№ 2а-4656/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Евтюшкина И.А., при секретаре судебного заседания Киркиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Костромы об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация г. Костромы обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от 06.04.2016 по делу № 2-807/2016 на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления жилого помещения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства №-ИП от <дата> Администрации г. Костромы установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. В связи с неисполнением Администрацией г. Костромы исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 № от <дата> с должника - Администрации г. Костромы взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. С названным постановлением Администрация г. Костромы не согласна, так как полагает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, так как решение Свердловского районного суда г. Костромы может быть исполнено Администрацией г. Костромы только после поступления в бюджет города Костромы субвенций из областного бюджета. С учетом изложенного, Администрация г. Костромы просит суд освободить орган местного самоуправления от взыскания исполнительского сбора.
Административный истец,извещенный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, представлено ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в отсутствии представителя органа местного самоуправления.
Административные ответчики: Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в лице заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Удаловой Е.А., заинтересованные лица: прокурор г. Костромы, ФИО1, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в судебном заседании не присутствуют.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.04.2016 по делу № 2-807/2016 удовлетворены исковые требования прокурора г. Кострома, на муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда города Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Кострома Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Костромы.
Решение вступило в законную силу.
На основании выданного Свердловским районным судом г. Костромы исполнительного листа, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 07.07.2016 возбуждено исполнительное производство №-ИП. Установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - в течение 5 дней с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 05.09.2016 № с должника - Администрации г. Костромы взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с не исполнением в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа.
В силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Исследовав представленные суду должником доказательства, суд признает доводы Администрации г. Костромы о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа доказанными и обоснованными письменными материалами дела.
В соответствии с Законом Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету городского округа Кострома на 2018 год предусмотрены ассигнования в размере 35 328,8 тыс. руб. Указанных ассигнований достаточно для приобретения 36 жилых повешений с целью их дальнейшего предоставления первым 36 взыскателям согласно списку исполнительных производств согласно о предоставлении жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно списку исполнительных производства, обязывающих предоставить жилые помещения по договорам специализированного найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на <дата> ФИО1 числится за №.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2015 года, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области, государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя (в том числе):
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда;
2) принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов.
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Законом Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот бюджету городского округа Кострома на 2018 год предусмотрены ассигнования в размере 35 328,8 тыс. руб.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации отдельных государственных полномочий, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Дополнительная потребность в средствах областного бюджета для исполнения вынесенных судебных решений и находящихся на рассмотрении гражданских дел о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан, свидетельствует о явной недостаточности выделенных должнику денежных средств для осуществления указанных государственных полномочий.
Установив, что должником предприняты необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов (в том числе в отношении взыскателя ФИО1) суд приходит к выводу об отсутствии у истца виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный срок.
Суд исходит из наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения в определенный судебным приставом пятидневный срок для добровольного исполнения.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Кроме того, судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительскогосбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительскогосбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительскогосбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительскогосбора.
Истец не оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя, а основывает свои требования на обстоятельствах, свидетельствующих о необходимости освободить должника от взыскания исполнительскогосбора, в связи с чем по мнению суда к рассматриваемым правоотношениям не применим срок, предусмотренный законом для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя.
Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду сделать вывод о необходимости удовлетворения заявленных требований Администрации города Костромы.
Администрация представила доказательства, подтверждающие, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявлении Администрации г. Костромы удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Костромы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Коновой К.Е. от <дата> в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 руб.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья И.А. Евтюшкин