъятии). Решение об изъятии принимается путем издания постановления администрации Волгограда об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (далее - постановление администрации Волгограда об изъятии) (п. 4.2 Постановления Администрации Волгограда от 28.09.2015 № 1345).

Комитет по жилищной политике: направляет собственникам помещений выписки из постановления Администрации Волгограда об изъятии; обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации решения об изъятии.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, производится в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации (п. 4.3).

В судебном заседании установлено, что истцам на праве собственности принадлежат жилые помещения: И. Л.И. ... ...; Ивантеевой Н.А. ... .... Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела правоустанавливающими документами и не оспариваются ответчиком.

Постановлением администрации Волгограда от 16.04.2015 № 529, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... ..., признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда от 18.04.2014 № 47.

Расселение ... ... планируется осуществлять в рамках подпрограммы «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 18.12.2015 №1765.

Согласно уведомлению от 27.04.2015 направленному администрацией Красноармейского района г. Волгограда в адрес истцов, собственники должны были в срок до 01.11.2015 осуществить снос аварийного дома в соответствии с п. 2.1. Постановления администрации Волгограда от 16.04.2015 № 529.

В указанный срок собственники дома снос не осуществили.

Соглашение о выкупе жилых помещений между администрацией Волгограда и собственниками помещений не заключено.

Суду не представлено доказательств принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в этом доме. Соглашение, в котором стороны определили размер возмещения за жилые помещения, сроки и другие условия изъятия, не обсуждалось и не заключалось. Размер возмещения за жилые помещения в рамках данного гражданского дела не разрешался, поскольку истцы от проведения судебной экспертизы отказались.

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 279-283 ГК РФ, ст.ст. 9 - 11.49.56.6. 61.63 Земельного кодекса РФ).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

Соблюдение предусмотренной частями 1-4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по данному делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка и жилого помещения (ч.2 с. 32 ЖК РФ), уведомление собственника о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также направление проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4 ст. 32 ЖК РФ).

В силу подпункта 4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса принятое решение об изъятии подлежит направлению в орган регистрации прав.

Таким образом, выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещении требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о выкупе жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Таким образом, в данном споре, заявленном в порядке ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит, доказыванию - факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, факт направления компетентным органом собственникам жилого помещения требования о сносе дома в разумный срок, факт принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилого помещения в этом доме не выполнили требование о его сносе.

Согласно правовой позиции изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 (вопросы, возникающие из жилищных правоотношений - вопрос 3), бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, то есть в настоящее время в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Истцы с такими требованиями в порядке административного судопроизводства не обращались.

У суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истцов о возложении на администрацию Волгограда обязанности заключить соглашения об изъятии аварийных жилых помещений с выплатой убытков за указанные квартиры, поскольку данные требования заявлены без учета установленного ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ порядка предварительных процедур, предшествующих решению вопроса о выкупе жилого помещения.

Истцы в целях защиты своих законных прав и интересов вправе оспорить бездействие администрации, обратившись в суде в порядке обжалования бездействия. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

При таких обстоятельствах, исковые требования И. Л.И. и Ивантеевой Н.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований И. Л. И., Ивантеевой Н. А. к администрации Волгограда о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилых помещений – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районный суд г. Волгограда.

Решение принято в окончательной форме 18.12.2017.

Судья -                  ...                                                    В.М.Лемякина

2-7348/2017 ~ М-6828/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ивантеева Надежда Адамовна
Иванова Людмила Ивановна
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Заря Олегу Константиновичу
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Лемякина Вера Михайловна
27.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2017[И] Передача материалов судье
31.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017[И] Судебное заседание
06.12.2017[И] Судебное заседание
11.12.2017[И] Судебное заседание
18.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018[И] Дело оформлено
07.09.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее