Р Е Ш Е Н И Е дело №2-1971/2023
Именем Российской Федерации 91RS0003-01-2023-001290-18
31 октября 2023 года г.Симферополь
Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Куриленко А.С.,
с участием истца Ровнягиной С.Н., представителя ответчика Шичко О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ровнягиной С.Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности принять новое решение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд <адрес> с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента предоставления справки формы ОК-5, с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на пенсионный орган возложена обязанность произвести ей перерасчет пенсии с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента предоставления в пенсионный орган справки формы ОК-5, подтверждающей уплату страховых взносов за этот период. Однако перерасчет не произведен. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации о перерасчете пенсии, не отражает произведенный, фактический перерасчет размера пенсии с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как размер пенсии не изменился. При действительном перерасчете ее страховой стаж бы увеличился на 12 лет, а чем больше трудовой стаж, тем больше индивидуальный пенсионный коэффициент, и, соответственно, размер пенсии. К распоряжению приложены данные о стаже, где указано, что стаж, якобы, учтен, но в выплатном деле имеются данные, что стаж учтен до ДД.ММ.ГГГГ и составляет 17 лет 9 месяцев 2 дня и только он учтен при расчете размера пенсии. На момент назначения отсутствовала справка формы ОК-5, подтверждающая уплату страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии требования уточнила, просила признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете пенсии, возложении обязанности принять новое решение, которое фактически отражало бы перерасчет пенсии с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента предоставления в пенсионный орган справки формы ОК-5, подтверждающей уплату страховых взносов за этот период.
В судебном заседании истица требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске. Полагала, что пенсионный орган должен учесть уплаченные ею страховые взносы, о чем она предоставила справку, и, соответственно, должен был измениться размер ее пенсии. Указала, что на нее не распространяется Федеральный закон №208-ФЗ, так как она не проживала на территории Крыма на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что раз суд обязал произвести перерасчет, то должен измениться размер пенсии при производстве такого перерасчета.
Представитель ответчика ФИО3 просила в иске отказать, указала, что на истицу не распространяются положения федерального закона №208-ФЗ, в связи с чем, предусмотренные таким законом сгенерированные взносы не рассчитываются. Апелляционным определением возложена обязанность произвести перерасчет с учетом страхового стажа, что и было сделано, а на размер пенсии это не повлияло, так как размер может измениться в связи с повышением ИПК. Указала, что для расчета ИПК истицы был принят период работы до 2002 года, а после 2002 года необходимо подтвердить уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, и для включения такого периода при расчете ИПК для крымчан был принят Федеральный закон №208-ФЗ, который позволяет рассчитывать сгенерированные взносы для расчета. На истицу это не распространяется, и спорный стаж на размер ИПК не влияет. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Случаи перерасчета страховой пенсии определены в ч.2 ст. 18 указанного федерального закона, к ним отнесены: - увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ; - увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ до даты назначения страховой пенсии; - увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Таким образом, перерасчет пенсии производится в связи с изменением ИПК или соответствующих коэффициентов. При этом, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФ РФ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с п.48 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н (действующих до ДД.ММ.ГГГГ) перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.49 Правил).
Из материалов дела следует, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ в виду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решением стаж определен в количестве 10 лет 5 месяцев 24 дней, величина ИПК – 11,281 (при необходимой 16,2).
Решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в отказе в зачете периода трудоустройства. На ГУ-УПФ Российской Федерации в <адрес> Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о назначении страховой пенсии, зачесть при расчете страховой пенсии ФИО1 периоды трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить в соответствии с требованиями п.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В остальном иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Из материалов пенсионного дела следует, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истице с ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости в размере 7 095,91 руб.. Согласно данным о стаже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в расчет стажа не был включен.
Также ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом было вынесено распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии, где указано, что общий объем материального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 564,29 руб., федеральная социальная доплата с ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 347,71 руб..
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в перерасчете пенсии по стажу за период с января 2002 по декабрь 2014. Как следует из решения, для перерасчета ФИО1 предоставила индивидуальные ведомости застрахованных лиц (формы ОК-5), выданных Пенсионным фондом Украины за период с января 1999г. по декабрь 2014 г.. Ранее эти же ведомости застрахованного лица были предоставлены при назначении пенсии. При этом в решении указано, что в случае учета стажа по представленным ведомостям расчет пенсии не изменится.
Согласно данным о стаже ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент принятия оспариваемого решения) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 лет 00 мес. 01 день) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 мес. 01 день) учтен в расчет общего стажа в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».
Решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований ФИО1 об отмене решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии, включении в перерасчет пенсии страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента предоставления справки формы ОК-5, подтверждающей уплату страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии признано незаконным. На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом страхового стажа трудовой деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за который уплачены страховые взносы, с момента предоставления в пенсионный орган справки формы ОК-5, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного апелляционного определения следует, что судебная коллегия пришла к выводу о том, что неполучение ответа из Пенсионного органа Украины о подтверждении уплаты страховых взносов не может быть достаточным основанием для отказа ФИО1 зачесть спорные периоды трудовой деятельности в страховой стаж для назначения пенсии по старости.
То есть вывод сделан о необходимости зачета спорных периодов работы истицы в страховой стаж для назначения пенсии.
В соответствии с положениями п.62 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции на дату вынесения распоряжения) перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается к выплатному делу получателя пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом вынесено распоряжение о перерасчете размера страховой пенсии по старости, установлен размер – 7 564,29 руб.. Согласно сведениям о стаже истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в расчет общего стажа истицы включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На обращения ФИО1 по вопросу перерасчета пенсии пенсионным органом были даны разъяснения в ответах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, где разъяснялось, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в страховой стаж при назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, разъяснен порядок начисления пенсии.
При рассмотрении требований в том виде, в котором они заявлены, суд учитывает, что после ДД.ММ.ГГГГ учитывается только страховой стаж, в который в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включаются периоды работы, которые выполнялись гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Независимо от включения периода работы после ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, страховые взносы, начисленные и уплаченные в Пенсионный фонд Республики Украина после ДД.ММ.ГГГГ, не могут учитываться при расчете страховой пенсии по старости ввиду отсутствия взаимозачетов по взносам между Российской Федерацией и Украиной.
Суд не может принять во внимание выводы, изложенные в кассационном определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-3341/2022 по административному иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, так как требования не разрешены, поскольку дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд <адрес>.
Истица заявляет о незаконности распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, оснований для признания незаконным распоряжения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает, поскольку при вынесении распоряжения период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен, что следует из данных о стаже истицы по состоянию на дату вынесения распоряжения. При этом электронная форма распоряжения о перерасчете пенсии не предполагает внесения сведений об учтенном стаже, а подтверждается соответствующим приложением со сведениями о стаже, соответственно, требование, в том виде, в котором оно заявлено, а именно о принятии решения с отражением перерасчета пенсии с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может быть удовлетворено. То обстоятельство, что истица не согласна с расчетом ИПК по представленным ею документам, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого распоряжения пенсионного органа.
Одновременно суд отмечает, что, поскольку истица не проживала на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то отсутствуют основания для применения положений п.4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающих возможность расчета тарифа страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для их включения в расчет ИПК только для лиц, проживавших на территории Республики Крым и <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять новое решение с отражением перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.11.2023