УИД (78OS0000-01-2021-001189-22)
Дело № 3а-257/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2021 года Санкт-Петербург
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Яцкевич Т.В.,
с участием прокурора Соловьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К А В о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии № 12 от 11 августа 2021 года № 7-1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 К А В»», обязании ТИК № 12 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13,
установил:
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года № 293, опубликованным в газете «Санкт-Петербургские ведомости» N 110, 21.06.2021, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 17 июня 2021 года № 239-11 в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2016 № 81-6 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее–Закон Санкт-Петербурга) полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 13 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию № 12 (далее – ТИК № 12).
Решением ТИК № 12 от 11 августа 2021 года № 7-1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 К А В на основании подпункта «з» пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
К А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения ТИК № 12 от 11 августа 2021 года № 7-1, обязании ТИК № 12 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13, ссылаясь на то, что в заключении специалистов-почерковедов, на основании которого признаны недействительными 123 подписи избирателей, отсутствуют сведения о примененных при исследовании технических средствах, разработке почерка и о проведении сравнительного исследования, а также на то, что имеются основания сомневаться в правильности внесения членами Рабочей группы ТИК № 12 сведений об избирателях в таблицу, переданную в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу для проверки достоверности сведений об избирателях, что является основанием для повторной проверки подписных листов судом.
Представители административного истца К Ю.М. и С Е.А. в суд явились, поддержали заявленные требования, не оспаривая обоснованность признания недействительными 12 подписей избирателей как лиц, не обладающих активным избирательным правом, просили назначить по делу судебную почерковедческую экспертизу по 123 признанным избирательной комиссией недействительными подписям избирателей в поддержку выдвижения административного истца кандидатом в депутаты.
Представитель административного ответчика Ц Л.В. в суд явилась, представила возражения на административное исковое заявление, полагая, что оснований для отмены оспариваемого решения и регистрации административного истца кандидатом в депутаты не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Под иным законом в рассматриваемом случае понимается Закон Санкт-Петербурга от 17.02.2016 № 81-6 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».
В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпункта «з» пункта 11 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга основанием отказа в регистрации кандидата является если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки;
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга.
В силу пункта 2 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
На основании пунктов 3, 3.1 статьи 38 Федерального закона, пункта 6 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности, содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, избирательные комиссии используют ГАС "Выборы", включая государственную систему регистрации (учета) избирателей.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются, в том числе:
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт «б»);
- подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»);
- подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»);
Аналогичные основания для признания подписей избирателей недействительными установлены в пункте 12 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга.
Решением ТИК № 12 от 23 июня 2021 года № 2-2 установлено, что для регистрации кандидата при проведении выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 необходимое количество подписей избирателей содержащихся в подписных листах, представляемых в комиссию, составляет 4785 и не может превышать 5263 подписи избирателей.
Из материалов дела усматривается, что 07 июля 2021 года К А.В. представил в ТИК № 12 документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата избирательным объединением – Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Санкт-Петербурге по одномандатному избирательному округу № 13 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва.
02 августа 2021 года К А.В. представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе, подписные листы, содержащие 5047 подписей избирателей; для проверки избирательной комиссией методом случайной выборки отобрано 1197 подписей избирателей, содержащихся в папках №№ 1,7,11,12.
По результатам проведенной проверки с учетом заключения по проверке подписных листов от <дата> года № №..., составленного специалистами-почерковедами Экспертно-криминалистического Центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обладающими правом самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз (далее – Заключение специалистов-почерковедов), а также результатов проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, проведенной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 05 августа 2021 года (далее – Таблица сведений), административным ответчиком согласно Итоговому протоколу проверки подписных листов признаны недостоверными (недействительными) 153 подписи избирателей, что составляет 12,78 процентов от отобранных для проверки подписей:
- 18 подписей, в отношении которых сведения об избирателе не соответствуют действительности;
- 123 подписи, в отношении которых сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей;
- 12 подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
В судебном заседании представители административного истца не оспаривали обоснованность признания недействительными 12 подписей избирателей, в отношении которых установлено, что они не обладают активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Исследовав оригиналы подписных листов, суд соглашается с доводами административного истца об ошибочности внесения членами Рабочей группы ТИК № 12 ряда сведений об избирателях из подписных листов в Таблицу сведений для осуществления проверки достоверности сведений об избирателях органом миграционной службы МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Так, данные о 4 избирателях (папка 7 лист 10 строка 2, папка 7 лист 69 строка 3, папка 12 лист 32 строка 3, папка 12 лист 39 строка 3) указаны некорректно по отношении к записям в подписных листах, уточненная органом МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информация об избирателях соответствует записям в подписных листах.
Также суд полагает невозможным признать недействительной 1 подпись избирателя (папка 7 лист 88 подпись 3), поскольку, согласно отраженной в Таблице сведений информации этот избиратель снят с регистрационного учета в связи со смертью 17.07.2021 года, однако сведения о дате смерти избирателя Таблица сведений не содержит; как следует из подписного листа, подпись избирателя в поддержку выдвижения кандидата проставлена 12.07.2021 года, в связи с чем предоставленная информация не исключает возможность внесения избирателем указанной подписи в поддержку выдвижения кандидата.
