11RS0007-01-2021-000258-20
Дело № 2-164/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вуктыл Республика Коми 13 июля 2021 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Васениной Е.А.,
с участием прокурора города Вуктыла Республики Коми Вокуева Е.А.,
представителя ответчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл - Зацеда Л.В., действующей на основании приказа от 02 июля 2021 года № 54/04-05,
рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл об обязании оборудования стадиона в соответствии с требованиями законодательства о физической культуре и спорте,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Вуктыла Республики Коми 28 мая 2021 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл об обязании оборудования стадиона в соответствии с требованиями законодательства о физической культуре и спорте.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 329-ФЗ) законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципах обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.
На территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» осуществляет свою деятельность Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл (далее по тексту - МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл, Учреждение), которое использует среди прочего имущества, находящегося во владении и пользовании Учреждения, в том числе и стадион (далее по тексту - Стадион), расположенный на ул. Коммунистической г. Вуктыла, при проверке которого прокуратурой города выявлены следующие нарушения норм и положений действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 6.1.1 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, въезды и входы на территорию объекта спорта, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны оборудоваться ровным твердым покрытием.
Согласно п. 5.1.1 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605, минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН (маломобильные группы населения). Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.
В нарушение указанных требований въезды и входы на Стадион, расположенный в районе ул. Коммунистической г. Вуктыла Республики Коми, не оборудованы ровным твердым покрытием, земельный участок под Стадионом не включает в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных с ним подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других маломобильных групп населения, указанные подъезды и стоянки (парковки) отсутствуют, пешеходные пути, а также автобусная остановка на улице Коммунистической г. Вуктыла не имеют непрерывной связи со Стадионом.
В соответствии с п. 2.2.3, 2.11.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками. На собственной территории не допускается скопление мусора. Мусор должен собираться в мусоросборники, мусоросборники следует закрывать крышками.
Согласно п. 2.9, 2.10 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований на Стадионе контейнер установлен на земле, контейнер не закрывается крышкой, Стадион не оборудован контейнерной площадкой соответствующей площади с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6.1.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.
В соответствии с СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» предусмотрены требования к естественному и искусственному освещению.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований территория Стадиона имеет освещение только со стороны ул. Коммунистической г. Вуктыла, в остальной части территория Стадиона не имеет наружного искусственного освещения. Освещение, относящееся конкретно к Стадиону вовсе отсутствует. В ходе проверки не были представлены соответствующие документы, в районе стадиона имеется только освещение лыжной трасы, которое передано МБУ ДО «КДЮСШ» администрацией муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в оперативное управление.
В соответствии с п. 6.1.5 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, в составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, должны быть организованы отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, помещения для хранения и сушки обуви (лыжных ботинок и ботинок с коньками), туалеты (раздельные для женщин, мужчин), комната для хранения уборочного инвентаря.
В ходе проверки установлено, что возле лыжной трассы и хоккейного корта расположены вспомогательные помещения: пункт проката, помещение для переодевания игроков, размером 7,5*5*3,5 м., модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП). При этом в составе указанных вспомогательных помещений отсутствуют гардеробные, туалеты (раздельные для женщин и мужчин).
Согласно п. 2.2.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
В соответствии с п. 4.1 п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций к покрытиям (поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игровых площадок в объектах спорта при образовательных организациях» устанавливаются следующие требования:
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в т.ч. разрывов, разломов, трещин и т.п.
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм (5).
В ходе проверки установлено, что в составе Стадиона имеется огороженная спортивная площадка с установленными стойками, баскетбольными стояками, щитами и кольцами, мини-футбольными воротами. Покрытие площадки оборудовано полимерным (ударогасящим) покрытием, вместе с тем, в нарушение указанных требований отвод воды за пределы спортивной площадки не предусмотрен, покрытие спортивной площадки частично стерто до асфальта и имеет неровности, превышающие 10 мм.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций» на поверхности игрового спортивного оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами, за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования. Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 4 мм.
Согласно п. 3.1.2.8 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» передняя сторона баскетбольного щита, обращенная к игровому полю, должна быть гладкой.
В ходе проверки установлено, что поверхность баскетбольных щитов, обращенная к игровому полю, не является гладкой, имеет сколы, заусенцы, торчащие болты, при этом углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем, не закруглены.
Пунктами 3.1.2.5, 3.1.2.10 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний», пунктами 5.2.2.5, 5.2.2.13 ГОСТ Р 56440-2015 «Оборудование спортивное универсальное свободного доступа. Требования и методы испытания с учетом безопасности» предъявлены требования к размерам баскетбольных колец и сетки, в качестве которой могут использоваться цепи.
В ходе проверки установлено, что размеры баскетбольных колец и закрепленных на них цепей, а также зазоры цепей не соответствуют указанным требованиям.
Также в ходе проверки установлено, что вышеуказанные мини-футбольные ворота, а также пара футбольных ворот, расположенных на травяном покрытии стадиона в нарушение п. 3.1.4.2 ГОСТ Р 55664-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» и п. 3.1.4.2 ГОСТ Р 55665-2013 «Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учетом безопасности» не оснащены сетками.
Согласно п. 9.2 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» разметка площадок для игр должна осуществляться нанесением на поверхность покрытия хорошо заметных линий, выполненных клеевой, масляной или синтетической краской, или приклеиванием лент из полимерных материалов.
В нарушение приведенных требований на вышеуказанной спортивной площадке разметка для игр частично стерта.
Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что вышеперечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного числа лиц, поскольку создают опасность причинения вреда здоровью несовершеннолетних и совершеннолетних обучающихся, граждан самостоятельно занимающихся спортом или участвующих в спортивных мероприятиях на указанных объектах, получающих услуги в области спорта, а также нарушают право на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом маломобильных граждан, количество которых установить невозможно, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Учитывая вышеперечисленные нарушения, выявленные в ходе проверки, прокурор просил суд обязать МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл в срок до 1 июля 2022 года:
-оборудовать въезды и входы на Стадион, расположенный в районе ул. Коммунистической г. Вуктыла, ровным твердым покрытием, функционально связанным с ним подъездом и стоянкой (парковкой) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, непрерывной связью с пешеходными путями на улице Коммунистической города Вуктыла и с автобусной остановкой на улице Коммунистической города Вуктыла;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе улице Коммунистической города Вуктыла, закрывающимся мусорным контейнером, а также площадкой с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе улице Коммунистической города Вуктыла, наружным искусственным освещением, соответствующим санитарным требованиям;
-оборудовать вспомогательные помещения лыжной трассы и Хоккейного корта, расположенных в районе улицы Коммунистической г. Вуктыла, раздельными туалетами для женщин и мужчин;
-оборудовать расположенные на Стадионе в районе улицы Коммунистической города Вуктыла, футбольные и мини-футбольные ворота на Стадионе сеткой, спортивную площадку покрытием, баскетбольными щитами и кольцами, разметкой для игр, соответствующими требованиям технических регламентов, нормам, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилам.
В дальнейшем, в судебном заседании 2 июля 2021 года, прокурор увеличил первоначальные исковые требования, дополнив их требованием об обязании МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл в срок до 01 июля 2022 года оснастить Стадион в районе улице Коммунистической города Вуктыла специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Уточненные исковые требования прокурор мотивировал тем, что стадион был модернизирован как объект социальной инфраструктуры, поскольку на стадионе выполнены работы по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси на спортивной беговой дорожке (муниципальный контракт от 9 августа 2018 года № 170/2), а также выполнены работы по устройству покрытия из резиновой крошки с нанесением разделительной разметки на беговой дорожке, расположенной на стадионе.
Таким образом, принимая во внимание факт модернизации стадиона, прокурор полагал, что к данному объекту подлежат применению положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а следовательно, стадион подлежит оснащению специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
В настоящем судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика в лице МБУ ДО «КДЮСШ» представил суду подробный письменный отзыв на исковое заявление, указав о частичном согласии как с первоначальными, так и уточненными исковыми требованиями.
Так, ответчик указал, что исковое требование прокурора об обязании оборудовать въезды и входы на Стадион, расположенный в районе ул. Коммунистической г. Вуктыла, ровным твердым покрытием, функционально связанным с ним подъездом и стоянкой (парковкой) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, непрерывной связью с пешеходными путями на улице Коммунистической города Вуктыла и с автобусной остановкой на улице Коммунистической города Вуктыла является необоснованным, поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства применение обозначенных правил не распространяется на уже существующие объекты, в связи с чем, рассматриваемое исковое требование не подлежит удовлетворению.
Также ответчик указал о несогласии с исковыми требованиями в части обязания оснащения Стадиона специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, поскольку проведенные работы по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси на спортивной беговой дорожке стадиона, а также работы по устройству покрытия из резиновой крошки с нанесением разделительной разметки на беговой дорожке, расположенной на стадионе, не свидетельствуют о модернизации стадиона, а следовательно, в данном случае отсутствуют основания для применения положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В обоснование своей позиции МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл указало о том, что требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012). Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 данного Федерального закона, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Принимая во внимание приведенное нормативно-правовое обоснование, ответчик в лице МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл считает, что применение обозначенных правил не распространяется на уже существующие объекты.
Относительно исковых требований, касающихся необходимости оборудования Стадиона закрывающимся мусорным контейнером, а также площадкой с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов, МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл указало о произведенном запросе коммерческих предложений на закупку мусорного контейнера и направлении соответствующего ходатайства от 25 июня 2021 года № 250 в адрес Главы муниципального образования городского округа «Вуктыл» о выделении денежных средств на его приобретение.
Также, в связи с наличием плит под размещение мусорных контейнеров, ответчиком 23 июня 2021 года (исх. № 240) направлено ходатайство о предоставлении грузоподъемника для переноса плит и в настоящее время существует устная договоренность о предоставлении грузоподъемника.
В части исковых требований об оборудовании Стадиона наружным искусственным освещением, соответствующим санитарным требованиям, ответчик также указал в отзыве о направлении ходатайства от 25 июня 2021 года (исх. № 249) в адрес Главы муниципального образования городского округа «Вуктыл» с целью составления сметы. В дальнейшем, по готовности сметы, будет подготовлено ходатайство о выделении денежных средств.Также ответчик в лице МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл указал о наличии проекта на подключение хоккейного корта к системе отопления, горячего и холодного водоснабжения. Кроме того, ответчиком также направлено ходатайство от 25 июня 2021 года № 249 в адрес Главы Муниципального образования городского округа «Вуктыл» о необходимости составления соответствующей сметы, после чего будет подготовлено ходатайство о выделении денежных средств (в части исковых требований об оборудовании вспомогательных помещения лыжной трассы и хоккейного корта раздельными туалетами для женщин и мужчин).
Относительно исковых требований прокурора об оборудовании футбольных и мини-футбольных ворот на Стадионе сеткой, спортивной площадки покрытием, баскетбольными щитами и кольцами, разметкой для игр, соответствующими требованиям технических регламентов, нормам, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилам, ответчиком указано о запросе МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл коммерческих предложений на покупку сетки для футбольных и мини-футбольных ворот; о работах по реставрации покрытия на спортивной площадке собственными силами Учреждения, после чего на площадку будет нанесена соответствующая разметка для игр; о реставрации баскетбольных щитов ответчиком, а также проведении работ по защите граней и углов; также Учреждением запланировано проведение работ по защите силиконовыми шлангами острых элементов (заусениц, гвоздей); также запланировано снятие цепей с баскетбольных колей и оборудование колец сеткой (соответствующий материал имеется в наличии Учреждения).
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержала вышеизложенную позицию по делу.
Представитель третьего лица - администрации городского округа «Вуктыл» также представил суду подробный письменный отзыв с изложением аналогичной позиции по делу.
Исследовав материалы гражданского дела, а также документы, представленные суду сторонами, заслушав прокурора и представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
В силу ч. 1, 6 ст. 37 Федерального закона № 329-ФЗ объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
По постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, а также к условиям проведения спортивных мероприятий с участием детей и молодежи, и которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии с п. 3.4.1 указанных санитарных правил для выполнения рабочих программ учебного предмета «Физическая культура», мероприятий программы воспитательной работы и курсов по выбору соответствующей направленности допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены Санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», которые направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, разделом 6 которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению услуг в области спорта, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, и которые обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими указанные услуги.
На территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» осуществляет свою деятельность Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл.
В соответствии с п. 1.1, 1.6, 2.1, 2.5 Устава МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл, Учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городского округа «Вуктыл». Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг по реализации гражданами гарантированного государственного права на получение дополнительного образования. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, оказания населению услуг физической культуры и спорта, создания для детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, удовлетворения их потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Учреждение вправе осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, деятельность спортивных объектов по проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе, деятельность по организации отдыха и досуга населения в области физкультуры и спорта.
Во владении и пользовании МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл находятся спортивные объекты и оборудование, которое используется при осуществлении Учреждением своей уставной деятельности.
Так, в собственности администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» находятся спортивные объекты и оборудование: стадион, хоккейный корт, трибуна на 68 мест, модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП), помещение для переодевания игроков, размер 7,5*5*3,5 м (сендвич панель ОПС-3/ПСБ-С, сайдинг, профнастил, освещение, отопление), расположенные на ул. Коммунистической г. Вуктыла.
На основании постановления и.о. руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» от 26 декабря 2014 года № 12/1444 в оперативное управление МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл передано муниципальное имущество: хоккейная коробка, трибуна на 68 мест, боксы для оштрафованных, модуль для переодевания (металлический каркас, ламинированное ДСП), помещение для переодевания игроков, размер 7,5*5*3,5 м (сендвич панель ОПС-3/ПСБ-С, сайдинг, профнастил, освещение, отопление) и иное имущество.
Постановлением руководителя администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 6 февраля 2012 года № 02/110 стадион и корт закреплены за МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл на праве оперативного управления.
Постановлением и.о. руководителя администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» от 24 апреля 2012 года № 04/406 МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 18840 кв. м., находящиеся в зоне спортивных комплексов и сооружений, рекреационной зоне г. Вуктыла в районе ул. Коммунистической, в том числе: земельные участки для размещения и эксплуатации стадиона, корта, спортивной площадки, лыжной базы и хозяйственного вагона.
На основании договора от 19 октября 2007 года администрацией городского поселения «Вуктыл» передано в безвозмездное бессрочное пользование муниципальное имущество - огороженная спортивная площадка, при осмотре которой установлено, что в ее составе находятся 2 баскетбольные стойки с воротами, секции ограждения, столбы, калитка, ударогасящее покрытие.
В силу вышеперечисленных требований закона МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл как владелец указанного имущества обязано обеспечивать его соответствие требованиям технических регламентов, нормам, правилам и требованиям, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, МБУ ДО «КДЮСШ» г. Вуктыл обязано обеспечивать безопасные условия образовательной деятельности, соблюдение требований, предъявляемых к используемым зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию при выполнении работ и предоставлении услуг в области спорта.
При этом вышеуказанный стадион также используется МБОУ «Средняя образовательная школа № 1» г. Вуктыл при выполнении рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» по курсам: легкая атлетика, спортивные и подвижные игры.
В соответствии с п. 6.1.1 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, въезды и входы на территорию объекта спорта, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны оборудоваться ровным твердым покрытием.
Согласно п. 5.1.1 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605, минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН (маломобильные группы населения). Пешеходные пути должны иметь непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями, остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2.2.3, 2.11.1 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками. На собственной территории не допускается скопление мусора. Мусор должен собираться в мусоросборники, мусоросборники следует закрывать крышками.
