Решение по делу № 2-54/2024 (2-986/2023;) от 17.11.2023

Дело №2-54/2024

УИД 91RS0010-01-2023-001216-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» января 2024 года                                                                  г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи -                                          Никишенко Т.Н.,

при секретаре судебного заседания -                                  Беловой Т.В.,

с участием истца                                                                   Майборода В.В.

представителя истца                                                             Макаренко О.В.,

представителя ответчика                                                      Фрич И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майборода Виктора Васильевича к Красноперекопскому районному совету Республики Крым о признании незаконным решения сессии Красноперекопского районного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ г. «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок», третьи лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Красноперекопского района Республики Крым, Администрация Новопавловского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

В ДД.ММ.ГГГГ Майборода В.В. обратился в Красноперекопский районный суд с административным иском к Красноперекопскому районному совету Республики Крым о признании незаконным решения сессии Красноперекопского районного совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок».

Требования мотивированы тем, что решением сессии <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о прекращении права постоянного пользования земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на территории Новопавловского сельского совета, предоставленного на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серия , выданного на имя Майборода Виктора Васильевича для ведения фермерского хозяйства.

В соответствии с п.2 указанного решения, признан утратившим силу пп. 13п.2 решения 14 сессии <адрес> совета народных депутатов Республики Крым 21 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации фермерских хозяйств».

Майборода В.В. с вынесенным решением полностью не согласен, так как считает, что указанным решением нарушены его права как гражданина, которому спорный земельный участок был передан на праве постоянного бессрочного пользования, а также были нарушены его конституционные права, гарантирующие ему право на защиту от незаконного лишения права на имущество, в частности, право постоянного пользования земельным участком.

<адрес> советом Республики Крым вынесено решение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования <адрес> Республики Крым, решением районного совета от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах правопреемства», а также на основании факта прекращения деятельности юридического лица - крестьянского фермерского хозяйства «Валентина».

Приведенные основания, послужившие к вынесению оспариваемого решения, не дают права ответчику на принятие решения о прекращении права постоянного пользования земельным участком.

По мнению истца, <адрес> совет Республики Крым не имеет полномочий отменять решения районного совета народных депутатов и распоряжаться не принадлежащим ему имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов Республики Крым гражданину Майборода В.В. предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 41 га. пашни запаса райсовета в границах Новопавловского сельского Совета.

ДД.ММ.ГГГГ решением 14 сессии 21 созыва Красноперекопского совета народных депутатов <адрес> Республики Крым утверждено решение исполнительного комитета районного совета «О предоставлении земель фермерским хозяйствам» и земельный участок передан Майборода В.В. в постоянное пользование, что также подтверждается выданным государственным актом на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серия , кадастровый , расположенный на территории Новопавловского сельского совета.

ДД.ММ.ГГГГ КФХ «<данные изъяты>» было ликвидировано, при этом государственный акт на право на постоянного пользования землей, выданный на имя Майборода В.В. не прекратил свое действие.

ДД.ММ.ГГГГ Майборода В.В. был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с целью ведения сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается соответствующим вынесенным решением. От постоянного пользования земельным участком Майборода В.В. не отказывался и не нарушал условия использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Майборода В.В. обратился с заявлением и приложенными к нему документами в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером и уточнении его границ.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес Майборода В.В. вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации и разъяснено, что данный земельный участок может быть зарегистрирован Майбородой В.В. на основании договора аренды, или же в соответствии со ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 5-1 Закона Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ путем признания права собственности на земельный участок в судебном порядке».

ДД.ММ.ГГГГ Майборода В.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о согласовании акта местоположения границ земельного участка с кадастровым номером :, для дальнейшего уточнения границ участка в ЕГРН и заключения договора аренды с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило ответ за исх. , согласно которого по информации, содержащейся в ЕГРН границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами .

Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, является собственностью Республики Крым, орган управления и распоряжения - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Следовательно, решение сессии <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок» является незаконным.

С учетом указанных обстоятельств, административный истец просит суд признать решение сессии <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок» незаконным.

Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по иску Майборода В.В. к <адрес>ному совету Республики Крым о признании незаконным решения сессии <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок» по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании истец Майборода В.В. и его представитель Макаренко О.В. в полном объеме поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Красноперекопского районного совета Республики Крым и представить третьего лица – Администрации Красноперекопского района Республики Крым Фрич И.И. по доверенности исковые требования Майборода В.В. не признал и показал, что Красноперекопский районный совет Республики Крым является правопреемником Красноперекопского совета народных депутатов Красноперекопского района Республики Крым, оспариваемое решение соответствует положениям Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Представитель третьего лица - Администрации Новопавловского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по сути исковых требований в суд не предоставил.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав доводы истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством, и произвольно ограничивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон Республики Крым -ЗРК).

В пункте 2 ст. 2 Закона Республики Крым РК закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

В соответствии с ч. 19 ст. 3 Закона Республики Крым РК право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае не приведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.

В силу частей 4 и 5 статьи 3 Закона Республики Крым N38-ЗРК юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды. Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Согласно статьи 3 Закона Республики Крым N38-ЗРК (в ред. Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 395-ЗРК/2023) положения абзаца первого пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации) на территории Республики Крым применяются к земельным участкам, предоставленным гражданам в постоянное пользование, а также на праве пожизненного наследуемого владения до вступления в силу Федерального конституционного закона.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 3, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ в (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 478-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.

Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» решено предоставить для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в постоянное пользование в границах Новопавловского сельского совета гражданину Майборода Виктору Васильевичу, проживающему по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. пашни запаса райсовета. (л.д. 6).

          Решением 14 сессии 21 созыва <адрес> совета народных депутатов Республики <адрес> совета народных депутатов АРК от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» решено зарегистрировать фермерские хозяйства граждан в том числе, под порядковым КФХ «<данные изъяты>», председателем которого указан Майборода Виктор Васильевич, адрес места жительства: <адрес>, размер земельного участка - 41,0 га. (л.д. 7).

Согласно государственного акта на право постоянного пользования землей серия от ДД.ММ.ГГГГ Майборода Виктору Васильевичу, проживающему по адресу: <адрес>, на основании решения <адрес> совета народных депутатов <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в постоянное пользование земельный участок, расположенный на территории Новопавловского сельского совета, земля предоставлена для ведения фермерского хозяйства (л.д.9).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок расположенный в <адрес>, на территории Новопавловского сельского совета, имеет кадастровый , дата внесения номера ДД.ММ.ГГГГ., площадь земельного участка 451 700 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – сельскохозяйственное использование, правообладателем указан Майборода Виктор Васильевич, вид права – постоянное пользование, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей серия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Майборода Виктор Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно паспорта гражданина Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию в <адрес> (л.д.12).

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Майборода Виктором Васильевичем принято решение о ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, ИНН , ОГРНИП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого решено приступить к ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, юридический адрес: <адрес>, обязанности по ведению КФХ возложить на Майборода В.В. (л.д.11).

Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица Крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» (сокращенное наименование – КФХ «<данные изъяты>») внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополь на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым – ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , глава КФХ – Майборода Виктор Васильевич, Крестьянское фермерское хозяйство «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Майборода Виктор Васильевич внесена запись за основным государственным регистрационным номером , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур.

          Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка, местоположение: <адрес>, на территории Новопавловского сельского совета, кадастровый , площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, значится <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ .

          Согласно решению <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах правопреемства» определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования <адрес> Республики Крым выступает: <адрес> совет – в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого им, в которое входит в состав казны муниципального образования <адрес> Республики Крым. Отмена и изменение актов <адрес> совета Республики Крым с учетом норм законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым осуществляется <адрес> советом Республики Крым (п.5 решения).

С учетом положений ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное изъятие и прекращение прав владения и пользования земельными участками, предоставленных гражданам до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации во внесудебном порядке по решению органов местного управления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в том числе при использовании земельного участка не по целевому назначению.

Согласно пункту 3 статьи 45 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии не устранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

      Таким образом, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может осуществляться на основании постановления органа местного самоуправления, исходя из его волеизъявления.

Из материалов дела следует, что Майборода В.В. заявление об отказе от права постоянного пользования земельным участком в уполномоченный орган не подавалось (статья 53 ЗК РФ), принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании вступившего в законную силу судебного акта не осуществлялось (статья 54 ЗК РФ).

С учетом положений ч. 9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное изъятие и прекращение прав владения и пользования земельными участками, предоставленных до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации во внесудебном порядке по решению органов местного управления.

При указанных обстоятельствах решение <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права постоянного пользования на земельный участок» вынесенное в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , предоставленного по государственному акту на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серия , выданного на имя Майборода В.В., не соответствует нормам земельного законодательства и является незаконным.

Таким образом, исковые требования Майборода В.В. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 55,56, 167, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Майборода Виктора Васильевича – удовлетворить.

Признать незаконным решение <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» в части прекращения права постоянного пользования на земельный участок общей площадью 451700 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на территории Новопавловского сельского совета, предоставленного на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданного на имя Майборода Виктора Васильевича для ведения фермерского хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                    Т.Н. Никишенко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                    Т.Н. Никишенко

2-54/2024 (2-986/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Майборода Виктор Васильевич
Красноперекопская межрайонная прокуратура
Ответчики
Красноперекопский районный Совет
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Макаренко Олег Владимирович
Администрация Красноперекопского района Республики Крым
Администрация Новопавловского сельского поселения Красноперекопского района РК
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Никишенко Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru
17.11.2023Регистрация административного искового заявления
17.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2023Предварительное судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее