Дело № 2а-5602/2018 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Слесаревой А.Ю.,
с участием представителя административного ответчика Петровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Большаковой Л.А. к Администрации Панковского городского поселения и главе поселения Федоровой Н.Ю. об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях,
установил:
Большакова Л.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Панковского городского поселения. Указала, что в нарушение требований Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ, административный ответчик необоснованно отказал ей в постановке на жилищную очередь в связи с отсутствием доказательств регистрации Большаковой Л.А. по месту жительства на территории поселения. При этом каких-либо документов, подтверждающих право Большаковой Л.А. состоять в данной очереди сотрудники Администрации самостоятельно не истребовали. Фактически же истец вместе с сыном проживают именно на территории Панковского городского поселения, отметка в паспорте о регистрации в <адрес> является недействительной, какого-либо жилья у Большаковой Л.А. не имеется.
Учитывая изложенное, Большакова Л.А. просит признать действия главы Панковского городского поселения Федоровой Н.Ю. по воспрепятствованию в принятии истца на жилищный учет незаконными; обязать административного ответчика в полном объеме устранить допущенное нарушение прав Большаковой Л.А., предоставив все необходимые документы, касающиеся ее жилищного положения, с постановкой на жилищный учет с даты первого обращения – 05.09.2017 г.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена глава Панковского городского поселения Федорова Н.Ю.
Административный истец, административный ответчик Федорова Н.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка в заседание обязательной судом не признавалась, в связи с чем, на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Представитель административного ответчика Администрации Панковского городского поселения в судебном заседании иск Большаковой Л.А, не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
05.09.2017 г. Большакова Л.А. обратилась в Администрацию Панковского городского поселения с заявлением о признании ее семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Уведомлением от 04.10.2017 г. Большаковой Л.А. было сообщено об отказе в признании нуждающейся, поскольку ею не были представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч.ч. 3, 4, 7 ст. 54 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В развитие вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ, в Новгородской области Постановлением Новгородской областной Думы принят Областной Закон от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями» (далее Областной Закон от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ).
Согласно п. 2 ст. 1 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ, к малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся граждане, достигшие возраста 18 лет (16 лет в случаях, предусмотренных законодательством), местом жительства которых является территория соответствующего муниципального образования, в установленном порядке признанные малоимущими и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежат граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (ч. 1 ст. 2 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ, для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявление о принятии на учет (далее - заявление) по установленной органом местного самоуправления форме с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи.
Частью 2 статьи 4 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению о принятии на учет.
В соответствии с п. 1 части 9 статьи 4 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается в случае, когда не представлены все необходимые для постановки на учет документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Постановлением Администрации Панковского городского поселения от 16.03.2016 г. № 43, с учетом изменений, внесенных Постановлением от 23.12.2016 г. № 242, принят Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее Административный регламент).
Согласно пунктам 2.6.1 и 2.6.2 Административного регламента, заявитель обязан самостоятельно представить следующие документы:
- паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность;
- документы, необходимые для признания гражданина малоимущим:
а) документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о постановке на учет и предоставлении жилья по договору социального найма;
б) правоустанавливающие документы на транспортные средства;
в) уведомления налогового органа о налогообложении имущества гражданина и членов его семьи;
- документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении:
а) сведения о лицах, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор социального найма, договор найма или поднайма, справка с места жительства о составе семьи и занимаемой жилой площади);
в) документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия в собственности гражданина указанных жилых помещений);
- справка о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина и членов его семьи из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") на территории субъекта Российской Федерации (за исключением Новгородской области), который являлся местом жительства гражданина и (или) членов его семьи до 1 января 2000 года. В случае изменения гражданином и (или) членами его семьи фамилии, имени, отчества указанная в настоящем пункте справка представляется на фамилию, имя, отчество, под которыми гражданин и (или) члены его семьи приобретали и осуществляли свои права и обязанности до 1 января 2000 года;
- документы, свидетельствующие о перемене фамилии, имени и (или) отчества (в случае если гражданин изменил фамилию, имя и (или) отчество);
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя в соответствии с законодательством РФ либо в силу наделения его соответствующими полномочиями в порядке, установленном законодательством РФ.
Пунктом 2.6.3 Административного регламента предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 2.10.2 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является непредставление документов, указанных в п. 2.6.2 настоящего Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Таким образом, вышеуказанные нормы федерального, областного и муниципального законодательства в их взаимосвязи, предусматривают собой перечень документов, которые гражданин, обратившийся с заявлением о принятии его на учет, обязан представить вместе с заявлением, и перечень документов, которые гражданин может представить, а может и не предоставлять, поскольку в любом случае данные документы запрашиваются органом местного самоуправления путем направления межведомственных запросов.
Из материалов учетного дела № 171 от 05.09.2017 г. следует, что при обращении Большаковой Л.А. с заявлением о признании ее малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявителем были представлены только копия паспорта и согласие на обработку персональных данных. Иных документов, предусмотренных частью 2 статьи 4 Областного Закона от 06.06.2005 г. № 490-ОЗ и пунктом 2.6.1 Административного регламента, Большакова Л.А. к заявлению не приложила.
Соответственно, учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства и принятых на его основании подзаконных актов, у Администрации Панковского городского поселения имелись все основания для отказа Большаковой Л.А. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях.
Учитывая, что один из необходимых признаков, влекущих за собой возможность удовлетворения административного иска, а именно незаконность действий муниципального органа, при рассмотрении настоящего дела не установлен, в удовлетворении иска Большаковой Л.А. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Большаковой Л.А. – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 20.11.2018 г.
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 20.11.2018 г.