Вместе с тем, остальные 13 подписей признаны административным ответчиком недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, обосновано, несоответствие действительности сведений об этих избирателях подтверждаются данными, полученными в ходе проверки специалистами органа миграционной службы МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и не оспорены административным истцом.
Разрешая вопрос относительно обоснованности признания административным ответчиком 123 подписей избирателей недействительными на основании Заключения специалистов-почерковедов, суд учитывает, что согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга.
В Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 09.06.2021 N 9/75-8 установлено, что к проверке подписных листов привлекаются эксперты-почерковеды из числа специалистов МВД России, ФСБ России, Минюста России и иные эксперты (специалисты Минобороны России, органа регистрационного учета и других государственных органов). Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа. Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов. Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов. Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями (пункт 3.1.5).
Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям <1>. Методика применяется при проверке подписных листов в ходе федеральных избирательных кампаний с 2011 года (пункт 3.1.6).
Каждая запись изучается экспертом-почерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например, лупы с 10-кратным увеличением с подсветкой), делается разработка почерка, проводится сравнительное исследование (пункт 3.1.7).
Оценивая Заключение специалистов-почерковедов, суд принимает во внимание, что исследование осуществлено специалистами-почерковедами, имеющими право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз из числа специалистов Министерства внутренних дел Российской Федерации; Федеральный закон не содержит требований к форме заключения привлекаемого к исследованию подписных листов эксперта, допускает оформление результатов исследования в виде заключения и не содержит требований об указании методики, в соответствии с которой проводилось исследование и раскрытия содержания проводимых исследований; Заключение специалистов-почерковедов содержит все необходимые реквизиты, в том числе, данные кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе.
Будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, специалист-почерковед С Я.С. полностью подтвердила изложенные в названном Заключении выводы и указала методику, в соответствии с которой проводилось исследование, раскрыла содержание и последовательность проведенного исследования, сообщила об использованных технических средствах. Из ее показаний следует, что полученные в ходе исследования вероятные выводы не учитывались, подписи выбраковывались лишь в случае категорического вывода о внесении соответствующих сведений не избирателем, либо лицом, осуществлявшим сбор подписей, такой вывод основывался на совокупности выявленных частных признаков, бесспорно свидетельствующих о выполнении ряда (цепочки) подписей одним и тем же лицом.
Причин не доверять указанным показаниям судом не установлено, административным истцом не представлено суду никаких доказательств, позволяющих усомниться в правильности выводов специалистов-почерковедов, составленный ими документ по результатам исследования подписей не противоречит требованиям вышеуказанных актов; то обстоятельство, что эксперты не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не опровергает правильность их выводов, Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга не предусмотрено такое предупреждение экспертов, привлекаемых к проверке подписных листов.
Согласно пункту 3.2.3.10 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 09.06.2021 N 9/75-8, основания признания подписи недействительной по подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона используются в случаях, когда в проверяемой папке (нескольких папках) экспертом-почерковедом выявляются фамилии, имена, отчества избирателей, даты внесения подписей избирателей, выполненные одним лицом (так называемые цепочки). Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, то соответственно фамилия, имя, отчество, дата внесения подписи избирателя могут быть выполнены одним лицом только один раз. В связи с этим в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с фамилиями, именами, отчествами, датами, выполненными одним лицом, за исключением одной. Соответствующая подпись (подписи) признается недействительной (признаются недействительными) на основании заключения эксперта-почерковеда.
Как следует из Заключения специалистов-почерковедов, проведенная проверка подписей избирателей выявила 17, так называемых «цепочек», в которых фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, дата внесения подписи выполнены одним лицом, но не лицами, осуществляющими сбор подписей, что является основанием для признания всех, кроме одной подписи в каждой цепочке, недействительными.
Принимая во внимание, что административный ответчик ошибочно включил все подписи, указанные в цепочках, в число недействительных, то исключая по одной подписи из каждой цепочки, следует признать недействительным 106 подписей избирателей на основании Заключения специалистов-почерковедов.
Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы почерка лиц, в отношении вышеуказанных подписей избирателей, а в случае отказа - привлечении к участию в деле в качестве специалиста Д Н.Р. для проверки выводов экспертов-почерковедов.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В связи с изложенным, поскольку у суда отсутствуют основания не доверять Заключению специалистов-почерковедов, судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной почерковедческой экспертизы. В связи с отсутствием у суда необходимости получения консультаций и технической помощи при исследовании Заключения специалистов-почерковедов, судом с учетом положений статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении ходатайства о вызове специалиста также отказано.
Таким образом, избирательной комиссией обосновано признаны недействительными 131 подпись избирателей, что составляет 10,94 процента от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
При таких обстоятельствах, следует признать, что у ТИК № 12 имелись основания для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты на основании подпункта «з» пункта 11 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по регистрации административного истца кандидатом в депутаты отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
К А В в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии № 12 от 11 августа 2021 года № 7-1 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 К А В»», обязании ТИК № 12 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 - отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А.Витушкина