Согласно п. 2.9, 2.10 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м. во все стороны.
В соответствии с п. 6.1.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.
Как следует из СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» предусмотрены требования к естественному и искусственному освещению.
Пункт 6.1.5 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, содержит указание о том, что в составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, должны быть организованы отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, помещения для хранения и сушки обуви (лыжных ботинок и ботинок с коньками), туалеты (раздельные для женщин, мужчин), комната для хранения уборочного инвентаря.
Согласно п. 2.2.2 санитарных правил, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.
В соответствии с п. 4.1 п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций к покрытиям (поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игровых площадок в объектах спорта при образовательных организациях» устанавливаются следующие требования:
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в т.ч. разрывов, разломов, трещин и т.п.
-поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 56199-2014 «Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций» на поверхности игрового спортивного оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами, за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования. Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 4 мм.
Согласно п. 3.1.2.8 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» передняя сторона баскетбольного щита, обращенная к игровому полю, должна быть гладкой.
Пунктами 3.1.2.5, 3.1.2.10 ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний», пунктами 5.2.2.5, 5.2.2.13 ГОСТ Р 56440-2015 «Оборудование спортивное универсальное свободного доступа. Требования и методы испытания с учетом безопасности» предъявлены требования к размерам баскетбольных колец и сетки, в качестве которой могут использоваться цепи.
Согласно п. 9.2 СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» разметка площадок для игр должна осуществляться нанесением на поверхность покрытия хорошо заметных линий, выполненных клеевой, масляной или синтетической краской, или приклеиванием лент из полимерных материалов.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ).
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 24 августа 2015 года № 825 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи, согласно п. 2 которого руководители объектов, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают инвалидам оснащение объектов специальным спортивным инвентарем и оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
При этом суд соглашается с доводами прокурора относительно необходимости оборудования въездов и входов на Стадион, ровным твердым покрытием, функционально связанным с ним подъездом и стоянкой (парковкой) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, непрерывной связью с пешеходными путями на улице Коммунистической города Вуктыла и с автобусной остановкой на улице Коммунистической города Вуктыла, поскольку данные требования заявлены на основании п. 6.1.1. санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий и сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44.
Тогда как требования п. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о павах инвалидов», о чем указывают в отзыве ответчик и третье лицо, на вышеуказанные санитарные правила не распространяются.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения завяленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл об обязании оборудования стадиона в соответствии с требованиями законодательства о физической культуре и спорте - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» г. Вуктыл в срок до 1 июля 2022 года:
-оборудовать въезды и входы на Стадион, расположенный в районе ул. Коммунистической г. Вуктыла, ровным твердым покрытием, функционально связанным с ним подъездом и стоянкой (парковкой) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, непрерывной связью с пешеходными путями на улице Коммунистической города Вуктыла и с автобусной остановкой на улице Коммунистической города Вуктыла;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе улице Коммунистической города Вуктыла, закрывающимся мусорным контейнером, а также площадкой с твердым покрытием для сбора твердых коммунальных отходов;
-оборудовать Стадион, расположенный в районе улице Коммунистической города Вуктыла, наружным искусственным освещением, соответствующим санитарным требованиям;
-оборудовать вспомогательные помещения лыжной трассы и Хоккейного корта, расположенных в районе улицы Коммунистической г. Вуктыла, раздельными туалетами для женщин и мужчин;
-оборудовать расположенные на Стадионе в районе улицы Коммунистической города Вуктыла, футбольные и мини-футбольные ворота на Стадионе сеткой, спортивную площадку покрытием, баскетбольными щитами и кольцами, разметкой для игр, соответствующими требованиям технических регламентов, нормам, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилам;
-оснастить Стадион в районе улице Коммунистической города Вуктыла специальным спортивным оборудованием для занятия инвалидами физической культурой и спортом с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 19 июля 2021 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева