Дело № 2-309/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 25 сентября 2024 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.И., с участием:
помощника прокурора Верхневилюйского района Анахиной Е.Н.,
ответчика Семенова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д. в интересах Российской Федерации к Семенову Д. А. о взыскании средств, затраченных на тушение лесного пожара,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаев П.Д. в интересах Российской Федерации в лице Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратился в суд с вышеуказанным иском к Семенову Д.А. В обоснование иска указано, что вступившим в законную силу постановлением старшего инспектора ОНД и ПР по Верхневилюйскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 07 июня 2024 года Семенов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Установлено, что в период времени с 23 мая 2024 года по 24 мая 2024 года Семенов Д.А., находясь на участке местности в квартале 62 выделе 95 Верхневилюйского лесничества, расположенном на территории МО «Мэйикский наслег» Верхневилюйского района, в нарушение требований абз. 185 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №, с использованием открытого огня сжег сухую травянистую растительность, и впоследствии огонь перешел на лесной массив. В результате неосторожного обращения Семенова Д.А. с огнем возник лесной пожар, зарегистрированный под № от 24 мая 2024 года, который был ликвидирован 26 мая 2024 года, силами ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и Верхневилюйского филиала ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс». Согласно справке ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» о затратах на тушение лесного пожара № составляет 564112 рублей 77 коп., из них: затраты по оплате труда постоянных и сезонных работников - 361986 рублей 37 копеек; продукты питания - 27930 рублей; авиационные услуги - 168973 рубля 95 копеек; материальные расходы - 5222 рубля 45 копеек. Кроме того, из справки Верхневилюйского филиала ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах на тушение лесного пожара № составляет 814996 рублей 01 копейка, из них: затраты по оплате труда постоянных и сезонных работников - 708471 рубль 93 копейки; транспортные расходы - 13670 рублей; материальные расходы - 28828 рублей 75 копеек; прочие текущие расходы - 64025 рублей 33 копейки. Основываясь на изложенное, исполняющий обязанности прокурора просит взыскать с Семенова Д.А. в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) затраты по тушению лесного пожара на общую сумму 1379108 рублей 78 копеек.
Заинтересованное лицо - Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседание явку своего представителя не обеспечило.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании помощник прокурора Анахина Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Семенов Д.А исковые требования признал, при этом, учитывая его материальное положение, просил уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 мая 2024 года в 14 часов 15 минут обнаружен лесной пожар 2 Га, в квартале № выделе 95, в местности «Тэкэндэ» Верхневилюйского лесничества на расстоянии 6,3 км. от участка «Май», о чем 27 мая 2024 года лесничим ГКУ РС (Я) «Верхневилюйское лесничество» Т составлен акт о лесном пожаре № НСС.
Согласно указанному Акту, пройденной огнем площади составляет 6 га. Тушение пожара начато 24 мая 2024 года в 14 часов 15 минут, пожар локализован 25 мая 2024 года в 12 часов 00 минут, ликвидирован - 26 мая 2024 года в 14 часов 00 минут. На тушение лесного пожара было задействовано: 1 чел. - ЛО, 22 чел. - ПХС, 11 чел. - ППС, 26 - МН, ТР-1 ед., ТВ-1 ед., МЛПК-4 ед., ПМ - 1 ед.
В результате проверки по факту возникновения лесного пожара № НСС, обнаруженного 24 мая 2024 года установлено, что Семенов Д.А. находясь на территории местности Тэкэндэ села Мэйик, на землях сельхоз назначения Верхневилюйского участкового лесничества осуществил несанкционированное выжигание сухой травы (сельхозпал), в результате чего произошло возгорание сухой травы, впоследствии огонь перешел на лесной массив, возник лесной пожар на общей площади 6 Га (из них 3 Га лесная зона и 3 Га не лесная зона). Огонь прошел по лесной подстилке, ущерб лесному фонду не нанесен. Погибших и поврежденных деревьев не имеется.
Постановлением старшего инспектора ОНД и ПР по Верхневилюйскому району Б от 07 июня 2024 года Семенов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Кроме того, постановлением руководителя отдела государственного лесного надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - заместителя главного государственного лесного инспектора РС (Я) М № от ДД.ММ.ГГГГ Семенов Д.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ - то есть в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека и подвергнут к наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Вышеуказанные постановления не обжаловались и вступили в законную силу. Административные штрафы Семеновым Д.А. уплачены.
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст. 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесных пожаров включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.
Согласно п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» являются специализированными государственными учреждениями по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) и подведомственны Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденное Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2022 № 549, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, лесных отношений.
Согласно правовому смыслу п. 2 Постановления Правительства РС (Я) от 05 мая 2008 года № 179 «Об утверждении Порядка финансирования средств, выделяемых за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» (в редакции от 29 января 2019 года), главным распорядителем бюджетных средств по подразделу «Лесное хозяйство» является Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В силу п. 3 указанного Постановления, средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) по подразделу «Лесное хозяйство», в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) перечисляются на осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».
Согласно разделу III Рекомендаций, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся расходы на оплату труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, материальные расходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих в тушении лесного пожара), транспортные расходы (эксплуатация воздушных судов), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушеные лесных пожаров).
Согласно разделу V Рекомендаций, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.
Из справки Верхневилюйского филиала ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара №НСС следует, что сумма всех затрат на тушение лесного пожара составила - 814996 рублей 01 копейка, в том числе:
- затраты по оплате труда постоянных и сезонных работников - 708471 рублей 93 копейки;
- транспортные расходы - 13670 рублей 00 копеек;
- материальные расходы (горюче-смазочные материалы, продукты питания) - 28828 рублей 75 копеек;
- услуги физических лиц, привлеченных к тушению лесного пожара - 64025 рублей 33 копейки.
Также из справки ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» о затратах по тушению лесного пожара следует, что сумма всех затрат на тушение лесного пожара составила - 564112 рублей 77 копеек, в том числе:
- затраты по оплате труда постоянных и сезонных работников (оплата труда, начисление на оплату труда) - 361986 рублей 37 копеек;
- продукты питания - 27930 рублей 00 копеек;
- авиационные услуги - 168973 рубля 95 копеек;
- материальные расходы (горюче-смазочные материалы) 5222 рубля 45 копеек.
Суд считает доказанной вину Семенова Д.А. в возникновении лесного пожара в результате нарушения им Правил пожарной безопасности. Доказательств обратного суду не представлено.
При всех установленных судом данных, суд, проверив расчет суммы затрат связанных с тушением лесного пожара №НСС, признает их правильными и, учитывая установленную судом причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании расходов на тушение лесного пожара с ответчика в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п. 34 Постановления Пленума от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчик Семенов Д.А. состоит в зарегистрированном браке, на иждивении имеет 4 несовершеннолетних детей, двое из которых является малолетними, официально нигде не трудоустроен, кроме доходов от ведения личного подсобного хозяйства других доходов не имеет. Супруга ответчика находится в отпуске по уходу за ребенком, имеет кредитные обязательства перед ПАО «Сбербанк России», АО «ОТП Банк».
С учетом имущественного состояния ответчика, неосторожного характера причиненного вреда, суд считает возможным применить п. 3 ст. 1083 ГК РФ и уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара до 500000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 8200 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д. - удовлетворить частично.
Взыскать с Семенова Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> (паспорт № №) в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035723) в счет возмещения затрат по тушению лесного пожара, денежные средства в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Семенова Д. А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> (паспорт № №) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 8200 (восемь тысяч двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верхневилюйского
районного суда РС (Я): А.А.Никифоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2024 года.